Цели урока:
Образовательная: познакомить уч-ся с определением уравнения как равенство, содержавшего переменную, значение которой нужно найти;
1 уровень. Отрабатывать навыки решения уравнений на нахождение компонентов арифметических действий, отрабатывать вычислительные навыки.
2 уровень. Повторить материал о переменной, продолжать учить находить неизвестную величину на основе понятий «часть», «целое», «сторона прямоугольника», «площадь».
3 уровень. Повторить материал о переменной, продолжать учить находить неизвестную величину на основе понятий «часть», «целое», «сторона прямоугольника», «площадь» с опорой на памятку и схему.
Развивающая: Способствовать развитию логического мышления, памяти и речи на основе опережающего обучения, развивать творческие способности, способствовать развитию самооценки и развивать коммуникативные умения.
Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, чувство коллективизма, формировать у детей положительную мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: учебник Петерсон Л, Г. «Математика 3 класс» (2 часть), схема- план урока, таблица с контрольными вопросами, магнитофон с аудиозаписью, опорные схема, таблицы, индивидуальные карточки, таблица «Успеха», индивидуальные наборные полотна с кружочками для самооценки.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
а) Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется,
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.б) Дыхательная гимнастика
На вдох потянуться на носочках,
Руки вверх,
На выдох опускаем руки вниз,
Встать на ступню.
в) Знакомство с планом урока.
(на доске картинный план)
- организационный момент
- актуализация знаний
- постановка темы урока
- работа по новой теме
- первичное закрепление
- физкультминутка
- повторение ранее изученного
- подведение итогов
- домашнее задание
2. Актуализация знаний.
а) Работа по карточкам.
- На доске карточки расположены в порядке возрастания.
- Каждый из вас решит уравнение, найдет корень на карточке и откроет под ним одну из букв девиза нашего урока.
2 4 8 11 20
Б у д е м
28 30 40 48 66 100 110
А к т и в н о
120 130 140 150 160 170 180
М ы с л и т ь
- Уравнения решаются по трем уровням.
Высокий уровень. (уч-ся решают самостоятельно)
У – 37 =63 к: 2 = 90 а• 160 = 320 х: 40 =4 х + 360 = 510 |
х+ 70 = 210 у• 4= 520 720: х = 90 у– 37 = 73 |
Средний уровень. (уч-ся решают с подсказкой)
Ο – целое
_ - часть
□ – площадь
_ – сторона
150 – х = 84 90 • х = 360 720 – в = 600 в + 9 = 19 |
90 : х = 3 680 : х = 4 у • 2 = 80 а + 18 = 66 |
Низкий уровень. (уч-ся решают с подсказкой, дан алгоритм решения)
Ο – целое +
_ - часть -
□ – площадь •
_ – сторона:
х + 64 = 92
360 : z = 9
у • 8 = 88
х + 60 = 80
у – 72 = 38
- Объясните смысл разгаданного девиза.
- На какие группы можем разделить все числа?
- Какое число лишнее?
Самооценка.
- Кто выполнил задание без ошибок? (каждый ученик выставляет кружок желтого цвета на индивидуальном наборном полотне).
- Кто допустил ошибки при решении уравнений, но сам исправил их? (уч-ся выставляют кружки зеленого цвета)
- Кому было трудно? Не смог справиться с заданием? (на наборном полотне уч-ся выставляют кружки синего цвета).
Итог.
- Что мы называем равенством?
- А уравнение это равенство?
- В чем особенность уравнения?
- Сделай вывод, что такое уравнение?
3. Постановка темы урока.
- Обратите внимание на таблицу с контрольными вопросами:
- Сколько видов уравнений мы знаем?
- Как найти неизвестные компоненты?
- Алгоритм решения уравнений?
- Контрольные вопросы помогут нам подвести итог урока.
- Тема нашего урока «Уравнения», и на этом уроке мы должна убедиться, нет ли затруднений в их решении.
4. Работа по изучению нового и первичного закрепления материала.
- Назовите компоненты действий в уравнениях.
920 : х = 40
у + 770 = 1000
698 – в = 448
х : 50 = 111
а – 82 = 518
- Как найти неизвестный компонент каждого уравнения?
(на доске вывешивается алгоритм решения уравнения)
1. Читаем уравнение, определяем, что неизвестно – целое или часть, сторона или площадь.
2. Определяем, компонентам какого действия является неизвестное целое или часть.
3. Применяем правило нахождения неизвестного, выполняем действие, получаем корень уравнения.
4. Делаем проверку.
- Выполните самостоятельно задание под номером №1 (а) стр. 78.
Учащееся проверяют правильность выполнения заданий на доске и исправляют ошибки.
Самооценка.
- Кто выполнил задание без ошибок? (каждый ученик выставляет кружок желтого цвета на индивидуальном наборном полотне).
- Кто допустил ошибки при решении уравнений, но сам исправил их? (уч-ся выставляют кружки зеленого цвета)
- Кому было трудно? Не смог справиться с заданием? (на наборном полотне уч-ся выставляют кружки синего цвета).
Итог. – Что нам помогло при решении уравнений?
5. Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
6. Повторение ранее изученного.
- Решите задачу.
В бочке было несколько литров воды. В неё налили в два раза больше, чем было и стало 120 литров. Сколько литров воды было в бочке первоначально?
- Можно ли по содержанию данной задачи составить уравнение? (Да)
- Составьте уравнения по уровню сложности.
Высокий уровень – самостоятельно
Средний уровень – дана схема.
Низкий уровень – дана схема с числовым и буквенным значением.
- Какое уравнение получилось?
(Учащиеся читают составленные уравнения и доказывают их верность)
х + 2 • х = 120
( уравнение решает у доски сильный ученик с комментированием)
Самооценка.
- Кто решил уравнение без ошибок? (каждый ученик выставляет кружок желтого цвета на индивидуальном наборном полотне).
- Кто допустил ошибки при решении уравнении, но сам исправил их? (уч-ся выставляют кружки зеленого цвета)
- Кому было трудно? Не смог справиться с заданием? (на наборном полотне уч-ся выставляют кружки синего цвета).
Итог. – Как найти неизвестный компонент в уравнении?
7. Итог урока.
- Сколько видов уравнений мы знаем?
- Как найти неизвестные компоненты?
- Назовите алгоритм решения уравнений без опоры на блок-схему.
- Что такое уравнение?
- Что такое корень уравнения?
8. Домашнее задание.
Учащимся дается задание на выбор (по уровню сложности)
Высокий уровень – задание повышенной трудности. Стр. 79. № 6, 7.
Средний уровень – решение уравнений, стр. 78 № 1(б)
Низкий уровень – отработка вычислительных навыков, стр. 78. № 4 (3,4 примеры)
9. Рефлексия.
- Посмотрите, как вы хорошо работали.
- Правильных ответов было…..
- Сами нашли свои ошибки ….
- Испытывали затруднения на нескольких этапах…..
- Что вызвало затруднения на уроке?
- За что вы себя похвалите?
- Молодцы! Спасибо за урок!