Цель: Формирование у учащихся образа Московского Кремля, Красной площади, как уникальных исторических памятников, являющихся следами прошлого, хранящих память о важнейших событиях Московского государства; создание образа царя Ивана Грозного, формирование представлений о времени его правления.
Задачи:
- Формирование навыков работы с учебником, как источником информации.
- Закрепление навыков анализа, синтеза получаемой информации.
- Формирование представлений о проявлении самодержавной политики Ивана Грозного, об особенностях периода 1533 – 1584г. в истории Московского государства.
- Развитие памяти, мышления, речи учащихся.
- Воспитание интереса к истории отечества, тактичности и уважения по отношению к своим товарищам.
Оборудование:
- Иллюстрации (фотоиллюстрации) Москвы в различные периоды истории; людей, живших в период Московского государства; изображений архитектурных памятников Красной площади.
- Указатели групп: «Изыскатели», «Историки», «Аналитики», «Исследователи».
- Карточки с заданиями для групп.
- Увеличенная иллюстрация «Река времени».
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
---|---|---|
I | Организационный момент. - Начинаем урок – игру. На нашем игровом поле встречаются 4 команды. Путём жеребьёвки получите названия. - Итак! Первая команда ... Вторая команда … - Договоримся о правилах. - Можно ли совещаться в командах очень громко, заглушая других? - Можно ли продолжать обсуждение после сигнала об окончании работы? - Готовность команды определяется по поднятой вверх таблице с указанием названия команды. - Как вы должны отвечать? - По ходу игры я буду оценивать вашу работу, таким образом, к концу урока какая – то из групп выйдет в лидеры. - Вы готовы? Тогда начнём! |
- «Изыскатели» Ответы детей. |
II | Актуализация знаний: (на доске иллюстрация «реки времени», историческая карта Московского государства XIV – XVII в.) I тур «Блиц – турнир по вопросам» 1. На каком участке реки времени Российской истории мы остановились на прошлом уроке? - Подведём итог: II тур «Домашняя заготовка» - Каждой группе было дано задание - подготовить короткие сообщения о людях Московского государства. I группа – о крестьянах - Итак, во времена Московского государства на его территории жили крестьяне, бояре, дворяне, книгопечатники, стрельцы. |
- Период Московского государства. |
III | Определение темы: (открываю доску с иллюстрациями Московского Кремля, Красной площади) |
- О Кремле, Москве. Ответы детей. |
IV | Постановка проблемы, поиск выхода из проблемной ситуации: III тур «Заморочки» - Сейчас каждая команда получит по пословице, их надо растолковать. При подготовке используем свой личный опыт и учебник с.15 – 16. На подготовку и обсуждение – 3 минуты. (показ иллюстрации Кремля) - Сейчас мы видим Кремль таким, но он стал таким не сразу. Этим стенам более 500 лет. Сначала – в XII веке они были построены из сосновых брёвен (показ иллюстрации), в начале XIV в. стены заменили на более крепкие – дубовые. Москва часто горела, подвергалась нападению врагов и стены были заменены Дмитрием Донским на каменные, Москва стала зваться – белокаменной. (показ иллюстрации) Они простояли почти 100 лет. За это время стены обветшали, появились дыры, которые заделывались тем, что под руку попадёт. Вся Кремлёвская стена была в заплатах. (показ иллюстрации) Иван III пожелал, чтобы его столица стала самым красивым и могущественным городом в Европе. И закипела работа. Были приглашены итальянские мастера и с раннего утра до позднего вечера в течении 10 лет возводились кремлёвские стены и башни из красного кирпича. (показ иллюстрации) Вдоль Кремля вырыли глубокий ров, где соединились две реки – Москва и Неглинная. Кремль оказался на острове, в центре которого вырос сказочно-красивый город с золотыми куполами. (показ иллюстрации) - Стены Кремля были снабжены специальными желобами, через которые можно было лить кипяток или расплавленную смолу, бросать камни на головы врага. - Кремль стал сильнейшей крепостью в Европе. - Итак, поработав с пословицами и услышав мой рассказ, к какому выводу вы пришли? - Прочитайте вывод в учебнике на с.16. - Совпали ли наши предположения с выводами авторов? |
Дети работают в группах. - Говорят тогда, когда для выполнения какой – то работы необходимо длительное время, т.к. Москва – великолепный, красивейший город, но стал он таким не сразу, потребовалась масса времени и сил. - В Москве собраны большинство сокровищ страны, много музеев, соборов, красивых построек, памятников. Москва – красивый город. - В старину Кремль – главная крепость Москвы, здесь всегда находилось и находится правительство. - Москва – столица России, здесь издаются и издавались законы, по которым живут все города. (возможны и другие варианты ответов) - Москва – столица России. Кремль – сердце Москвы, здесь работает правительство, жили и управляли государством цари, в период Московского государства Москва была одним из самых могущественных и красивейших городов. Читают. Ответы детей. |
V | Работа над темой урока. Виртуальная экскурсия по Москве: - Стоп! Внимание! Внимание! Мы прибыли в столицу нашей родины. IV тур «Конкурс аналитиков» - Почему же его так назвали? На этот вопрос вы должны подготовить ответ в группах. А поможет вам в этом учебник с.18 – рисунки, текст. На выполнение 3 минуты. V тур «Тёмная лошадка» - Обсудите в группах смысл пословиц (Приложение №2), относящихся к периоду правления Ивана Грозного: |
- Шапка Мономаха. Ответы детей. Дети работают в группах. Грозный для врагов: Присоединил много земель. Грозный для подданных: Жестокость: – казнили даже по подозрению в преступлении - «Мы своих холопов вольны казнить и миловать» Выступления групп (возможна театрализация). Ответы групп. |
VI | Итог: VI тур «Звёздный час» - Всем группам даются одинаковые вопросы для обсуждения (приложение № 3), каждая группа готовится 4 минуты, затем слушаем выступления и посмотрим какая группа выйдет в лидеры.Подведение итогов игры. |
Ответы детей – каждая группа даёт ответ на один из вопросов, члены других групп – дополняют, высказывают свои мнения. |