Урок-обобщение по теме "Электрические явления" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


…Ум заключается не только
в знании, но и в умении
прилагать знание на деле.
Аристотель

Цели:

  • Образовательная: повторение и обобщение знаний об электрическом токе.
  • Развивающая: развитие умения коллективной работы в сочетании с индивидуальной; развитие чувства товарищества и взаимовыручки.
  • Воспитательная: воспитание аккуратности, усидчивости, дисциплинированности.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин).

Учитель. Сообщение цели и структуры урока.

2. Физический диктант (7 мин). Максимальная оценка – 20 баллов.

(Ассистенты во время диктанта проверяют домашние задания, выставляют оценки в зачетную ведомость и после диктанта раздают тетради обратно)

Запишите, какими буквами обозначаются:

  1. заряд;
  2. сила тока;
  3. напряжение;
  4. сопротивление;
  5. длина проводника;
  6. площадь поперечного сечения проводника;
  7. удельное сопротивление.

Напишите единицу физической величины:

  1. заряда;
  2. силы тока;
  3. напряжения;
  4. сопротивления.

Напишите формулы для:

  1. сопротивления проводника через l, S,p;
  2. общего напряжения на последовательно соединенных проводниках;
  3. общего напряжения на параллельно соединенных проводниках.

Напишите с помощью каких приборов измеряют:

  1. силу тока;
  2. напряжение.

Напишите формулу для:

  1. силы тока при последовательном соединении проводников;
  2. силы тока при параллельным соединении проводников;
  3. Закон Ома;
  4. общего сопротивления последовательно соединенных проводников.

(Ассистенты собирают физические диктанты и проверяют, затем комментируются ответы с места учащимися и заполняется обобщающая таблица).

Физическая величина

Формулы

последовательное соединение параллельное соединение закон Ома
I, сила тока      
U, напряжение      
R, сопротивление      

3. Фронтальный опрос по задачам – схемам (7 мин)

(У учащихся карточки с цифрами 1, 2, 3, показывают номер правильной схемы; ассистенты считают количество номеров правильных схем и выставляют баллы в зачетную ведомость).

По ходу с объяснением учащихся правильных ответов. Максимальная оценка 5 баллов.

– На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке?

<Рисунок 1>

– На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке?

– На какой схеме показано последовательное включение лампочек?

– Какой амперметр даст правильное показание при замыкании ключа?

<Рисунок 2>

<Рисунок 3>

<Рисунок 4>

– Какой амперметр даст правильное показание при замыкании ключа?

<Рисунок 5>

Релаксация.

4. Разноуровневые задания и задачи (10 мин). Максимальная оценка 5 баллов

(Пока выполняется эта работа, ассистенты проверяют физические диктанты)

По 2 человека с ряда: собирают цепь по заданным схемам и находят по закону Ома сопротивление:

<Рисунок 6>

Все остальные решают задачи (разноуровневые).

I вариант

– Определите сопротивление лампы, сила тока в которой 0,5 А при напряжении 120В.

II вариант

– Определить общее сопротивление, если R1= 40 Ом, R2= 60 Ом.

<Рисунок 7>

I вариант

* Общее сопротивление участка АВ цепи равно 10 Ом. Определите сопротивление третьего проводника, если R1 = 2 Ом, R2 = 5 Ом. Какова сила тока на участке цепи АВ, если вольтметр показывает напряжение 5 В.

<Рисунок 8>

II вариант

* Определить сопротивление цепи и напряжение на всём участке, если R1 = 15 Ом, R 2 = 10 Ом, R 3 = 14 Ом. Амперметр показывает 3А.

<Рисунок 9>

(Тетради собирают и проверяют задачи ассистенты).

5. Кроссворд (6 мин). Максимальная оценка – 10 баллов

(Учениками заполняется сетка кроссворда, затем на экране слайд с правильными ответами и проверяют друг у друга, а затем передаются ассистентам).

Заполните сетку кроссворда

  1. Взаимодействие между одноименными зарядами.
  2. Ученый, впервые установивший взаимосвязь между I , U , R.
  3. Величина, характеризующая зависимость силы тока от свойств проводника.
  4. Взаимодействие между разноименными зарядами.
  5. Величина, от которой зависит работа электрического тока.
  6. Прибор, условное обозначение которого имеет вид.
  7. Ученый, в честь которого названа единица силы тока.
  8. Ученый, первый создавший гальванический элемент.
  9. Прибор, с помощью которого можно менять силу тока в электрической цепи.
  10. Прибор, с помощью которого измеряют силу тока в электрической цепи.

Пока подводятся итоги, подсчитываются баллы ассистентами, ученики рассказывают небольшие сообщения по теме: “Меры безопасности при работе с электроприборами и оказание первой помощи поражённому электрическим током”.

Ученики отвечают на следующие вопросы:

Вопрос 1: Что представляет собой молния?

Ответ. Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет электрический ток, причем сила тока за 0,2–0,3 с, в течение которых длятся импульсы тока в молнии, меняется. Примерно 65% всех молний, наблюдаемых в нашей стране, имеют наибольшие силы тока 10000 А, но в редких случаях она достигает 230000 А.

Вопрос 2: Чем объяснить, что птицы спокойно и совершенно безнаказанно усаживаются на электрические провода?

Ответ: Тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которого по сравнению с другой ветвью (коротким участком провода между ногами птицы) огромно. Поэтому сила тока в этой ветви (в теле птицы) ничтожна и безвредна. Но если бы птица, сидя на проводе, коснулась крылом или хвостом столба, то она мгновенно была бы убита током, который устремился бы через неё в землю).

Вопрос 3: В 1876 г.на улицах Парижа появились новые источники света. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет назвали “русским светом”?

Ответ: Создателем этих необычных “свечей” был русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков. В короткое время чудесная “свеча” русского изобретателя завоевала всеобщее признание. “Свечами Яблочкова” освещали лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы. “Свеча Яблочкова” представляет собой дуговую лампу, но без регуляторов.

6. Итог урока (5 мин)

(Стихотворение читает ассистент)

Проявили нынче мы умение,
Законы объяснили, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновение.
Эксперименты провели
И победителей нашли!

Учитель подводит итог урока, сообщает какой ряд победил в соревновании, отмечает наиболее активных учащихся.

“5” – 35–45 баллов;

“4” – 34–44 баллов;

“3” – 23–13 баллов.

7. Задание на дом.

Оценка Домашнее задание
“5” нет
“4” § 32–49 повторить, упражнение 24, 25
“3” § 32–49 повторить, подготовить сообщения по желанию на темы:

1. “История развития электрического освещения”

2. “Использование теплового действия электрического тока в устройстве теплиц и инкубаторов”.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4