Урок-сказка по математике. Тема: "Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Закрепление изученного материала" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: закрепить умение решать примеры вида + - 1, + - 2 в пределах чисел от 1 до 7; формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их; повторить последовательность чисел натурального ряда, состав чисел от 1 до 7; повторить материал по теме «Многоугольники»; развивать навыки устного счета, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, интерес к урокам математики.
Оборудование: игрушечные или рисованные Колобок, Заяц, Лиса, Медведь, Волк; калитка с двумя створками, таблички с ребусами, красочно выполненное наглядное пособие морковь (7 штук), яблоки (6 штук), нарисованные «кочки», геометрический материал: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, пятиугольник, шестиугольник.
Тип урока: урок-сказка.

Ход урока

I. - Дети, вот и прозвенел звонок, начинается урок. Но урок у нас сегодня необычный. Вы хотите побывать в сказке? Тогда закройте глаза и прислушайтесь (звучит сказочная мелодия). Вот мы и оказались в сказке. Сегодня нам предстоит много путешествовать, нас будут поджидать опасности и неожиданные встречи. Вы готовы отправиться в путь по дорогам сказки? Тогда пожмите  друг другу руки и пожелайте удачи. А чтобы каждый из вас чувствовал поддержку и верную руку товарищей, я предлагаю выбрать девиз для нашего путешествия: «Один за всех и все за одного». Итак, в путь!
(звучит сказочная мелодия)

II. Решение задачи.
В давние-давние времена люди хранили муку в амбарах. Амбар – это место, постройка, где хранят муку. Сусеки – так в старину называли ящики для муки, круп.
Жили- были дед да баба. Вот однажды и говорит старик: «Испеки мне, старуха, колобок!» Старуха по амбару помела и набрала 3 килограмма муки. По сусекам поскребла и набрала 2 килограмма муки. Из всей муки испекла старуха колобок. Скажите, дети, сколько муки потратила старуха на выпечку колобка?  (Дети составляют пример 3+ 2 =5)
- Хорошо, ребята, правильно вы справились с заданием. Но что же будет дальше?

III. Решение примеров.
Испекла старуха Колобок и положила его на окошко студить,  а он полежал-полежал и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку. Докатился Колобок до калитки. А калитка хитрая-прехитрая. У нее имеется две створки, а на каждой створке примеры написаны. Кто правильно решит примеры, тому она и раскроется. Опечалился Колобок. Он в школе не учился, примеров решать не умеет. Но я не думаю, что стоит грустить. Ведь сегодня он не один в сказке. Мы рядом с ним. Поможем ему, ребята?

4+1= 
5+1=
2-1=
3+3=
2+2= 
2+3=
1+1= 
4-2= 
3-1=
6-1 =

(Дети выходят к доске и записывают ответы примеров)

IV. Счет предметов.
Отворилась калитка, и покатился Колобок по дорожке. А мы путешествуем вместе с ним. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Заяц: «Колобок, Колобок, помоги мне правильно сосчитать морковки и яблоки  в корзине и скажи, чего больше, да на сколько больше, а не то я тебя съем!»
- Посмотрите, ребята, как загрустил Колобок! Если бы надо было бы песню спеть, то Колобок сам справился бы. Но сосчитать, да еще правильно, он не сможет. Поможем ему? (Дети считают, выставляя на наборное полотно морковь 7 штук и яблоки-6 штук. Определяют, что морковок на 1 больше, чем яблок)
- Молодцы, ребята, так здорово помогли Колобку сосчитать морковь и от Зайца избавили. 

V. Физкультминутка

Один, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим…
Один, два - выше голова,
Три, четыре! – руки шире!
Пять, шесть! – тихо сесть.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

VI. Решение равенств и неравенств
Распрощался Колобок с Зайцем и покатился дальше. Но новое испытание ждет его в пути. Перед ним - болото. А всё болото покрыто кочками. На каждой кочке – задания. Верно выполнишь задание – пройдешь через болото, а если нет – оступишься и утонешь. Заплакал Колобок. Не ходил он в первый класс, многого не знает и не умеет. Ну, что, ребята, поможем ему?

                                                                                                        
4…63….0 2….56….3 3….2
0…14….26….6 1….54….3

VII. Устный счет
Покатился Колобок дальше. С кочки на кочку миновал он страшное болото. А вот и новая встреча – Волк. Но мы, отважные и умные путешественники, готовы к ней. Говорит Волк «Колобок, Колобок, я тебя съем!». « Не ешь меня, Волк, я тебе песенку спою», - говорит Колобок. «Песни я и сам петь умею,- отвечает Волк, - а вот устно и быстро считать не умею. Послушай и реши задачи в стихах, тогда жив останешься». Поможем, ребята?

Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У мальчишек малышей?     (1+1)

На поляне у дубка
Крот увидел три грибка,
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов?    (2+1)

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?       (6 - 1)

Пять щенят плюс мама – лайка.
Сколько будет? Сосчитай-ка!     (5+1)

Известно, сапожек не носит кошка,
Но мама кошке купила сапожки.
Сколько сапожек мама купила,
Чтоб кошка лапок не намочила?     (4)

Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?    (5 – 1)

Два щенка-баловника бегают, резвятся.
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько будет всех друзей?    (2+3)

VIII. Работа с геометрическим материалом
Выручили мы Колобка, отпустил его Волк. Только было обрадовался Колобок, ан нет. Тут его Медведь поджидает. Нес он вам, ребята, геометрические фигуры, рассказать вам о них хотел, да второпях зацепился за дерево и все перепутал и забыл. «Если не назовешь правильно фигуры, я съем тебя, Колобок!»
Придется нам снова выручать Колобка. Назовите правильно геометрические фигуры. Дети получают карточки с фигурами и определяют, как они называются. (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, пятиугольник, шестиугольник, трапеция)

IX. Решение ребусов
- Молодцы, ребята, все правильно сделали. Но если вы помните сказку, дорогие мои путешественники,  то знаете, что на этой сказочной дороге остался еще один сказочный персонаж. Кто же это? Ну, конечно, Лиса. Будьте внимательны, она очень хитрая. Да вот и она сама: «Колобок, Колобок, я тебя съем, если ты не выполнишь мои задания». Дети, до конца путешествия сказочного времени остается совсем мало. Если мы задержимся в сказке дольше обычного, то это может перепутать все сказки. Как вы думаете, мы успеем помочь Колобку, или оставим его одного с Лисой? (Дети решают помочь Колобку)
Итак, что же предлагает Лиса? У нее в корзинке математические ребусы. Поможем Колобку разгадать их? (Да)

пи 100 лет
про 100 р
сви 100 к
100 рона
100 лица
ви 3 на
ак 3 са
с 3 ж
по 2 л
ли 100 к
те 100
7 я

X. Подведение итогов
Жаль Лисичке отпускать Колобка, да ничего не поделаешь. Колобок благодарит каждого из вас за помощь, а я благодарю за отличную работу. Ваш друг Колобок приглашает вас побывать еще когда-нибудь в сказке. Мы принимаем приглашение? (Да!) Дружить с книгой, со сказками нужно обязательно. Кто много читает – тот много знает. А еще раз вы убедились в том, как замечательно быть умными и грамотными людьми. Вы пока первоклассники, впереди у вас много лет школьной жизни, но уже сегодня вы поняли, как важны знания, как много вы уже умеете и понимаете. Дерзайте, учитесь и тогда вам не будут страшны никакие трудные задачи. Успехов вам в дальнейшей учебе!
Все имеет свой конец, вот и подошел конец урока. Мы возвращаемся из сказки чуть раньше, чем прозвенит волшебный звонок, став еще умнее, добрее, внимательнее друг к другу. Спасибо за работу.

 Урок окончен!