Урок истории в 3-м классе "Москва златоглавая"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование у учащихся образа Московского Кремля, Красной площади, как уникальных исторических памятников, являющихся следами прошлого, хранящих память о важнейших событиях Московского государства; создание образа царя Ивана Грозного, формирование представлений о времени его правления.

Задачи:

  1. Формирование навыков работы с учебником, как источником информации.
  2. Закрепление навыков анализа, синтеза получаемой информации.
  3. Формирование представлений о проявлении самодержавной политики Ивана Грозного, об особенностях  периода 1533 – 1584г. в истории Московского государства.
  4. Развитие памяти, мышления, речи учащихся.
  5. Воспитание интереса к истории отечества, тактичности и уважения по отношению к своим товарищам.

Оборудование:

  1. Иллюстрации (фотоиллюстрации) Москвы в различные периоды истории;  людей, живших в период Московского государства; изображений архитектурных памятников Красной площади.
  2. Указатели групп: «Изыскатели», «Историки», «Аналитики», «Исследователи».
  3. Карточки с заданиями для групп.
  4. Увеличенная иллюстрация «Река времени».

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
I

Организационный момент.

- Начинаем урок – игру. На нашем игровом поле встречаются 4 команды. Путём жеребьёвки получите названия. - Итак! Первая команда ...

Вторая команда …
Третья команда ...
Четвёртая команда …

- Договоримся о правилах. - Можно ли совещаться в командах очень громко, заглушая других? - Можно ли продолжать обсуждение после сигнала об окончании работы? - Готовность команды определяется по поднятой вверх таблице с указанием названия команды. - Как вы должны отвечать? - По ходу игры я буду оценивать вашу работу, таким образом, к концу урока какая – то из групп выйдет в лидеры. - Вы готовы? Тогда начнём!

- «Изыскатели»
- «Историки»
- «Аналитики»
- «Исследователи»

Ответы детей.
- Чётко, лаконично.

II

Актуализация знаний:

(на доске иллюстрация «реки времени», историческая карта Московского государства XIV – XVII в.)

I тур «Блиц – турнир по вопросам»

1. На каком участке реки времени Российской истории мы остановились на прошлом уроке?
2. О какую скалу разбились воды реки времени и она потекла вспять?
3. Какие события способствовали образованию Московского государства?
4. Покажите на карте территорию Московского государства в период XIV – XVII в.

- Подведём итог:
- Начался новый период истории России – период Московского государства.

II тур «Домашняя заготовка»

- Каждой группе было дано задание - подготовить короткие сообщения о людях Московского государства.
- Выступающие от каждой команды выходят к доске, мы слушаем, дополняем их ответы.
(дети дома готовили выступления и подбирали иллюстративный материал по своим темам)

I группа – о крестьянах
II группа – о боярах, дворянах
III группа – о стрельцах
IV группа – о книгопечатниках

- Итак, во времена Московского государства на его территории жили крестьяне, бояре, дворяне, книгопечатники, стрельцы.
- Что можно сказать о характере людей Московского государства?
(каждая группа называет одну из характеризующих черт характера)

- Период Московского государства.
- О Батыево нашествие.
- Объединение княжеств вокруг Московского княжества.
Показывают.
Выступления детей, дополнения.
- Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством, мудростью, верностью своей родине. (возможны и другие варианты)

III

Определение темы:

(открываю доску с иллюстрациями Московского Кремля, Красной площади)
- Посмотрите на иллюстрации.
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Верно, тема урока (открываю название, дети читают) «Москва златоглавая».
- Еще раз посмотрите на иллюстрации и попытайтесь объяснить, почему её так называют?

- О Кремле, Москве.
Ответы детей.
IV

Постановка проблемы, поиск выхода из проблемной ситуации:

III тур «Заморочки»

- Сейчас каждая команда получит по пословице, их надо растолковать. При подготовке используем свой личный опыт и учебник с.15 – 16. На подготовку и обсуждение – 3 минуты.
- Стоп! Каждая команда читает свою пословицу, объясняет её смысл. (Приложение № 1)
1. «Москва не сразу строилась»
2. «Кто в Москве не бывал – красоты не видал»
3. «Кремль – сердце Москвы»
4.«Москва – всем городам мать»

- Действительно, Москва – столица нашей родины ещё со времён Московского государства. Здесь находилось и находится правительство, издаются главные законы.
(показ иллюстрации Кремля)
- Сейчас мы видим Кремль таким, но он стал таким не сразу. Этим стенам более 500 лет. Сначала – в XII веке они были построены из сосновых брёвен (показ иллюстрации), в начале XIV в. стены заменили на более крепкие – дубовые. Москва часто горела, подвергалась нападению врагов и стены были заменены Дмитрием Донским на каменные, Москва стала зваться – белокаменной. (показ иллюстрации) Они простояли почти 100 лет. За это время стены обветшали, появились дыры, которые заделывались тем, что под руку попадёт. Вся Кремлёвская стена была в заплатах. (показ иллюстрации)
Иван III пожелал, чтобы его столица стала самым красивым и могущественным городом в Европе. И закипела работа. Были приглашены итальянские мастера и с раннего утра до позднего вечера в течении 10 лет возводились кремлёвские стены и башни из красного кирпича. (показ иллюстрации) Вдоль Кремля вырыли глубокий ров, где соединились две реки – Москва и Неглинная. Кремль оказался на острове, в центре которого вырос сказочно-красивый город с золотыми куполами. (показ иллюстрации)
- Стены Кремля были снабжены специальными желобами, через которые можно было лить кипяток или расплавленную смолу, бросать камни на головы врага.
- Кремль стал сильнейшей крепостью в Европе.
- Итак, поработав с пословицами и услышав мой рассказ, к какому выводу вы пришли?
- Прочитайте вывод в учебнике на с.16.
- Совпали ли наши предположения с выводами авторов?
Дети работают в группах.
- Говорят тогда, когда для выполнения какой – то работы необходимо длительное время, т.к. Москва – великолепный, красивейший город, но стал он таким не сразу, потребовалась масса времени и сил.
- В Москве собраны большинство сокровищ страны, много музеев, соборов, красивых построек, памятников. Москва – красивый город.
- В старину Кремль – главная крепость Москвы, здесь всегда находилось и находится правительство.
- Москва – столица России, здесь издаются и издавались законы, по которым живут все города.
(возможны и другие варианты ответов)
- Москва – столица России. Кремль – сердце Москвы, здесь работает правительство, жили и управляли государством цари, в период Московского государства Москва была одним из самых могущественных и красивейших городов.
Читают.
Ответы детей.
V

Работа над темой урока.

Виртуальная экскурсия по Москве:
Физкультминутка:
- А теперь я вас приглашаю на экскурсию по Москве. Но до Москвы надо добраться.
- Едем на поезде! Встали!
(дети имитируют езду на поезде)

- Стоп! Внимание! Внимание! Мы прибыли в столицу нашей родины.
(иллюстрация колокольни Ивана Великого)
- Перед вами Колокольня Ивана Великого. Она несколько столетий оставалась одним из самых высоких зданий Москвы. Путники видели её за много километров от города, а звон колоколов её был слышен даже на окраинах Москвы. Он созывал людей по самым большим праздникам к Кремлю на праздничную церковную службу.
(иллюстрация Успенского собора)
- Это Успенский собор – один из главных соборов Москвы, в нём венчали на царство русских царей. Откройте учебник на с.17 – рассмотрите рисунок, вы наблюдаете церемонию венчания на царство внука Ивана III – Ивана Васильевича Грозного. – Какой атрибут власти выделен на этом рисунке?
(показ иллюстрации )
- По легенде эта шапка была подарена Византийским императором князю Владимиру Мономаху в конце XII века, когда тот женился на византийской принцессе Софье Палеолог. На самом же деле основа этой шапки была изготовлена мастерами Золотой Орды и подарена в XIV в. Московским князьям, а затем украшена русскими мастерами драгоценными камнями.
- Посмотрите на лицо молодого царя. Можно ли его назвать Грозным?

IV тур «Конкурс аналитиков»

- Почему же его так назвали? На этот вопрос вы должны подготовить ответ в группах. А поможет вам в этом учебник с.18 – рисунки, текст. На выполнение 3 минуты.
- Итак, ваши предположения.
( иллюстрация собора Василия Блаженного)
- Перед вами прекрасный собор, который был признан всеми Чудом света. Его купола, точно разноцветные леденцы, сверкают на солнце. Но это произведение искусства ещё одно подтверждение жестокости и деспотизма царя.
- Рассмотрите комикс на с.19 и в группе подготовьте пересказ этой ситуации и сформулируйте свой вывод по данному эпизоду. На подготовку 3 минуты.

V тур «Тёмная лошадка»

- Обсудите в группах смысл пословиц (Приложение №2), относящихся к периоду правления Ивана Грозного:
1. Близ царя – близ смерти
2. На Москву идти – голову нести
3. Царев гнев – посол смерти
4. Москва кому мать, кому мачеха
(иллюстрация Архангельского собора)

- Вот и последний этап путешествия по Москве – Архангельский собор. Много зла причинил людям Иван Грозный. Вспоминая имена невинных людей, убитых и загубленных им, он долго стоял на коленях и просил прощения у Бога, когда же он умер, его похоронили в этом соборе, как и всех остальных правителей Москвы.

- Шапка Мономаха.
Ответы детей.
Дети работают в группах.
Грозный для врагов:
Присоединил много земель.
Грозный для подданных:
Жестокость:
– казнили даже по подозрению в преступлении
- «Мы своих холопов вольны казнить и миловать»
Выступления групп (возможна театрализация).
Ответы групп.
VI

Итог:

VI тур «Звёздный час»

- Всем группам даются одинаковые вопросы для обсуждения (приложение № 3), каждая группа готовится 4 минуты, затем слушаем выступления и посмотрим какая группа выйдет в лидеры.
Подведение итогов игры.
Ответы детей – каждая группа даёт ответ на один из вопросов, члены других групп – дополняют, высказывают свои мнения.