К здоровью – через экологию

Разделы: Работа с дошкольниками


Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является сохранение здоровья. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребностей к здоровому образу жизни являются актуальными задачами, стоящими перед обществом, в частности, перед нами, педагогами-"дошкольниками".

Так как именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности; закладываются основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности; формирование здорового образа жизни. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. И поэтому нам, педагогам (и конечно же, родителям) следует повернуться лицом к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, потому что, только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Сложившаяся неблагополучная ситуация подтолкнула к определению следующих проблем: сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, воспитания гуманной, социально - активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающей мир. Для решения этой проблемы, использую комплексную программу Васильевой М. А. "Воспитание и обучение в детском саду", парциальные программы Н. А. Рыжова "Наш дом-природа", С. Н. Николаева "Юный эколог", технологии: З.И. Береснева "Здоровый малыш", направленные на всестороннее развитие ребёнка в процессе его экологического воспитания, формирование основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, выработке основ здорового образа жизни.

Для достижения цели определила следующие задачи:

  1. Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;
  2. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
  3. Воспитание у детей потребности в здоровье, элементарном представлении о ЗОЖ.

Реализацию поставленных целей и задач я начала с построения предметно-развивающей среды группы связанной с экологизацией как воспитательно-образовательного процесса, так и всех режимных моментов.

Предметно развивающую среду условно разделила на внутренние и внешние зоны. Внутренние функциональные зоны - зона обучения, зелёная лаборатория, живой уголок, зона библиотеке и видеотеки, фито-бар. На участке детского сада создали внешние экологические зоны-экологическую тропинку, огород. Каждая из этих зон выполняет свою функциональную роль.

Зона обучения - хорошо освещена, в ней размешены столы, где проходят занятия. Столы располагаются по кругу, т.е. так чтобы педагог работал "не над", а "вместе" с детьми. В зоне обучения имеется глобус, карта, развивающие игры и д.р.. Функциональная роль этой зоны - обучающая, релаксационная. Дети находятся здесь не только на занятии, но и могут организовать игры, отдохнуть. В течение дня здесь проходят пальчиковая гимнастика (способствующая нервно-психическому развитию) и дыхательные упражнения.

Зелёная лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формирования научного мировоззрения. В то же время лаборатория-это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в "учёных", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Здесь же находится центр "воды и песка". Дети с удовольствием обследуют песок, познавая его свойства, плещутся в воде, открывая её тайны. Игры детей с водой способствуют улучшению дыхания, закаливанию организма (кисти рук, также, как и стопы, являются зонами теплообменниками; через эти зоны проходит 70% тепла; температура воды должна быть не ниже 28 градусов). Функциональная роль центра - познавательная, оздоровительная. В лаборатории разбиваем "огород на подоконнике" - где круглый год выращиваем лук, укроп, петрушку, использую затем всё это в рационе питания детей, тем самым, повышая запас витаминов.

Весной в ящиках выращиваем рассаду для своего огорода. В группе имеется "живой уголок", где содержатся морская свинка Тимошка, волнистый попугай Гоша, черепахи, аквариум с золотыми рыбками. Также представлено большое разнообразие комнатных растений. На примере которых, можно показать связи живых организмов с окружающей средой, выяснить, какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений и животных нашего живого уголка. Аквариум оказывает релаксационное воздействие на детей, привлекает их внимание, хорошо вписывается в интерьер группы и дает воспитателю возможность организовать серию интересных наблюдений за обитателями этого маленького водоема, его особенностями, сформировать у ребенка чувство ответственности за других существ, показать красоту и разнообразие, хрупкость существования подводного мира. Дети очень любят дежурить в этом уголке, с радостью ухаживают за животными и растениями, наблюдают за их ростом и развитием. В процессе этой работы дети приобретают навыки по уходу за живой природой, воспитывается бережное отношение к ней, происходит развитие эмоциональной сферы ребенка.

Зона библиотеки и видеотеки. Здесь представлен богатый материал художественной и научно - популярной литературы; видеофильмы - о природе, о человеке как части природы, об основах здорового образа жизни. Формы и методы работы в этой зоне разнообразны, и зависят от конкретно поставленной педагогом цели. Это и просмотр видеофильмов, чтение, обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций, беседа, конкурсы, праздники здоровья, обсуждение ситуаций. Систематически проводятся конкурсы рисунков, устных сочинений, вечера загадок, пословиц и поговорок, в постановке кукольных спектаклей. Функциональная роль этой зоны - познавательная; воспитывается любовь литературе; релаксационная.

В группе функционирует фито-бар, где под музыку "ребенок-бармен", угощает "посетителей" (детей группы) "волшебным чаем здоровья" - заваренным мятой, шалфеем, шиповником и другой душистой, полезной травой. Функциональная роль этой зоны - предупреждение острых респираторных заболеваний у детей, т.е. оздоровительная; эстетическая. Здесь же мы оздоровляемся фитонцидами - "чесночно-луковые закуски" (перед прогулкой, перед обедом). Чесночные букетики украшают фито-бар и ароматизируют помещение всей группы. На участке детского сада функционирует огород. В процессе работы дети приобретают навыки ухода за растениями, знакомятся с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе; развивается наблюдательность, вырабатываются навыки экологически безопасного поведения. И, конечно же, развивается эмоциональная сфера, происходит оздоровление ребёнка.

На участке детского сада создана и функционирует экологическая тропинка. Формы и методы работы на экологической тропе зависят от целей, поставленных педагогом. Функциональная роль экологической тропы обширна - познавательная, оздоровительная; происходит развитие эмоциональной, сенсорной сферы ребенка, знакомства с правильным обращением с природой.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, положительных результатов при решении поставленных задач ложно достигнуть, если в группе создано сообщество дети - родители - педагог.

Проводятся беседы с родителями о влияние образа жизни на состояние здоровья; тестирование, спортивно-экологические праздники. Итак, систематически занимаясь работой по укреплению и сохранению здоровья детей через эколого-развивающую среду, я сумела достичь значительных положительных результатов:

  • снизилась заболеваемость детей;
  • снизился уровень тревожности и агрессивности у детей;
  • повысился уровень экологического сознания;
  • у детей сформировалось умение конструктивного выражения эмоций, эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. (Приложение 1)

Таким образом, считаю, что экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда группы, играет немаловажную роль в достижение поставленной цели - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни- это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.

Представленные практические и действенные методы поддержания здоровья детей дошкольного возраста, разнообразные методики нетрадиционного оздоровления, могут быть использованы педагогами ДОУ для профилактики простудных заболеваний и пропаганды здорового образа жизни.

Список использованной литературы:

1. Артемова Л. В. "Окружающий мир в дидактических играх" М., 1993 г.

2. Бондаренко А. К. "Дидактические игры в детском саду" М., 1993 г.

3. Виноградова Н. Ф. "Умственное воспитание детей в процессе ознакомление детей с природой" М., 1978 г.

4. Дрязгунова В. А. "Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями" М., 1981 г.

5. Зотов В. В. "Лесная мозаика" М.,1993 г.

6. Логинова В. И. "Программа развития и воспитания детей в детском саду". "Детство". СПб, 2000 г.

7. Маневцова Л. М. "Мир природы и ребенок" СПб, 1998 г.

8. Марковская М. "Уголок природы в детском саду" М., 1984 г.

9. Молодова В. "Игровые экологические занятия с детьми" Мн., 1996 г.

10. Николаева С.Н. "Юный эколог" М., 1995 г.

11. Нуждина Т. Д. "Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду" Я., 1998 г.

12. Рыжова Н. А. "Наш дом-природа" М., 1996 г.

13. Шорыгина Т. А. "Какие месяцы в году?" М., 2000 г.

14. З. И. Береснева "Здоровый малыш" М., 2004 г.