Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования и совершенствования лексических навыков учащихся

Разделы: Иностранные языки


Всего немногим более десятилетия назад в России появились УМК отечественных авторов со звуковым приложением. Вслед за ними учителя ИЯ начали активно работать по УМК зарубежных авторов, и использование ТСО на уроках стало обязательным условием. Теперь мы принимаем это как само собой разумеющееся и с интересом осваиваем новые информационно-коммуникативные технологии.

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование компьютеров на уроках ИЯ повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Учитель может бесконечно разнообразить использование информационных технологий на уроке и при подготовке к нему. Это может быть и учебная программа или ее фрагменты на диске, и подготовка материалов к уроку, и ресурсы Интернета, отобранные заранее по изучаемой теме, и проектная деятельность, и даже пока новая для нас форма работы - дистанционное обучение.

Часто на уроках ИЯ процесс вовлечения учащихся в устную речь по разным темам может быть обыденным и неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, т. к. необходимые на уроках наглядность и ситуации вполне реальны, ярки, притягивают внимание. В то же время урок не превратится в нечто развлекательное, ведь учащимся придется работать творчески, адаптируясь к меняющемся условиям.

Большую помощь оказывает применение информационных технологий в разработке дополнительных учебных заданий, в подготовке и проведении контрольных работ, олимпиад, предметных недель.

Сейчас появилось множество различных видов нестандартных уроков, построенных на интеграции предметов школьного цикла, межпредметных связях. При умелом руководстве учителя их можно разнообразить использованием компьютера, мультимедийного проектора или видео, что делает общение более интересным и оживляет атмосферу на уроке. Особенно широко можно применять ресурсы Интернета и возможности программы Power Point для создания проектных работ учащихся старших классов по самым разнообразным темам, готовить обобщающие уроки, включая в них викторины и конкурсы. Такие уроки неизменно интересны детям и становятся настоящим праздником, завершающим рутинную работу над текстами и упражнениями многих блоков любого УМК. Многие из проектных работ впоследствии учитель может применить как учебное пособие для ознакомления с новым материалом в других классах или группах.

К сожалению, в наше стремительное время информация быстро устаревает. То, что авторы УМК, выпущенного 5-6 лет, назад считали актуальным, теперь таковым не является; принцип новизны содержания перестает работать на учащегося. Стремительно устаревает и обновляется язык. Поэтому особое значение приобретает умение учителя создавать новые цифровые пособия.

В текущем учебном году я начала работу в группе пятого класса по УМК "New Millennium English" издательства "Титул". Главными учебными задачами на данный период являются формирование и совершенствование речевых навыков в полном комплексе - лексических, грамматических, произносительных, навыков чтения, письма, устной речи. В этом возрасте дети еще с большим интересом принимают уроки английского языка, и своей задачей я считаю помочь им сохранить желание узнавать новое. Но при выполнении множества рутинных заданий, сменяющих друг друга, этот интерес неизменно угасает, теряется острота восприятия, наступает апатия и равнодушие. Мне удалось успешно избежать этого при работе над темой 5 "Where do you live?" (6 уроков).

Авторы УМК довольно логично выстроили задания с новой лексикой (home, house, cottage, flat, rooms, etc.) и сопутствующей ей грамматикой (I live:, I have got :, There is/are : , etc.), но в данных уроках, на мой взгляд, не хватало страноведческого материала и особенно наглядности. Ограниченность словарного наполнения темы и мелкие картинки в учебнике не могут удовлетворить потребности детей данной возрастной группы в новизне и познавательной активности. Так пришла мысль создать цифровое пособие для ознакомления со страноведческими реалиями, автоматизации новой лексики, использования ее применительно к слайдам, а затем к реалиям своей жизни.

В свою презентацию (Приложение 1) я ввела такие типичные реалии и понятия жизни Британии как a detached house, a semidetached house, a block of flats, a bungalow, a terraced house, a cottage. Найденные в сети изображения позволили наглядно продемонстрировать особенности условий жизни в стране изучаемого языка и разницу в понимании слов коттедж и cottage в России и Англии. Отработав произносительные навыки чтения на первых шести слайдах, дети легко и увлеченно отвечали на вопрос о типе дома, были очень довольны, когда их ответ совпадал с выскакивающим ответом презентации. Таким образом, на первом уроке темы были отработаны дополнительные лексические единицы, и учащиеся получили представление о новых для них фактах жизни людей Великобритании, познакомились с теплым отношением англичан к родному дому в пословице Home, sweet home, вспомнили русскую пословицу В гостях хорошо, а дома лучше.

На следующем уроке мы вернулись к первым двенадцати слайдам в качестве повторения. Должна отметить, что многие учащиеся сразу правильно назвали тип каждого строения. Конечно, некоторые ошибки были, например, искаженное произнесение или неправильный выбор слова; однако, их удалось быстро исправить совместными усилиями. При этом все получили массу положительных эмоций от сознания собственной успешности.

Затем была продолжена работа над словами bedroom, bathroom, living room, kitchen, garden, hall с использованием тех же приемов - демонстрация фото с подписью, фонетическая отработка лексической единицы, ответ на вопрос What's the room? и подтверждение его правильности с помощью эффекта печатной машинки (слайды 13 -22). В данной части пособия учащиеся увидели, что дом англичанина несколько отличается от нашего, например, наличием камина и маленького красивого садика, придающего особое очарование даже скромному жилищу. Ознакомление с типичной обстановкой дома и комнаты на слайдах в сочетании с упражнениями УМК на аудирование, чтение и говорение дополнили друг друга. Они помогли освоить лексический материал, расширили представления пятиклассников о стране изучаемого языка, позволили сравнить с реалиями родной культуры и образа жизни, открыть для себя много нового, увидеть, как можно украсить свое жилье и сделать жизнь приятнее.

На следующих уроках темы были использовании слайды с 23 по 25, рассчитанные на повторение пройденного лексического материала и дальнейшее развитие речевых умений. Перед детьми была поставлена задача: подумать, как можно продолжить предложения на опорном слайде (25) и рассказать о себе. Затем по сигналу учителя пятиклассники начали ходить по классу, приветствуя друг друга по-английски, справляясь о самочувствии, задавая вопросы об адресе, доме. За 5-7 минут им нужно было сменить нескольких собеседников. Опоры при этом высвечивались на экране и служили эффективной подсказкой. Такое необычное завершение работы послужило и эмоциональной разрядкой, вызвало много положительных эмоций и желание повторить необычный опыт общения с использованием "легенды" с вымышленным именем, местом жительства и т.д.

Положительный опыт использования информационно-коммуникативных технологий уже на начальных этапах обучения английскому языку убеждает в том, что учителю нельзя упускать уникальную возможность создавать свои цифровые учебные пособия для достижения целей образования, воспитания, развития и обучения школьников. С помощью таких пособий учитель может дополнять и адаптировать содержание УМК к потребностям детей, снимать трудности освоения нового материала, опираясь на непроизвольную память и произвольное запоминание.

Одним из самых важных в освоении умения общения на иностранном языке является социокультурный аспект и особую роль в нашем представлении о жизни людей другой страны играет наглядность. Порой ее трудно, а иногда и невозможно обеспечить с использованием обычных бумажных носителей. В данном случае ресурсы сети предоставляют нам несметное количество высококачественных слайдов, отвечающих самым строгим требованиям. Их сочетание с эффектами анимации, опорами, музыкальными фрагментами и другими средствами оставляют яркие впечатления и надолго запоминаются.

В этом их несомненное положительное значение.