II |
Каллиграфическая минутка, словарная работа:
- Ребята, перед уроком у нас потерялась одна буква. Что нам делать?
- Я вам дам подсказку – искать её надо в словах-отгадках к загадкам. Вы готовы? Итак:
1. Клейкие листочки
Зелёные почки
С белой корой
Стоит под горой.
2. Облетели листья,
Но остались кисти
Красные, яркие
Птичкам подарки.
3. Ох, не трогайте меня,
Обожгу и без огня!
(после отгадывания загадок на доске появляется карточка со словом: Б.РЁЗА, Р.БИНА, КР.ПИВА)
- Какая буква потерялась и почему вы так решили?
- Повторим написание строчной буквы «р» и соединения с этой буквой.
(прописываю с комментированием «р, ря, рв, ро, ре, ру»)
- Прочитайте слова-отгадки. Откуда эти слова?
- Почему они помещены в словарь?
- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
- Проверим.
(взаимопроверка)
- Что обозначают эти слова?
|
- Искать букву.
- берёза
- рябина
- крапива
- Буква «Р». Она есть в каждом слове – отгадке.
Дети ведут запись в тетради.
- Из словаря.
- Безударная гласная в корне – непроверяемая, написание этих слов запоминаем.
Дети записывают слова в тетрадь.
- Названия растений.
|
III |
Актуализация знаний:
- Отгадайте ещё одну загадку:
«В поле сестрички стоят.
Жёлтые глазки на солнце горят»
- Если изображение этого растения появляется на уроке, то чем мы будем заниматься?
- Повторим, какие группы слов нам уже известны.
(дети называют, на доске появляются лепестки с названиями: слова - предметы, слова - признаки, слова – действия. Один лепесток - без названия).
- Что мы узнаем на уроке?
|
- Ромашка.
- Изучением новых слов.
слова - предметы,
слова - признаки,
слова – действия
- Мы познакомимся с новой группой слов.
|
IV |
Постановка проблемы:
- Работаем в группах.
(Дети заранее разделены на пять групп)
- Вспомним правила работы в группах.
(Приложение № 3)
- Задание каждой группе:
«Разделить слова на 3 группы, записать в 3 столбика» (Приложение № 1)
- Проверим, как каждая группа справилась с заданием.
- Подведём итог:
- Какие слова записали в 1 столбик?
- Какие слова записали во 2 столбик?
- Какие слова записали в 3 столбик?
- У вас не возникло трудностей при выполнении задания?
- Назовите эти слова.
|
- Дети называют правила работы в группах, используя таблицу.
Дети работают на отдельном листе.
Представитель от группы отчитывается о работе.
- Слова - предметы.
- Слова – признаки.
- Слова – действия.
- Возникли. Остались слова, которые мы не смогли записать ни в один столбик.
- Слова «АХ, ОХ, УХ, ЭЙ, ОЙ»
|
V |
Поиск выхода из проблемной ситуации:
- Почему эти слова не подходят ни к одной группе слов?
- Попробуйте задать к ним другие вопросы.
- Как бы вы назвали эти слова?
- Называют их – МЕЖДОМЕТИЯМИ.
|
- К этим словам не подходят вопросы, которые мы можем задать к : словам - предметам, словам - признакам, словам – действиям.
- К этим словам нельзя задать вопрос.
Дети высказывают свои предположения.
|
VI |
Работа над темой:
1. Работа с учебником.
- Откройте учебники на с. 68, прочитайте правило и назовите другие междометия.
- Запишите все междометия в тетрадь.
2. Работа с предложениями на доске.
«Ах! Какая красота в лесу!
Ой, в норе живёт ёж!
Ай, зачем спугнул белочку!»
- Прочитайте предложения, назовите междометия. Подумайте, какие чувства они выражают?
- Назовите орфограммы во втором предложении.
- - Запишите предложение в тетрадь. (закрываю доску)
- Проверьте написанное. (открываю)
- Итак, какие чувства выражают междометия?
3. Правило написания предложений с междометиями.
Работа с учебником упр.104
- Где в предложении стоят междометия?
- Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения?
- Какие знаки препинания могут стоять после междометий?
- С какой буквы пишется следующее слово в предложении, если после междометия стоит запятая?
- С какой буквы пишется следующее слово в предложении, если после междометия стоит восклицательный знак?
- Составьте и запишите предложение по второй схеме.
- Проверим. Прочитайте составленное предложение.
- Какое чувство выражает междометие «АХ»?
Сделаем вывод – одинаковые ли чувства выражают одинаковые междометия?
4. Обобщение.
- Давайте обобщим всё, что узнали о новых словах-междометиях.
- Слушайте стихотворение и помогайте…
(звучит аудиозапись стихотворения «Междометие»)
5. Творческая работа.
- А сейчас немного творчества. Работаем в группах.
- Каждая группа составляет из слов предложение и записывает его на отдельном листе. ("Приложение № 2)
- Проверим.
- Прочитаем все предложения.
- Что получилось?
- Озаглавьте.
- Прочитайте предложения с междометиями. Какие чувства они выражают?
- Какие знаки препинания поставили в этих предложениях?
- Какая просьба звучит в рассказе?
На фоне показа фильма «Ранняя весна» на DVD, читаю стихи:
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты».
|
- Дети читают правило и называют другие междометия, записывают их в тетрадь.
- Междометие «АХ» выражает восторг, «ОЙ» - удивление, «АЙ» - сожаление.
Дети называют орфограммы.
Записывают предложение в тетрадь.
- Междометия выражают чувства радости, восторга, удивления, страха, жалости.
- В начале предложения.
- Точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
- Запятая, восклицательный знак.
- С маленькой буквы.
- С заглавной.
Дети записывают.
Дети читают.
Отвечают.
- Одно и тоже междометие может выражать различные чувства.
Дети договаривают слова.
Дети работают в группах.
Представитель от каждой группы вывешивает лист с составленным предложением на доску.
Дети читают:
Ах, как ярко светит солнце!
Снег тает, и бегут ручьи!
Ой, из-под снега появились подснежники!
Нельзя рвать первые цветы!
- Рассказ.
Дети придумывают заголовок.
Дети называют.
Дети перечисляют знаки препинания.
- Нельзя рвать первые цветы, природу надо беречь.
|