Урок-презентация по математике в 1-м классе "Космическое путешествие"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

образовательная:
закрепить приемы сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
формировать вычислительные навыки и умение решать задачи.

развивающая:
развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память.

воспитательная:
воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.

Оборудование.   Компьютер, диск с презентацией,  видеофрагмент  «Взлет ракеты», ММД «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», учебный ММД «Семейный наставник»,  учебник «Математика» 1 класс  М.И.Моро.

Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа, разноуровневая работа, работа с компьютером.
Вид урока – нестандартный,  урок-путешествие, урок - презентация

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Начнем урок с минуты настроения. Что вы ожидаете от урока?
( Ответы детей)

Учитель: Спасибо  за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность на уроке помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.
Тем более, что мы отправляемся в «космическое путешествие».

Вступительное слово учителя.

Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась 12 апреля 1961 года.
Ю.А.Гагарин на ракете «Восток» первым в мире осуществил мечту многих поколений людей, полетел в космос.

Посмотрите как это происходило. (Показ видеофрагмента «Взлет ракеты». ММД Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»)

Мы должны знать людей с помощью которых осуществилась эта мечта.

Приложение 1. Слайд 1.

Ю.А.Гагарин- первый космонавт.
К.Э.Циалковский – первый человек, который предположил возможность полетов в космос и даже изобрел ракету.
С.П.Королев – конструктор ракет-носителей и космических кораблей.

2.Устный счет. Повторение состава чисел от 11 до 20.

Учитель. Внимание! Объявляется предстартовая готовность. Вам пришло звуковое письмо.

1) Арифметический звуковой  диктант. Приложение 1. Слайд 2.

Запишите число:

- состоящее из 1 дес. и 2 ед.
- на единицу меньше, чем число 14
- стоящее между числом 10 и 12
- следующее за числом 18
- на единицу больше, чем число 18

Проверка.   Приложение 1. Слайд 3.

  12, 13, 11, 16, 17, 19.

- какое число самое маленькое?  (11 – на слайде выделяется изменением цвета)
- какое число самое большое? (19 - на слайде выделяется изменением цвета)

Запишите числа в порядке возрастания.  11, 12, 13, 16, 17. 19.
Допишите пропущенные числа от 11 до 20.

- Какие числа записали? ( Двузначные)

2) Состав чисел от 11 до 20. Приложение 1. Слайд 4.

Учитель. Посмотрите на наше «звездное небо».
( На слайде изображения звезд с числами)

Справка из истории созвездий:.
Наблюдая за звездами, люди наиболее яркие и заметные группы звезд объединяли в созвездия.
Наши созвездия «числовые».  ( Состав чисел 12, 13, 14, 15)

3. Актуализация знаний.

Решение примеров. Приложение 1. Слайд 5.

Найдите «лишний» пример.

5 + 4 =                7 + 1 =                    5 + 3 =
8 – 2 =               14 – 4 =                    7 – 4 =
6 + 5 =                8 + 3 =                    9 + 5 =
9 + 6 =                7 + 5 =                    6 + 8 =

(При проверке на слайде по щелчку появляются  значения данных выражений)

Ответ. Лишний пример в каждом столбике на вычитание.

(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)

- Какой пример лишний из оставшихся?

Ответ. Пример с ответом на однозначное число.

(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)

- Какие примеры остались?

Ответ. Примеры на сложение однозначных чисел  с переходом через десяток.

4. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня мы закрепим знания сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Вы успешно справились с заданиями, поэтому вам предлагается занять места в ракете. ( На доску вывешивается рисунок с изображением ракеты)
Много планет вокруг  Cолнца  летает?
Может быть люди на них обитают?
Давай - ка в ракету мы сядем скорей
Помчимся в Космос света быстрей.

5. Постановка проблемы и решение затруднения.   Приложение 1. Слайд 6.

Учитель: Нужно вывести ракету на орбиту, найти правильный путь.

Коллективная работа.              
( На слайде правильный путь указывается стрелками, которые изменяют цвет с зеленого на красный.)

- В чем видите затруднение?
(Примеры на вычитание с переходом через разряд)

- Какие знания пригодились для решения данных выражений ?
( Знание состава чисел)

- Как вычитали?  (По частям: 12 – 2 – 2, 13 – 3 - 4)

6. Физминутка. Приложение 1. Слайд 7.

 Слайд со звуковым комментарием.

Раз, два,- стоит ракета            (Руки вверх, ладони образуют «купол» ракеты)
Три, четыре- самолет.            ( Руки в стороны)
Раз, два- хлопок в ладоши    
И потом на каждый счет.        (Руки на пояс)
Раз, два, три, четыре-               (Наклоны туловища)
Руки выше, плечи шире-и на месте походили

7. Закрепление знаний

1. Работа по учебнику. С.69.№ 3( 1- 3)

Учитель. В космосе ставят опыты, ведут исследования.
Сейчас вам предстоит «исследовать» примеры.
Работа в парах.
Анализ. – Что общего в примерах каждого столбика?

2. Самостоятельная  разноуровневая работа. Приложение 1. Слайд 8
(Задание на слайде: зеленая полоса- облегченный вариант; желтая полоса- средней сложности; красная полоса- усложненный вариант)

Зеленая полоса:    7 + 6 =                   8 + 5 =                   9 + 4 =
Желтая полоса:    4 + 8 – 2 =            10 – 7 + 8 =             8 + 8 – 16 =
Красная полоса: 12 – 10 + * =  11   10 – 4 + * = 13       9 + 7 - * = 10

 8. Работа с геометрическим материалом. Приложение 1. Слайд 9

На слайде появляются изображения геометрических фигур.( Треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, овалы)
Учитель. НЛО преградили путь нашему кораблю.

- Что они собой  представляют? (фигуры)
- Разделите фигуры на две группы.    (многоугольники и круги)

(На слайде по щелчку происходит перестановка фигур).

Приложение 1. Слайд 10

- Каждую из полученных групп фигур,  разделите еще на две группы.

( треугольники и прямоугольники; круги и овалы)
(На слайде по щелчку происходит перестановка фигур).

9. Решение задач.  Приложение 1. Слайд 11

Учитель: Нам предстоит выход в открытый космос.
Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все необходимые ремонтные работы.
А вы на уроке математики должны учиться решать задачи.

Задачи появляются на слайде по гиперссылке.

2. Задача № 1 на слайде – под руководством учителя.  Приложение 1. Слайд 14
«В галактике находились 19 космических кораблей. Вскоре  5 кораблей прилунились, 2 – отправились на планету Марс. Остальные должны вернуться на планету Земля. Сколько кораблей должны вернуться на планету Земля?

Составляется краткая запись, которая появляется  на слайде.

Коллективное решение  задачи.

  1. 5 + 2 = 7 (к.) – прилунились и отправились на Марс
  2. 19 – 7 = 12 (к.) – вернулись на Землю.

Ответ: 12 кораблей.

2.Задача №2 Приложение 1. Слайд 13

«Петя увидел в телескоп 9 созвездий, а Вася на 3 меньше, чем Петя. Сколько всего созвездий увидели дети?»

Коллективный анализ и составление краткой записи.

Самостоятельное решение  задачи учащимися.

  1. 9 – 3 = 6 ( с.) – увидел Вася
  2. 9 + 6 = 15 ( с.) – всего

Ответ: 15 созвездий увидели дети всего.
Проверка решения на слайде

 3.Задача № 3 на слайде. Приложение 1. Слайд 15 

Индивидуальная работа.( со слабоуспевающим учеником)
« На планету Знаний высадились 9 космонавтов. Затем прилетели еще 8.
Сколько всего космонавтов высадилось на планету Знаний?»
9 + 8 = 17(к.)
Ответ: 17 космонавтов высадилось на планету Знаний.

Остальные – по учебнику: с.69 № 7  - самостоятельно.
Взаимопроверка.

10. Тестовая работа ( на компьютере) Приложение 1. Слайд 12  

Чтобы вернуться на Землю необходимо каждому найти правильный ответ.

1.Выбери пример с ответом 14
10 + 3         9 + 4          9 + 8         7 + 7


2. Выбери пример с ответом 11.
9 + 3           6 + 5          7 + 6          8 + 7

3. К числу 7 надо прибавить 6. Как разложить число 6?

4. Выбери число, которое состоит из 1 десятка и 3 единиц.
3              4               13               15

5.Среди данных чисел найди наибольшее.
15              11               17               13

6. Выбери число, которое меньше 16.
19              17                13              20

При правильном ответе появляется с помощью гиперссылки «Молодец» Приложение 1. Слайд 16, а при неверном ответе   - «Неверно» Приложение 1. Слайд 17  

Мы благополучно завершили полет.

11. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- чему учились?
- достигли ли цели?
- у кого были затруднения?
- удалось ли с ними справиться?

Учитель. Я благодарю вас за урок и награждаю.

Задания с поощрением.
МД диск «Семейный наставник», «Математика»- 2 класс. Раздел «Диагностика», тема- «Сложение и вычитание до 20».
(Дети выполняют задания по «цепочке»)

Заключительное слово учителя.
Может быть, после этого урока у кого- то из вас возникнет желание стать космонавтом или исследователем космоса. Но все мы должны помнить, что наша родная планета- Земля, которая всегда будет нас звать к себе, будет надеяться на вас и гордиться вами.