Урок литературного слушания в 1-м классе по программе Л.А. Ефросининой

Разделы: Начальная школа


Задачи:
- учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать свое отношение к их поступкам;
- закреплять понятие «рассказ», выделять особенности рассказа;
- самостоятельно определять тему и жанр;
- учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения);
- учить составлять план и пересказывать подробно.

Материал к уроку: В.Чаплина «Мушка» (Л.А.Ефросинина «Литературное чтение», «Уроки слушания», учебник «Хрестоматия для учащихся 1 класса», М., 2004).

Ход урока

Комментарий:
Произведения В.Чаплиной дают возможность учителю воспитывать в детях терпеливое, чуткое и внимательное отношение к животным. Заставляют размышлять о поступках детей, об отношении самого автора к живому существу. Я люблю рассказы В.Чаплиной и считаю, что эмоционально-нравственная сфера деятельности как учителя, так и детей в них осуществляется полностью. Рассказы о животных всегда интересовали детей и были ими любимы.

1.Выявление читательского опыта детей. Игра «Послушай и назови».
Детям предлагаются отрывки из изученных произведений:
А) братья Гримм «Заяц и еж»;
Б) Г.Скребицкий «Пушок»;
В) Е.Трутнева «Когда это бывает».

Сегодня мы поиграем в игру «Послушай и назови». Я буду читать, а вы должны отгадать, из какого произведения отрывок:

А)Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лег на землю снег.
(Е. Трутнева «Когда это бывает».)

Б) Стали они каждый у начала своей борозды.
- Раз, два, три – крикнул заяц.
И оба они побежали со всех ног. Пробежал еж шага три – четыре, а потом тихонько вернулся на свое место и сел. Сидит и отдыхает. А заяц все бежит и бежит. Добежал до конца борозды, тут ежиха ему и крикнула:
- Я уже здесь!
(Сказка братьев Гримм «Заяц и еж»)

В) Я остановился. Кто это – зверек? Из-под темных листьев показалась знакомая мордочка и черные глазки глянули прямо на меня.
(Рассказ Г.Скребицкого «Пушок»)

2. Соотнесение модели и прослушанных отрывков из произведений.
(Учитель вывешивает на доску открытую модель)

- К какому произведению составлена эта модель обложки? (Рассказ Г.Скребицкого «Пушок»)
- Почему? Докажите (Ответы детей).
Комментарий:
Игра «Послушай и назови» направлена на осознанное усвоение прослушанных ранее произведений, развивает память и мышление, помогает детям накапливать читательский опыт. Для проверки умения правильно называть жанр, тему художественного произведения и его название предлагается упражнение на соотнесение открытой модели и услышанного произведения. Рассмотрев модель, дети выбирают из услышанных произведений именно то, которое подходит к этой модели.

3. Знакомство с новым материалом.

- Послушайте, я прочитаю (Учитель читает, а дети внимательно слушают).

4. Выявление первичного восприятия текста.
-   Понравилось ли вам это произведение? (Дети высказывают свое мнение.)
- Что понравилось? (Понравилось как Мушка защищала девочку. Мне очень понравилась собачка, такая маленькая…и т.д.)
- Что не понравилось? (Не понравилась злая большая собака. Мне не понравилось, что раньше собачку обижали, она всех боится).
Комментарий:
Во время первичного восприятия текста очень важно научить детей слушать произведение и уметь выразить свое эмоциональное  состояние и высказать общее впечатление об услышанном.

5. Упражнения с произведением (моделирование обложки).
- Возьмите листочки и покажите на модели, что сейчас вы слушали: стихотворение, рассказ или сказку? (Дети работают самостоятельно).
- Проверим. Скажите словами, что вы сейчас слушали? (Рассказ).
- Сравните свою модель с моделью на доске. (Учитель вывешивает на доске образец.)

- О ком рассказ? Покажите цветом (О животных, о детях и т.д.)
- Правильно. Это рассказ о детях и животных. Поэтому половину прямоугольника закрасим желтым цветом, а половину – коричневым. (Учитель закрашивает свою модель).
- Кто написал этот рассказ? (Дети предлагают свои варианты: Скребицкий, Сладков и др.)
- Этот рассказ написала Вера Чаплина. Давайте вместе произнесем фамилию (Чаплина).
- Напечатайте буквами на своей модели.
- Как бы вы назвали рассказ? («Девочка и собачка», «Люда и Мушка» и др.)
- Автор так назвала свой рассказ – «Мушка». Покажите это на своей модели.
-Назовите, что вы слушали. (Рассказ Веры Чаплиной о детях и животных «Мушка»).
Комментарий:
Упражнение в моделировании обложки закрепляет знание о жанре (рассказ);  умение правильно назвать автора и заглавие рассказа; развивает память, самостоятельность и самоконтроль.

6. Повторное слушание.
- Дети, хотите еще раз послушать рассказ? (Учитель читает, дети рассматривают иллюстрации).

7.Работа с текстом.
А) Выделение и чтение слов и  словосочетаний.
- Какие слова вам понравились? (Дети называют, а учитель печатает их на доске.)

СОБАЧКА
ЛЮДА
ЧАСТО ОБИЖАЛИ
ПОДЖАЛА ЛАПКУ
ЗАБАВНАЯ
ПУГЛИВАЯ
СПРЯТАТЬСЯ
ЗАЩИТЫ НЕ ЖДИ
ОГРОМНАЯ
СЕРАЯ СОБАКА
НЕ ОТСТУПИЛА
ЗАГОРОДИЛА СОБОЙ

- Дети, кто может прочитать все эти слова?
Б) Беседа по содержанию
- Сейчас мы вспомним рассказ, который только что прочитали. Кто главный в рассказе? (Дети называют, учитель работает на доске).

- Мушка
  - Кто был другом Мушки?
- Люда, девочка
  - С кем Люда играла во дворе?
- С ребятами
  - Кто напал на ребят?
- Собака.

На доске схематический план – цепочка.

- Какой вы представляете себе Люду? (Она добрая, любит животных, подобрала больную и слабую собачку, приласкала ее, играла с ней).
- Какой вы представляете себе Мушку? (Хорошая собачка, забавная; она всего боялась, очень пугливая, маленькая, черненькая).
- Почему Мушку перестали называть трусихой? (Она защитила ребят и Люду от злой собаки, не отступила перед ней, не оставила в беде.)
- Кто может пересказать рассказ? (1-2 человека)

В) Самостоятельная работа.
Упражнения в чтении слов.
- Дети, напечатайте слова, которые можете прочитать сами. (Дети выбирают слова, которые могут прочитать на доске и печатают их.)
- Кто написал одно, два, три слова?
- Кто написал много слов и может их прочитать? (2-3 человека)
Комментарий:
При повторном слушании у детей закрепляется последовательность событий рассказа, более четко вырисовываются детали происходящего, образ главного героя и отношение к нему окружающих персонажей. Иллюстрация помогает обратить внимание на главного героя, дать  описание внешнего вида, характеристику его состояния. Важно спросить у детей, к какому эпизоду относится эта иллюстрация.
Работа с текстом наиболее важная и трудоемкая работа. Ведь по существу это анализ всего прослушанного произведения. Анализируется последовательность событий, составляется план-цепочка отношений между героями, что помогает пересказать рассказ, дать свою оценку, высказать  свое мнение.

8. Работа с хрестоматией «Литературное чтение в 1 классе. Уроки слушания» (стр.132)
А) – Прочитайте последнюю часть рассказа (Дети читают цепочкой по предложениям)
      - Прочитайте предложения в конце текста.
Б) Обобщающая беседа
- Дети, кто может назвать это произведение (В.Чаплина «Мушка»)
- О ком оно? (Высказывания детей)

9. Изготовление книжки-самоделки.
- Дети, сейчас вы подойдете ко мне и мы составим из ваших обложек книжку-самоделку. (Учитель заполняет первую страницу, указывая жанр и тему, записывая фамилию и заглавие).

10. Рекомендации для самостоятельной работы (выбор варианта).
I – рассказать родителям рассказ В.Чаплиной «Мушка».
II – можно найти книгу с рассказами В.Чаплиной, рассмотреть и прочитать другие рассказы.
III – выполнить задания в тетради.
Комментарий:
На уроке дети услышали новое произведение. Учились определять жанр – рассказ, запоминали автора и заглавие произведения. В игровом упражнении «Послушай и назови» закреплялось понятие «рассказ», развивался навык узнавания уже известных детям произведений, восстанавливался в памяти пройденный материал.
В упражнении соотнесения модели и отрывка произведений, прочитанных учителем, проверялся накопленный читательский опыт детей, умение самооценки и самоконтроля. На этапе работы с текстом был составлен план – цепочка, помогающий восстановить последовательность событий, дать характеристику героям и пересказать рассказ.
В течение всего урока осуществлялась активная учебная деятельность учащихся через самостоятельное составление модели к новому произведению (тема, жанр, название). С помощью детей было определено место иллюстрации к эпизоду рассказа.
Упражнение в чтении слов, предложений и отрывка произведения закрепляет умение читать вслух и молча, развивает читательский навык и умение слушать других. При изготовлении книжки – самоделки было еще раз закреплено на практике представление о книге, ее составных частях. На уроке осуществлялись разные виды деятельности, была организована самостоятельная работа в учебнике и тетради.