1.Цели урока:
Образовательные:
- формирование представлений о труде как важнейшем факторе производства;
- определение факторов, влияющих на цену труда (зарплату);
- изучение факторов спроса и предложения на труд.
- развитие навыков экономического анализа личных интересов;
- мотивация к глубокому изучению проблем перед принятием решений;
- обучение ведению аргументированной дискуссии.
- развитие навыков обсуждения для поиска оптимального решения;
- мотивация к поиску самостоятельного решения;
- воспитание способности агрегировать информацию и обобщать данные.
Развивающие:
Воспитательные:
2.Основные понятия
- Рынок труда
- Экономически активное население
- Спрос на труд
- Предложение труда
- Предельный продукт труда
- Стоимость предельного продукта труда
- Заработная плата
- Безработица
1.Место урока в учебном плане
Урок проводится в форме круглого стола, который призван подчеркнуть равноправие мнений его участников. Все участники круглого стола должны выразить свою точку зрения по поводу обсуждаемого вопроса, а не относительно мнения других участников. Очевидно, что вопрос, выносимый на обсуждение (какая профессия самая нужная), не имеет однозначного ответа. Каждый находит его для себя сам.
Важно подчеркнуть, что это урок по экономике, а не по управлению кадрами или менеджменту персонала. Он не ставит своей задачей обучить работе с многочисленными онлайновыми банками вакансий, составлению резюме или проведению интервью при устройстве на работу.
Задача урока — проиллюстрировать на конкретных примерах, какие экономические закономерности лежат в основе спроса и предложения на труд, как осуществляется формирование зарплаты и функционирование рынка труда в целом. Зная эти закономерности, каждый ученик сможет самостоятельно оценить свой интерес к той или иной профессии или специальности с точки зрения потребности в ней в будущем и возможного уровня зарплаты.
4. Введение в урок
Выбор профессии — один из самых серьезных жизненных вопросов в жизни.
Какую профессию получить сегодня, чтобы быть востребованным завтра? Этот вопрос остро стоит перед выпускниками школ. Альтернативная стоимость дальнейшего обучения может быть достаточно высокой как с точки зрения прямых денежных затрат на платное обучение в училищах и вузах, так и с точки зрения упущенной выгоды от работы непосредственно после школы и возможности сразу получать зарплату, вместо того чтобы платить за учебу. Особенно важно не ошибиться в выборе профессии – она должна быть востребована в будущем и хорошо оплачиваться.
5. Подготовка к уроку
Найдите в Интернете управление Государственной службы занятости населения по Татарстану и г. Альметьевск. Например, в Москве это www.labor.ru.. Ссылки на территориальные органы службы занятости содержатся также на сайте Федеральной службы занятости населения www.rostrud.ru.
6. Действующие лица
- Ведущий круглого стола. Им должен быть ученик, обладающий достаточной широтой мышления, чтобы суметь в краткой форме изложить по материалам Министерства экономического развития состояние рынка труда в целом.
- Приглашенные участники круглого стола. Ими могут быть ученики класса, поскольку перед каждым из них стоит проблема выбора будущей профессии. Альтернативно можно пригласить к участию в круглом столе представителей государственных и общественных организаций, занимающихся проблемами занятости, рекрутинговых и кадровых агентств, экспертов-социологов и т. п. Каждый из них может дать свою оценку состояния и перспектив рынка труда.
Ход урока
Постановка задачи (5 мин)
Ведущий круглого стола: я предлагаю построить обсуждение следующим образом. Мы начнем с краткой информации о текущем состоянии рынка труда в стране в целом.
Источником информации может быть последняя справка о текущей ситуации в экономике Российской Федерации с сайта Министерства экономического развития www.economy.gov.ru (раздел о макроэкономике).
В сообщении об информации должны быть отражены следующие вопросы:
1. Текущая ситуация на рынке труда в целом:
Экономические факторы, влияющие на изменение количества рабочих мест;
Изменение численности экономически активного населения;
2. Соотношение спроса и предложения на рынке труда:
- уровень безработицы;
- коэффициент напряженности на рынке труда.
3. Динамика уровня средней зарплаты:
- по стране в целом и в г. Альметьевск;
- по видам экономической деятельности;
- дифференциация зарплаты;
- соотношение роста зарплаты и роста производительности труда.
Затем каждый желающий принять участие в круглом столе должен выбрать одну профессию, которая его более всего интересует, и на базе материалов Федеральной службы государственной статистики РФ (www.gks.ru) и Государственной службы занятости населения по г. Альметьевск представить выступление, ответив на вопросы по следующему плану:
Каково общее количество вакансий в г.Альметьевск?
- Каково количество вакансий по избранной специальности?
- Число и в процентах от общего количества вакансий?
- Каков баланс спроса и предложения на труд по избранной специальности?
- Какова динамика средней заработной платы в городе?
- Какова среднемесячная зарплата работников избранной специальности?
В рублях и в процентах от средней зарплаты в регионе?
- В какой профессии цена предельного продукта труда выше?
5. Прогноз: специалисты каких профессий наиболее востребованы?
- У людей каких профессий самая высокая зарплата?
- По каким профессиям больше всего вакансий?
- Какая профессия будет самой нужной через несколько лет?
Помимо данных Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru) и региональных органов Государственной службы занятости можно пользоваться любыми материалами, в том числе базами данных о вакансиях и соотношении спроса и предложения по определенным специальностям на сайтах в Интернете (например, http://rabota.mail.ru, www.joblist.ru, www.hotjob.ru
Круглый стол(30 мин)
Подведение итогов обсуждения (10 мин)
Наверняка будут высказаны самые различные мнения о том, какая профессия самая нужная. Обобщение можно сделать по следующей модели, не делая нормативных выводов.
За круглым столом было высказано много мнений. Вот только некоторые из них: в ближайшем будущем будет расти спрос на инженеров и научных работников, поскольку в базе данных о вакансиях насчитывается несколько тысяч вакансий инженерных специальностей. Будет расти спрос на квалифицированную рабочую силу, поскольку основная масса вакансий в базе данных — именно рабочие специальности. В ближайшее время останется потребность в специалистах по сырьевым отраслям, поскольку Россия — сырьевая страна. В любой экономике всегда будут востребованы строительные специальности, программисты и любые специальности, требующие компьютерной грамотности, а также специалисты со знанием иностранных языков, причем не только английского (который уже просто обязателен для современного специалиста). Вместе с тем специальность не основное: главное, чтобы образование было фундаментальным, ведь предположить, каким будет рынок труда через десятилетия, невозможно.
8. Подведение итогов урока
В заключение дискуссии учитель должен обратить внимание на следующие аспекты теории рынка труда, которые были затронуты в ходе обсуждения за круглым столом.
- Рынок труда — это сфера устойчивого обмена между продавцами услуг труда и их покупателями за заработную плату. Население, выступающее на рынке труда в качестве продавца или покупателя, считается экономически активным. Те, кто находит работу, становятся занятыми, остальные остаются безработными.
- Спрос на труд — это объем услуг труда, который производители готовы приобрести при существующих ценах на труд (зарплатах). Предельный продукт труда — увеличение объема производства в результате найма дополни
тельного работника. Стоимость предельного продукта труда — произведение предельного продукта труда на его цену. - Предложение труда — это объем услуг труда, который домохозяйства готовы предложить на рынок при существующих ценах на труд (зарплатах).
- Равновесие на рынке труда показывает количество работников, которые будут наняты, и уровень их заработной платы — материальное вознаграждение наемному работнику за использование его труда.
- Спрос на труд растет, и фирмы нанимают работников, если доход от предельного продукта труда больше зарплаты.
Спрос на труд сокращается, и фирмы увольняют работников, если доход от предельного продукта труда меньше зарплаты. Когда доход от предельного продукта труда равен зарплате, фирма максимизирует прибыль и предъявляет
максимальный спрос на труд.
Нижний уровень зарплаты зависит от стоимости предельного продукта труда. Фирма не будет платить зарплату выше, чем стоимость предельного продукта труда нанимаемого ею работника. Чем выше уровень образования работника, тем выше цена его предельного продукта труда и (обычно) выше его зарплата.