Урок по математике в 3-м класс (учебник Л. Г. Петерсон). Тема: "Уравнение"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:
Образовательная: познакомить уч-ся с определением уравнения как равенство, содержавшего переменную, значение которой нужно найти;
1 уровень. Отрабатывать навыки решения уравнений на нахождение компонентов арифметических действий,  отрабатывать вычислительные навыки.
2 уровень. Повторить материал о переменной, продолжать учить находить неизвестную величину на основе понятий «часть», «целое», «сторона прямоугольника», «площадь».
3 уровень. Повторить материал о переменной, продолжать учить находить неизвестную величину на основе понятий «часть», «целое», «сторона прямоугольника», «площадь» с опорой на памятку и схему.
Развивающая: Способствовать развитию логического мышления, памяти и речи на основе опережающего обучения, развивать творческие способности, способствовать развитию самооценки и развивать коммуникативные умения.
Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, чувство коллективизма, формировать у детей положительную мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: учебник Петерсон Л, Г. «Математика 3 класс» (2 часть), схема- план урока, таблица с контрольными вопросами, магнитофон с аудиозаписью, опорные схема, таблицы, индивидуальные карточки, таблица «Успеха», индивидуальные наборные полотна с кружочками для самооценки.

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется,
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.

б) Дыхательная гимнастика
На вдох потянуться на носочках,
Руки вверх,
На выдох опускаем руки  вниз,
Встать на ступню.

в) Знакомство с планом урока.
(на доске картинный план)

  • организационный момент
  • актуализация знаний
  • постановка темы урока
  • работа по новой теме
  • первичное закрепление
  • физкультминутка
  • повторение ранее изученного
  • подведение итогов
  • домашнее задание

2. Актуализация знаний.

а) Работа по карточкам.
- На доске карточки расположены в порядке возрастания.
- Каждый из вас решит уравнение, найдет корень на карточке и откроет под ним одну из букв девиза нашего урока.

2 4 8 11 20
Б у д  е   м

28 30 40 48 66 100 110
А   к    т   и   в    н    о

120 130 140 150 160 170 180
М      ы     с     л    и     т      ь

- Уравнения решаются по трем уровням.
Высокий уровень. (уч-ся решают самостоятельно)

У – 37 =63 
к: 2 = 90
а• 160 = 320
х: 40 =4
х + 360 = 510
х+ 70 = 210
у• 4= 520
720: х = 90
у– 37 = 73

Средний уровень. (уч-ся решают с подсказкой)

Ο – целое
_  - часть
□ – площадь
_ – сторона

150 – х = 84
90 • х = 360
720 – в = 600
в + 9 = 19
90 : х = 3
680 : х = 4
у • 2 = 80
а + 18 = 66

Низкий уровень. (уч-ся решают с подсказкой, дан алгоритм решения)
Ο – целое +
_  - часть -
□ – площадь •
_ – сторона:


х + 64 = 92
360 : z = 9
у • 8 = 88
х + 60 = 80
у – 72 = 38

- Объясните смысл разгаданного девиза.
- На какие группы можем разделить все числа?
- Какое число лишнее?

Самооценка.
- Кто выполнил задание без ошибок? (каждый ученик выставляет кружок желтого цвета на индивидуальном наборном полотне).
- Кто допустил ошибки при решении уравнений, но сам исправил их? (уч-ся выставляют кружки зеленого цвета)
- Кому было трудно? Не смог справиться с заданием? (на наборном полотне уч-ся выставляют кружки синего цвета).

Итог.
- Что мы называем равенством?
- А уравнение это равенство?
- В чем особенность уравнения?
- Сделай вывод, что такое уравнение?

3. Постановка темы урока.
- Обратите внимание на таблицу с контрольными вопросами:
- Сколько видов уравнений мы знаем?
- Как найти неизвестные компоненты?
- Алгоритм решения уравнений?
- Контрольные вопросы помогут нам подвести итог урока.
- Тема нашего урока «Уравнения», и на этом уроке мы должна убедиться, нет ли затруднений в их решении.

4. Работа по изучению нового и первичного закрепления материала.
- Назовите компоненты действий в уравнениях.
920 : х = 40
у + 770 = 1000
698 – в = 448
х : 50 = 111
а – 82 = 518
- Как найти неизвестный компонент каждого уравнения?
(на доске вывешивается алгоритм решения уравнения)

1. Читаем уравнение, определяем, что неизвестно – целое или часть, сторона или площадь.
2. Определяем, компонентам какого действия является неизвестное целое или часть.
3. Применяем правило нахождения неизвестного, выполняем действие, получаем корень уравнения.
4. Делаем проверку.

- Выполните самостоятельно задание под номером №1 (а) стр. 78.
Учащееся проверяют правильность выполнения заданий на доске и исправляют ошибки.

Самооценка.
- Кто выполнил задание без ошибок? (каждый ученик выставляет кружок желтого цвета на индивидуальном наборном полотне).
 - Кто допустил ошибки при решении уравнений, но сам исправил их? (уч-ся выставляют кружки зеленого цвета)
 - Кому было трудно? Не смог справиться с заданием? (на наборном полотне уч-ся выставляют кружки синего цвета).
Итог. – Что нам помогло при решении уравнений?

5. Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

6. Повторение ранее изученного.
- Решите задачу.

В бочке было несколько литров воды. В неё налили в два раза больше, чем было  и стало 120 литров. Сколько литров воды было в бочке первоначально?

- Можно ли по содержанию данной задачи составить уравнение? (Да)
- Составьте уравнения по уровню сложности.
Высокий уровень – самостоятельно
Средний уровень – дана схема.
Низкий уровень – дана схема с числовым и буквенным значением.
- Какое уравнение получилось?
 (Учащиеся читают составленные уравнения и доказывают их верность)
х + 2 • х = 120
( уравнение решает у доски сильный ученик с комментированием)

Самооценка.
- Кто решил уравнение  без ошибок? (каждый ученик выставляет кружок желтого цвета на индивидуальном наборном полотне).
 - Кто допустил ошибки при решении уравнении, но сам исправил их? (уч-ся выставляют кружки зеленого цвета)
 - Кому было трудно? Не смог справиться с заданием? (на наборном полотне уч-ся выставляют кружки синего цвета).
Итог. – Как найти неизвестный компонент в уравнении?

7. Итог урока.
- Сколько видов уравнений мы знаем?
- Как найти неизвестные компоненты?
- Назовите алгоритм решения уравнений без опоры на блок-схему.
- Что такое уравнение?
- Что такое корень уравнения?

8. Домашнее задание.
Учащимся дается задание на выбор (по уровню сложности)
Высокий уровень – задание повышенной трудности. Стр. 79. № 6, 7.
Средний уровень – решение уравнений, стр. 78 № 1(б)
Низкий уровень – отработка вычислительных навыков, стр. 78. № 4 (3,4 примеры)

9. Рефлексия.
- Посмотрите, как вы хорошо работали.
- Правильных ответов было…..
- Сами нашли свои ошибки ….
- Испытывали затруднения на нескольких этапах…..
- Что вызвало затруднения на уроке?
- За что вы себя похвалите?
- Молодцы! Спасибо за урок!