Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности школьников

Разделы: Начальная школа


В настоящее время с введением новых технологий изменился подход к организации учебной деятельности. Вопросы активизации познавательной деятельности относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальный, так и психолого-педагогический аспекты.

В связи с существенной перестройкой содержания образования в настоящее время возросла необходимость активизировать познавательную деятельность учащихся.

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.

Поэтому учитель должен развивать познавательный интерес, активизировать младшего школьника в различных видах его деятельности. Одним из средств активизации использование информационных технологий на уроке.

Именно использование информационных технологий на уроках в начальной школе являются важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников.

Эта проблема недостаточно разработана в методической литературе и ввиду своей значимости требует достаточного изучения.

Поиск условий формирования новых приёмов познавательной деятельности диктуется задачами перестройки и совершенствования системы образования. Разработка программ и методик такого формирования – актуальная задача психолого-педагогической науки и практики обучения детей. Изучение познавательной сферы необходимо для выявления резервов её развития и внедрение более современных способов обучения. Анализ имеющейся психологической литературы показывает, что существуют разные виды познавательной деятельности учащихся: их особенности определяются различными средствами, которые вводятся в процессе обучения и которыми пользуются дети.

Дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений, и поэтому поставлены перед необходимостью овладевать ими, использовать их. Чем глубже и тоньше познание окружающего мира, тем большим количеством знаков и символов пополняется сознание ребёнка и тем проще ему оперировать самыми отвлеченными символами. Установлено, что чем более развита символическая функция сознания, тем богаче для осмысления и познания становится окружающий мир.

В условиях развивающего обучения формирования приёмов познавательной деятельности является одной из центральных задач.

Познавательная деятельность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельных учебных действиях.

Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. В частности такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Одним из направлений совершенствования общего образования, и начальной школы в том числе, является информатизация. Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности – социально востребованные задачи. В последние годы в школе первой ступени был введен предмет “информатика”. Тем не менее, можно утверждать, что решение этих задач может осуществляться не только при изучении информатики со второго класса. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.

Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее учителю трудно было найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теперь же, с использованием компьютерных сетей школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика. Современная информатика велика по объёму и динамична. Компьютер является техническим средством, с помощью которого информатика реализует свой пользовательский аспект.

Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим требованиям сегодняшнего дня. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, но и использование компьютера в учебном процессе способствует повышению интереса к учёбе. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь по истине неисчерпаемые. На этапе реформирования российской школы все больше внимания уделяется информатизации начального образования. Информационные технологии – это мощное орудие, с помощью которого можно повысить не только познавательную активность школьников, но и развить интеллект школьника. Если говорить о специфике обучения младших школьников, то она предполагает многовариантное использование дидактических приёмов и методов в рамках одного урока: периодическую смену деятельности. Переключение внимания с одного объекта на другой, разнообразие форм учебного процесса (парная, групповая, фронтальная), методов (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский) и т. д.

Целесообразно проведение уроков с применением информационных технологий в кабинетах начальных классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке. Компьютер в этом случае становится современным средством обучения математике, русскому языку, окружающему миру и другим предметам.

Урочное применение электронных учебных материалов при обучении в начальной школе способствует развитию информационной компетенции учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем.

Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках урока появляются неограниченные возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Учителями в своей практике применяются различные электронные пособия, разработанные в Институте электронных программно-методических средств обучения, также пособия, изготовленные самими учителями. Используя возможности анимации, учитель может удачно продемонстрировать суть задач на движение, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учениками, выслушать различные мнения. Презентации, приготовленные к урокам литературы, помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанра. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся.