Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, насколько важны экологическое воспитание и образование, ведь именно познавая окружающую природу и общество, ребенок учится говорить, мыслить, общаться, размышлять, осваивает нормы социальной и экологической этики. Сегодня, в связи с нарастающим обострением экологических проблем, вопросы экологического воспитания ставятся особенно остро.
Проблемы сохранения источников чистой воды, видового биоразнообразия экосистем в промышленном Кузбассе стоят особенно остро. Администрация Кемеровской области стала инициатором проведения Дней защиты от экологической опасности. В настоящее время Дни защиты переросли во всероссийскую экологическую акцию. Найти путь в решении проблемы «Природа – человек – общество» средствами эколого-биологического воспитания и просвещения детей и молодежи - одна из важнейших задач МОУДОД «Станция юных натуралистов №2».
Дополняя школу и школьные программы, станция самостоятельно занимается теми направлениями экологического образования и воспитания, которые школой в полной мере реализованы быть не могут. Имея счастливую возможность отойти от классно-урочной школьной системы, система дополнительного образования детей получила уникальные возможности в использовании разнообразных форм организации воспитательной работы. Отсюда буйство форм, обучающих, воспитывающих в игре, в праздничной атмосфере, без скучного заучивания и нравоучений: праздник-конкурс, фестиваль детского творчества, ярмарка экологических знаний, экологический марафон, исследовательская работа, походы по экологическим тропам и т.д. Работая в системе непрерывного экологического образования, станция юных натуралистов № 2 в своей деятельности охватывает все возрастные группы детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшеклассниками.
Праздник- конкурс «Дом, в котором мы живем» разработан для проведения мероприятия экологической направленности с учащимися седьмых - восьмых классов как на базе общеобразовательной школы, например, для проведения смотра знаний или предметной методической недели, так и для учреждений дополнительного образования, работающих по данному направлению.
Праздник – конкурс проводится педагогами станции в течение трех последних лет в рамках Дней защиты от экологической опасности. Праздник особенно нравится ребятам, так как мероприятие носит познавательный характер, но при этом имеет много игровых моментов, соответствующих возрастным особенностям, что позволяет детям проявить творческое мышление в решении экологических проблем как региональных, так и глобальных. На практике ребята учатся основному принципу экологии: «Мысли глобально, действуй локально».
Структура праздника-конкурса «Дом, в котором мы живем»:
- Представление команд в творческой форме «Визитная карточка».
- Второй конкурс – брейн-ринг, в котором команды отвечают на экологические вопросы.
- Третий конкурс – «Экологическое буриме». Команды по набору ключевых слов составляют экологические лозунги и стихи.
- Четвертый конкурс – «Экологическая антиреклама» вредных для здоровья человека и для окружающей среды товаров.
В течение времени, когда жюри подводит итоги конкурсов, ведущий задает всем зрителям и участникам экологические загадки. Команды – победители награждаются сладкими призами.
Сценарий праздника - конкурса «Дом, в котором мы живем»
Праздник- конкурс «Дом, в котором мы живем» разработан для проведения мероприятия экологической направленности с учащимися седьмых - восьмых классов как на базе общеобразовательной школы, например, для проведения смотра знаний или методической недели, так и для учреждений дополнительного образования, работающих по данному направлению.
Ведущий:
Здравствуйте! Дорогие ребята, уважаемые педагоги, мы рады приветствовать вас на празднике – конкурсе «Дом, в котором мы живем».
Дом, в котором мы живем! Вслушайтесь в эти слова! Теплом и уютом наполнены они, ведь для каждого человека дом – это не только то место, где он живет, но также место, где его всегда ждут, где он находит понимание и заботу.
Для человечества домом является планета Земля, о ней он должен заботиться как о своем жилище, охранять реки, леса и поля, следить за порядком и чистотой, знать о жизни своих соседей: о животных и о растениях и о других живых организмах.
Сегодня на нашем празднике- конкурсе вы покажете свой уровень знаний в вопросах экологии и охраны природы, зоологии и ботаники, покажите свою смекалку и эрудицию.
Ваши выступления будет оценивать независимое и компетентное жюри.
Первый конкурс - представление команды (визитная карточка). Представление команды не должно длиться более 5 минут. При превышении этого времени команда получает замечание. Перед началом выступления команда сдает свою эмблему жюри.
Второй конкурс - брейн-ринг.
Внимательно слушайте задание! Я задаю один вопрос для двух команд, сидящих напротив друг друга. Время на обдумывание вопроса дается одна минута. Та команда, которая знает ответ, вскидывает свой флажок. Если ответ неверный право ответа переходит к команде – сопернице. Если обе команды дали неверный ответ, то ведущий зачитывает правильный ответ.
Итак, начали!
Вопросы для брейн-ринга:
1. Как называется наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей неживой природой?
Ответ. Экология.
2. Что такое заповедник и зачем нужны заповедники?
Ответ. Заповедники – это охраняемые территории, которые запрещено использовать в хозяйственной деятельности человека, охота и рыболовство также запрещены полностью.
3. Чем опасно уменьшение площади лесов на планете?
Ответ. Уменьшение площади лесов на планете приводит к повышению концентрации углекислого газа и уменьшению концентрации кислорода в атмосфере Земли.
Ведущий. Ребята, пришла пора посмотреть, знаете ли вы явления природы родного края, привычки и особенности наших соседей поланете.
4. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?
Ответ. Грязный, потому что он темный. Темные цвета поглощают больше солнечных лучей. (В черной шапочке летом жарче всего).
5. Почему весной не бьют пушных зверей?
Ответ. Пушные звери весной линяют, теряют густой и теплый подшерсток, а также весной у зверей детеныши.
6. Кто весной раньше начинает вести активный образ жизни: летучие мыши или насекомые?
Ответ. Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются.
7. Когда заяц-беляк бывает всего заметней?
Ответ. Когда вылиняет в серый цвет раньше, чем растает снег или когда земля обнажится прежде, чем беляк вылиняет.
8. Какие съедобные грибы появляются первыми?
Ответ. Сморчки и строчки.
9. Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватило скворечен?
Ответ. В парках, садах, рощах.
10. Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах?
Ответ. Таскают шерсть для гнезд и выклевывают насекомых и их личинок из кожи старых животных.
11. Отчего домашние утки и гуси весной начинают вдруг тоскливо кричать и приходят в сильное возбуждение?
Ответ. Предки наших гусей и уток были перелетными птицами, поэтому вовремя пролета диких, домашние утки и гуси тоскуют, их тянет куда-то улететь.
12. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом?
Ответ. Температура тела воробья одинаковая и зимой и летом.
13. Чем стрекочет кузнечик?
Ответ. На ноге у кузнечика зазубринки, на крыле зацепочки.
Треск получается от трения ноги о крыло.
14. Какая корова сытней живет – хвостатая или бесхвостая?
Ответ. Хвостатая. Хвостом корова отгоняет назойливых насекомых в то время, когда щиплет траву. Бесхвостой корове нечем отмахиваться от оводов и мух, она меньше ест, потому что ей приходится поминутно мотать головой и переходить с места на место.
15. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет?
Ответ. Потому что у собаки на теле нет потовых желез как у лошади. Собака высовывает язык для охлаждения поверхности языка и уменьшения перегрева всего организма.
16. У кого уши на ногах?
Ответ. У кузнечика орган слуха помещается в голенях передней пары ног.
17. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши?
Ответ. У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – «листопадники».
18. Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору?
Ответ. В гору. У зайца передние ноги короткие, задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы летит кубарем, через голову.
19. Если зайцы поздно начали белеть, какой ждать зимы - ранней или поздней?
Ответ. Поздней.
20. Все ли зайцы белые зимой?
Ответ. Белыми становятся только беляки, русаки остаются серыми.
21. Какой зверек спит всю зиму вниз головой?
Ответ. Летучая мышь.
22. Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят?
Ответ. синицы приносят пользу, так как разыскивают в щелочках и скважинах коры спрятавшихся насекомых, их личинки и яички и поедают их.
23. Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше заготовленных летом?
Ответ. Зимой деревья замирают, не впитывают в себя воду, поэтому дрова из деревьев, срубленных зимой, сухие и ценятся больше.
24. Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?
Ответ. Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркавшись, она очищает свой нос и может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает.
25. Что такое экологический мониторинг окружающей среды?
Ответ. Экологический мониторинг окружающей среды – это система мероприятий по слежению за состоянием природы, в последнее время экологический мониторинг отслеживает влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Брейн-ринг закончен.
Третий конкурс. «Экологическое буриме»
Ведущий. Командам предлагается набор ключевых слов, одинаковый для всех команд. Используя данные слова необходимо составить стихотворение на тему защиты окружающей среды, т.е. нашего большого общего дома.
Например, используя слова «леса – краса» можно придумать двустишие:
Реки, озера и леса –
Земли- матушки краса!
На выполнение задания дается 3 минуты, после чего представитель от каждой команды зачитывает свои экологические стихотворения. Итак, я выдаю вам листы с ключевыми словами, на которых вы запишите свои стихотворения. Листы не переворачивать, пока я не начну отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Перевернули листы и приступили к работе!
Командам даны следующие ключевые слова:
небеса – чудеса, человек – дровосек,
вырубать – дышать, пустота – неспроста.
Внимание, прошла одна минута! Внимание, прошло две минуты! Внимание! Третья минута заканчивается, командам по сигналу закончить работу! Давайте, послушаем, что же у нас получилось! Команды по очереди читают стихотворения, отдают работы жюри.
Ведущий. Спасибо командам! Теперь мы с вами убедились в том, что с помощью художественных образов люди могут бороться за благополучие, чистоту и порядок в нашем общем доме, на планете Земля!
Пока жюри подводит итоги прошедших конкурсов, давайте ребята подумаем вместе, какие же серьезные экологические проблемы встали перед человечеством в настоящее время.
Вопрос всем участникам: назовите глобальные экологические проблемы, которые предстоит решать человечеству.
В ходе обсуждения все вместе мы пришли к выводу, что в настоящее время человечество стоит перед необходимостью решения следующих экологических проблем:
антропогенное загрязнение окружающей среды, проблема парникового эффекта, проблема разрушения озонового слоя Земли, проблема сохранения биологического разнообразия на планете.
Ведущий. Жюри готово объявить итоги за прошедшие конкурсы.
Четвертый конкурс «Экологическая антиреклама»
Ведущий. Сейчас я предлагаю перейти к заключительному конкурсному заданию, которое называется «Экологическая антиреклама». Во многих странах Европы в последние годы получила широкое распространение экологическая антирекламная компания, целью которой является снижение спроса потребителей на тот или иной продукт, загрязняющий окружающую среду, или наносящий непоправимый вред здоровью человека.
Командам необходимо сделать антирекламу вредному для здоровья продукту питания, придумать сценический сюжет для антирекламного видеоролика. Например, для любимой всеми детьми «Кока-колы» можно подобрать следующий слоган: «Выйдя из дома, не пей кока-колу!»
Ведущий. Командам дается пять минут на создание сюжета, продолжительность которого не должна превышать более двух минут.
В этом конкурсе вы должны проявить все свои творческие и актерские способности, чтобы убедить всех присутствующих не употреблять следующие продукты питания:
картофельные чипсы; сухарики соленые; продукты быстрого приготовления, например, лапша «Роллтон»; сильно газированные напитки.
Ведущий раздает командам этикетки вредных продуктов.
Команды показывают свои сюжеты.
Ведущий. Спасибо всем командам! Сегодня в этом зале, на нашем празднике- конкурсе вы не только проявили свои актерские, режиссерские, творческие способности, но и показали, что вам не безразлична судьба нашей планеты, что вы знаете и любите природу родного края и готовы охранять прекрасный мир, в котором мы все живем.
Пока жюри подводит итоги нашего конкурса, давайте отгадаем веселые загадки!
- Растение видное, а прозвище - обидное.
Ответ. Лопух.
- Кто весь век в воде живет, а самой воды не пьет:
Ни озерной, ни речной, ни какой-нибудь другой?
Ответ. Рыба.
- В добротной избушке старушка живет.
Порой на прогулку Тихонько идет.
То в зарослях бродит, то выйдет к воде,
Хотя не выходит из дома нигде.
Ответ. Черепаха.
- В дверь вошло животное, до того голодное:
Съело веник и метлу, съело коврик на полу,
Занавески на окне, и картину на стене,
Со стола слизнуло справку и опять пошло на грядку.
Ответ. Коза.
- Сел Егор между гор.
Говорит: «А ну-ка, горы, молодца везите в город!»
Ответ. Верблюд.
- Неразлучный круг подруг тянет к солнцу сотни рук.
А в руках – душистый груз разных бус на разный вкус.
Ответ. Сад.
- Носил мальчик зеленый кафтанчик,
Стал паном – обзавелся красным кафтаном.
Ответ. Помидор.
- Гонит к морю ветерок сто поломанных дорог.
Ответ. Льдины.
- Пришла Маланья – зажглося пламя.
Пришел Пахом – затрясся дом.
Ответ. Гром и молния.
- Почему птицы летят осенью на юг?
Ответ: Потому, что они не могут идти туда пешком.
- Почему корова ложится?
Ответ: Потому, что она не умеет садиться.
- Кто кого греет: одеяло человека или человек одеяло?
Ответ: Человек греет одеяло.
- Когда человек бывает выше ростом: вечером или утром?
Ответ: Утром человек выше ростом, т.к. вечером хрящевая прокладка между позвонками сжимается от нагрузки.
- Почему хирург одевает маску во время операции?
Ответ: Чтобы микроорганизмы из его ротовой полости не попали в открытую рану больного.
- Гуляя на лугу мы иногда срываем травинку и начинаем ее жевать. Какая неприятность может быть после этого?
Ответ: можно заразиться гельминтозом
Жюри объявляет итоги конкурса. Ведущий прощается с участниками конкурса, их болельщиками и учителями.
Литература
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии.- Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Баландин Б.Б. 3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей.- М.: РИПОЛ классик, 2007.
- Комарова И.И., Бородычева Е.С. Большая книга вопросов и ответов: 100 000 фактов для умных и любознательных.- М.: РИПОЛ классик, 2006.
- 500 загадок для детей / Сост. И.А. Мазнин.- М.: ТЦ Сфера, 2006.