…Ум заключается не только
в знании, но и в умении
прилагать знание на деле.
Аристотель
Цели:
Образовательная: повторение и обобщение
знаний об электрическом токе.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин).
Учитель. Сообщение цели и структуры урока.
2. Физический диктант (7 мин). Максимальная оценка – 20 баллов.
(Ассистенты во время диктанта проверяют домашние задания, выставляют оценки в зачетную ведомость и после диктанта раздают тетради обратно)
Запишите, какими буквами обозначаются:
- заряд;
- сила тока;
- напряжение;
- сопротивление;
- длина проводника;
- площадь поперечного сечения проводника;
- удельное сопротивление.
Напишите единицу физической величины:
- заряда;
- силы тока;
- напряжения;
- сопротивления.
Напишите формулы для:
- сопротивления проводника через l, S,p;
- общего напряжения на последовательно соединенных проводниках;
- общего напряжения на параллельно соединенных проводниках.
Напишите с помощью каких приборов измеряют:
- силу тока;
- напряжение.
Напишите формулу для:
- силы тока при последовательном соединении проводников;
- силы тока при параллельным соединении проводников;
- Закон Ома;
- общего сопротивления последовательно соединенных проводников.
(Ассистенты собирают физические диктанты и проверяют, затем комментируются ответы с места учащимися и заполняется обобщающая таблица).
Физическая величина |
Формулы |
||
последовательное соединение | параллельное соединение | закон Ома | |
I, сила тока | |||
U, напряжение | |||
R, сопротивление |
3. Фронтальный опрос по задачам – схемам (7 мин)
(У учащихся карточки с цифрами 1, 2, 3, показывают номер правильной схемы; ассистенты считают количество номеров правильных схем и выставляют баллы в зачетную ведомость).
По ходу с объяснением учащихся правильных ответов. Максимальная оценка 5 баллов.
– На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке?
<Рисунок 1>
– На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке?
– На какой схеме показано последовательное включение лампочек?
– Какой амперметр даст правильное показание при замыкании ключа?
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
<Рисунок 4>
– Какой амперметр даст правильное показание при замыкании ключа?
<Рисунок 5>
Релаксация.
4. Разноуровневые задания и задачи (10 мин). Максимальная оценка 5 баллов
(Пока выполняется эта работа, ассистенты проверяют физические диктанты)
По 2 человека с ряда: собирают цепь по заданным схемам и находят по закону Ома сопротивление:
<Рисунок 6>
Все остальные решают задачи (разноуровневые).
I вариант
– Определите сопротивление лампы, сила тока в которой 0,5 А при напряжении 120В.
II вариант
– Определить общее сопротивление, если R1= 40 Ом, R2= 60 Ом.
<Рисунок 7>
I вариант
* Общее сопротивление участка АВ цепи равно 10 Ом. Определите сопротивление третьего проводника, если R1 = 2 Ом, R2 = 5 Ом. Какова сила тока на участке цепи АВ, если вольтметр показывает напряжение 5 В.
<Рисунок 8>
II вариант
* Определить сопротивление цепи и напряжение на всём участке, если R1 = 15 Ом, R 2 = 10 Ом, R 3 = 14 Ом. Амперметр показывает 3А.
<Рисунок 9>
(Тетради собирают и проверяют задачи ассистенты).
5. Кроссворд (6 мин). Максимальная оценка – 10 баллов
(Учениками заполняется сетка кроссворда, затем на экране слайд с правильными ответами и проверяют друг у друга, а затем передаются ассистентам).
Заполните сетку кроссворда
- Взаимодействие между одноименными зарядами.
- Ученый, впервые установивший взаимосвязь между I , U , R.
- Величина, характеризующая зависимость силы тока от свойств проводника.
- Взаимодействие между разноименными зарядами.
- Величина, от которой зависит работа электрического тока.
- Прибор, условное обозначение которого имеет вид.
- Ученый, в честь которого названа единица силы тока.
- Ученый, первый создавший гальванический элемент.
- Прибор, с помощью которого можно менять силу тока в электрической цепи.
- Прибор, с помощью которого измеряют силу тока в электрической цепи.
Пока подводятся итоги, подсчитываются баллы ассистентами, ученики рассказывают небольшие сообщения по теме: “Меры безопасности при работе с электроприборами и оказание первой помощи поражённому электрическим током”.
Ученики отвечают на следующие вопросы:
Вопрос 1: Что представляет собой молния?
Ответ. Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет электрический ток, причем сила тока за 0,2–0,3 с, в течение которых длятся импульсы тока в молнии, меняется. Примерно 65% всех молний, наблюдаемых в нашей стране, имеют наибольшие силы тока 10000 А, но в редких случаях она достигает 230000 А.
Вопрос 2: Чем объяснить, что птицы спокойно и совершенно безнаказанно усаживаются на электрические провода?
Ответ: Тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которого по сравнению с другой ветвью (коротким участком провода между ногами птицы) огромно. Поэтому сила тока в этой ветви (в теле птицы) ничтожна и безвредна. Но если бы птица, сидя на проводе, коснулась крылом или хвостом столба, то она мгновенно была бы убита током, который устремился бы через неё в землю).
Вопрос 3: В 1876 г.на улицах Парижа появились новые источники света. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет назвали “русским светом”?
Ответ: Создателем этих необычных “свечей” был русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков. В короткое время чудесная “свеча” русского изобретателя завоевала всеобщее признание. “Свечами Яблочкова” освещали лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы. “Свеча Яблочкова” представляет собой дуговую лампу, но без регуляторов.
6. Итог урока (5 мин)
(Стихотворение читает ассистент)
Проявили нынче мы умение,
Законы объяснили, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновение.
Эксперименты провели
И победителей нашли!
Учитель подводит итог урока, сообщает какой ряд победил в соревновании, отмечает наиболее активных учащихся.
“5” – 35–45 баллов;
“4” – 34–44 баллов;
“3” – 23–13 баллов.
7. Задание на дом.
Оценка | Домашнее задание |
“5” | нет |
“4” | § 32–49 повторить, упражнение 24, 25 |
“3” | § 32–49 повторить, подготовить
сообщения по желанию на темы: 1. “История развития электрического освещения” 2. “Использование теплового действия электрического тока в устройстве теплиц и инкубаторов”. |