Урок математики в 1-м классе по теме "Прибавление числа 6 с переходом через десяток"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • составить и разучить таблицу сложения для случаев img11.gif (67 bytes) + 6 с переходом через десяток;
  • продолжить работу по формированию у учащихся умений решать задачи;
  • расширить представление учащихся о пространственных фигурах, познакомить с пирамидой;
  • развивать познавательный интерес к математике, математический кругозор, навыки самооценки и самоконтроля;
  • воспитание интереса к математике, навыков коммуникативности

Оборудование:

  • учебник, Рудницкая, В.Н. Математика, 1 класс /Вентана - Граф, М., 2007
  • рабочая тетрадь,
  • рисунки зайки и барсучка,
  • игровизоры у учащихся,
  • таблицы (у учащихся и демонстрационная),
  • материал для моделирования (пластилин,палочки) пирамиды,
  • рисунок египетской пирамиды,
  • модели пространственных фигур,
  • карточки настроения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать.

- Какие качества пригодятся нам для успешной работы на уроке математики? (смекалка, воображение, собранность, творчеств).

II. Актуализация знаний.

- Сегодня к нам на урок пришли сказочные герои.

- Кто это?

Зверька узнаешь ты легко

По двум простым приметам:

Он в шубке беленькой зимой

И в шубке серой летом.

(Вывешиваю на доску Зайку и его друга - Барсучка).

2.1 Логическое упражнение.

- Какого флажка не хватает в нижнем ряду?

Недостающую фигуру дети рисуют на игровизоре, объясняют, как рассуждали.

2.2 Математическая цепочка.

- Зайка взмахнул флажком. Марш!

- Проверим, как считали.

2.3.Вспомним состав числа 6. Запишите.

2.4. Математический диктант.

- Найдите: разность чисел 10 и 5, 14-5, от 11 отнять 5, 12 минус 5, разность 13 и 5.

Самопроверка.

5, 9, 6, 7, 8

- Дополните эти числа до наименьшего двузначного числа:

5, 9, 6, 7, 8

5, 1, 4, 3, 2

     10

(запись на игровизорах у детей и на доске)

- Легко ли решать такие примеры? Почему? (легко к круглому числу прибавить любое число).

III. Постановка проблемы.

- Зайчик и Барсучок принесли листочек с заданием. (Вывешивается таблица)

img4.gif (3363 bytes)

- Расскажите, чем же будем заниматься на уроке? (составлять таблицу на сложение)

- Второе слагаемое будет разным или одним и тем же числом? (одним и тем же)

- Кто догадался, какое число будем прибавлять? (6)

- В результате сложения какие числа получим? (двузначные)

- Так какая же тема урока? (прибавление числа 6)

 IV. Открытие учащимися нового знания

4.1.

- Сколько примеров надо составить? (5)

- С какого числа начинать? (с 5)

- Как же будем прибавлять? (по частям)

Работа учащихся у доски с составлением примеров и комментированием:

Результаты сложения учитель записывает в демонстрационную таблицу, а учащиеся - в индивидуальные.

4.2. Работа по учебнику (с. 54 № 2)

- Вывод: Как прибавить 6? (по частям)

4.3. Фиксирование алгоритма прибавления числа 6.

- Повторим способ рассуждения. Как к числу прибавить 6?

На доске:

Физминутка.

1. Зайчики.

2. "Думающая шляпа"

3. Рисуем в воздухе

V. Первичное закрепление

- Проверим, такую ли составили таблицу? (учебник с. 57 № 13)

- Что говорят герои? (запомни)

- Почему нужно запомнить таблицу? (чтобы быстрее считать)

- Рассмотрим таблицу. Какую закономерность заметили? (второе слагаемое не изменяется, а первое увеличивается на 1 и сумма увеличивается на 1)

5.1. Игра "Глаз-фотограф".1 минуту фотографируем таблицу глазками, запоминаем.

5.2. Игра "День-ночь" (работа в парах). Учитель показывает ответы, а дети называют примеры и наоборот.

6. Решение задач.

1) Учебник с. 56 № 8

Чтение задачи

- О ком говорится?

-Что делали?

- Сколько вопросов в задаче? Прочитаем 1-й вопрос.

- Прочитаем 2-й вопрос (решение запишем в тетради)

2) Раб. тетрадь с. 53 № 3. Чтение и составление задачи по рисунку.

- Что значит составить задачу? (придумать условие и вопрос)

- Кто сможет задать свой вопрос? (Сколько чашек на 3-х полках? На сколько чашек больше на 2-й полке, чем на 1-й?)

VI. Физминутка

Дети произносят слова и рисуют одновременно двумя руками фигуры в воздухе.

Много ль нам, ребята, надо
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг.
А потом еще кружочек
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развеселый чудачок.

VII Геометрический материал

7.1. На доске пространственные фигуры.

- Назовите эти фигуры (конус, шар, цилиндр, куб)

- Назовите эти фигуры одним словом. (пространственные)

- Как называется новая фигура? Может быть кто-нибудь знает? (пирамида)

Если ученики не смогут назвать фигуру, то один ученик у доски составляет слово, расположив числа в порядке возрастания:

- Назовите предметы, которые имеют форму пирамиды (чайный пакетик, коробочка и т.д.)

Учитель демонстрирует модели разных пирамид (треугольные, четырехугольные и т.д.)

- А кто знает африканскую страну, где очень давно люди построили пирамиды из камня?

(Египет. Учитель демонстрирует иллюстрацию египетской пирамиды)

7.2. Практическая работа в парах

У учеников на партах лежат пакетики с пластилином и палочками.

- Достаньте материал из пакетика, прочитайте задание и выполняйте.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Раб. тетрадь с.54 № 5, № 8

- Выберите задание по желанию и выполняйте.

- Самооценка. После выполнения задания оцените свою работу - нарисуйте треугольник и закрасьте так:

  • зеленый треугольник - абсолютно уверен в правильности,
  • синий - сомневаюсь в правильности,
  • желтый - не справился,
  • красный - были трудности, но я справился.

Проверка решенных примеров.

IX Итог урока. Рефлексия.

- Чем занимались на уроке?

- Что было главным? Новым?

- Что показалось вам трудным?

- Что запомнилось и понравилось на уроке?

- Нарисуйте свое настроение.(- досада, - радость, - удивление и др.)

X. Домашнее задание.

- Найти дома предметы, имеющие форму пирамиды.

- Запомнить таблицу "+ 6".