Цели и задачи:
- Расширить сведения учащихся о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия.
- Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).
- Учить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.
- Развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
- Электронное пособие по УМК «География. Планета Земля».
- Карта полушарий (физическая).
- Атласы.
- Карточки для рефлексии урока.
- Задания для «Географических исследований»
Содержание урока:
- Организация работы на уроке /раздача карточек/
«Рефлексия и оценочная деятельность на уроке» Фамилия, имя ученика _______________________________________________ тестирование опорный
конспект
сообщения «Географические
исследования»Итоги за урок 10 баллов – 4 балла – 1 балл – 3 балла – 18 баллов – Критерий оценки:
«5» - 16-18 баллов
«4» - 13-15 баллов
«3» - 9-12 баллов
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан
- Тестирование по домашнему заданию
- Самый большой океан:
Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический
- Наибольшие глубины характерны для океана:
Северного Ледовитого, Тихого, Индийского, Атлантического
- Море, практически, со всех сторон окружённого сушей:
окраинное, материковое, межостровное, внутреннее
- К окраинным морям не относится:
Карское, Балтийское, Северное, Аравийское
- Средняя солёность вод Мирового океана составляет:
28‰, 35‰, 37‰, 42‰
- Средняя температура поверхностных вод океана равна:
+4º, +17º, +10º, +20º
- какие океаны соединяются проливом Дрейка:
Северный Ледовитый и Тихий
Атлантический и Индийский
Атлантический и Тихий
Индийский и Тихий - Марианская впадина является частью:
Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого, Индийского океана - Гвинейский залив омывает:
Евразию, Австралию, Африку, Южную Америку
- Самый крупный остров Земли:
Мадагаскар, Новая Гвинея, Гренландия, Сахалин
- Самый большой океан:
- Проверка тестирования и запись результатов в карточку
- Изучение нового материала:
- какие свойства воды обеспечивают возможность её движения?
/температура и солёность/
- о чём мы сегодня узнаем?
/читают стр.74 «Вы узнаете»
- и так тема нашего урока:
«Движение воды в океане» - зачитывают дети
Учитель: Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия
Приложение
По ходу изучения нового материала вы должны составить Опорный конспект по представленному образцу - Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня» на фоне слайда №3 (рис3)
...Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы.
Смотрите, смотрите - как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.
Как будто меж ними затеялась ссора -
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят…
Учитель: Так что же такое «Волна»?
- Понятие - «Волна» - чтение с доски (эл.учебник)
- Строение волны – видео-слайд №4 (рис3), Р-слайд №5, Геофокус - (эл. учебник)
- Разновидности волн
- ветровые волны (штиль, шторм) - слайд №6 (рис.4,5) + Ф(слайд - шоу эл.учебника) - Причины их образования (переменные ветры)
- Высота волн - (работа с текстом стр.74)
- Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…
- Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?
Дети: - цунами
Понятие «цунами» чтение с доски (эл. учебник) - Причины образования волн цунами ( сообщение) + слайд - Р (эл.учебник)
Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения.
Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние - в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час. - География волн цунами –карта «Землетрясения» стр.22
- Последствия цунами - Ф (слайд-шоу эл. учебник) (до и после цунами)
слайд №2
Описание цунами - чтение наизусть отрывка
- Сообщение - В 1784 г. пошёл ко дну японский корабль. Команда высадилась на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Морские течения с удивительной точностью принесли бутылку к берегу, расположенной вблизи той деревни, где родился автор записки, но, к сожалению, только через…150 лет после катастрофы, в 1935 году.
- Учитель: О каком виде движения воды говорилось в сообщении?
- Океанические течения - Понятие - зачитывают в учебнике на стр.75
- Причины образования - объясняет учитель (постоянные ветры)
слайд №7
- Виды течений (теплые и холодные)
- География и закономерности размещения тёплых и холодных течений
(холодные от полюсов, теплые от экватора)
учитель дополняет об отклонениях течений в северном и южном полушариях
К (эл. учебник)- «Поверхностные течения» и атлас стр.14-15 - «Мои географические исследования» стр.75 работа с картами в группах по заданию учителя: слайд №8
Первая группа
А) Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры,и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 42º ш. 173º з. У остр…Нов…Вторая группа
Б) В какой части Атлантического океана на 50º - 60º с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответТретья группа
В) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30º с.ш. и 70º з.д.
Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль
на 36º с.ш. и 50º з.д.
1.Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.
2.Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.Четвертая группа
Г) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Как можно объяснить её образование?
- Значение течений
- влияние на климат - зачитать в учебнике – стр.75
Учитель: Следующий вид движения воды в океане - Приливы и отливы слайд №9 (рис.6,7)
- Понятие – Р (эл.учебник)
- Причины образования - зачитать в учебнике стр. 75
- Высота приливов - К (эл.учебник), Блокнот – эл.учебник
- Использование приливов и отливов
- Учитель: Итак, мы разобрали все основные виды движения воды в океане.
Вы смогли воспроизвести изученный материал в опорном конспекте?
- Проверим результаты работы по видам движения воды в океане – запись результатов в карточку (2ответа - 1 балл)
- на слайде опорный конспект с правильными ответами слайд №10
Учитель: Ребята! Кто из вас не допустил ни одной ошибки?
- Понятие – Р (эл.учебник)
- Подведение итогов за урок
Поднимите руки те, ребята, которые получили сегодня за урок оценку «5», «4»
- Домашнее задание
Составить словарь терминов по теме «Движение воды в океане» слайд №11
Приложения к конспекту урока «Движение воды в океане»
Рис.1 |
||