Сроки претворения проекта в жизнь
2008 г. – сентябрь
2010 г. – сентябрь
Задачи
- Готовить детей к восприятию того, что книги — это источники знаний, пробуждать в них умственную деятельность и логическое мышление;
- Учить детей правильному и бережному обращению с книгой;
- Через художественную литературу и их иллюстрации воспитывать высокие нравственные качества – милосердие, справедливость, внимание к друг другу, дать представление об этических нормах.
Вопросы по теме
- Беседа с дошкольниками о происхождении книг, о нелегком труде писателей и художников – иллюстраторов по вопросам:
а) Легко ли сделать книгу?
б) Кто участвует в выпуске книг?
в) Можно ли в маленький сундучок поместить весь мир?
- Какие бывают книги? Кто сочиняет сказки? Что еще интересного можно найти в книгах? (Стихи, загадки, пословицы, поговорки, рисунки, иллюстрации, рассказы, и т.д.)
- Можно ли обижать книгу? Почему плачут книжные страницы? Кто думает иначе?
Задачи, решаемые при претворении Проекта в
жизнь.
Подготовка методических и дидактических
материалов.
- Деятельность детей
- Участие в различных конкурсах, вечерах, праздниках, беседах.
- Заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных воспитателем, рассматривание иллюстраций в детских книжках, исполнение сюжетно-ролевых игр.
- Решение различных задач, предложенных в специальных для дошкольников книжках, исполнение сюжетно-ролевых игр.
- Решение проблемных ситуаций и их инсценирование.
- Деятельность родителей
- Участие во всех мероприятиях организуемых данным детским учреждением, в том числе, и в Дне открытых дверей.
- Покупка детям книг, соответствующих их возрасту, совместное знакомство с ними.
- Оказание помощи в пополнении групповой библиотечки в детском саду.
- Обмен опытом на тему “Роль художественной литературы в деле воспитания дошкольников” или “Художественная литература – незаменимый помощник в деле воспитания дошкольников”.
- Деятельность сельских и школьных библиотекарей
- Участие во всех мероприятиях дошкольного учреждения, связанных с книгой.
- Подготовка и организация встреч в школьной и сельской библиотеках “Где живут книги?”.
- Выступления перед родителями, презентация значимых для дошкольников книг.
- Оказание помощи детскому саду в пополнении библиотечки его библиотечки методическими пособиями, различными стендами и наглядными материалами.
Ожидаемые положительные результаты данной деятельности:
- Пробуждение интереса к книге.
- Благодаря совместной деятельности родителей и воспитателей пополнение домашней библиотеки художественной литературой.
- Активизация мыслительной деятельности детей при сздании проблемных ситуаций.
(Предлагаю Вашему вниманию одно из мероприятий включенного в данный Проект, которое называется “В царстве книг”).
Цели мероприятия:
- Пробуждение в детях интереса к книгам.
- Знакомство с загадками, пословицами о книгах;
- Привитие навыков выразительного рассказа;
- Напоминание детям правил обращения с книгой.
Оформление зала, где проходит мероприятие: Плакаты с загадками, пословицами и поговорками: “Книга – источник знаний”, “Книга – друг человека”, “Если в руках книга, то в голове разум”, выставка иллюстрированных книжек, цветы. Все это пока закрыто.
В зале за столом трое детей: Данил, Раиля, Лейсан. На полу лежат испачканные, изорванные книги.
Лейсан: А папа мне недавно куклу подарил (играет с куклой).
Данил: У нас вчера гости были и знаете, что они мне подарили?
Девочки: Что же?
Данил: Машину! Смотрите, как она ходит.
Раиля: А я на рынке попросила маму купить мне книжку (бежит к шкафу и достает красивую книжку).
Дети: Книжку! А ты разве умеешь читать?
Раиля: Нет, пока не умею. Это же сказки, рисунки такие красивые.
Данил: И у меня такая книжка была, только вся порвалась. (Показывает книгу.)
(В это время входит ребенок в костюме Буратино).
Буратино: Ой-ой-ой. Умираю, погибаю. Куда я попал?
Дети: Это детский сад.
Буратино: Детский сад? Ребята, а вы не выдели одного мальчика, который довел меня до такого состояния. И не только меня. И Чиполлино, и Незнайка, и Колобок разбежались в разные стороны. Всех нас он измарал, у меня отрезал ножницами одну руку. Ребята, я надеюсь, что вы не такие. Пожалуйста, помогите мне.
Дети молчат. В это время в зал входит воспитательница с испачканными, изорванными, израненными сказочными героями.
Воспитательница: Здравствуйте, дети. Посмотрите, кого я встретила по дороге сюда. Вы их узнаете? Видите, до чего их довели. Как это с вами такое случилось?
Буратино (плачет): Я..я..я. Я расскажу вам, что со мной произошло. Очень хороший писатель написал обо мне книжку, потом художники разрисовали ее яркими красками и в типографии напечатали. Выставили книгу на витрине магазина, чтобы все видели, какая она красивая, чистая, аккуратная. Но однажды в магазин вместе с матерью пришли мальчик и девочка. Они купили книгу и понесли домой. Я так обрадовался, что буду полезным, меня будут рассматривать, читать обо мне. Да, они вначале посмотрели мои рисунки, прочитали, а потом началось... В начале книгой бросались, как футбольным мячом, потом нарисовали на моих страницах что попало, ставили на нее сковородку. Еле-еле я убежал от них. Пожалуйста, помогите мне. Всем нам надо как-то помочь.
Лейсан: Мы вам очень хотим помочь, но как?
Воспитательница: Да ребята, им надо как-то помочь. Эти ребята очень плохо поступили. Книги рвать, пачкать нельзя. Что же делать? Придумала. А знаете, дети, я знаю одно прекрасное царство. Это царство книг. Давайте сходим с вами туда в гости.
1-й ребенок: А разве царство книг бывает?
Воспитательница: Разумеется.. Там очень много красивых и интересных книг. Хотите их увидеть?
Дети: Да, хотим.
Воспитательница: Но есть одно условие.
Дети (с нетерпением): Какое?
Воспитательница: У нас немало потрепанных и грязных книг. Буратино, оказывается и среди нас ест такие ребята. (Дети стыдливо опускают глаза.) Давайте мы их вместе вылечим в больнице книжного царства. Вы пока соберите книги, а я принесу свой волшебный халат и палочку. (Воспитательница превращается в волшебника.)
Воспитательница – волшебник: Ну-ка, дети, все закроем глаза. Раз-два-три. Звучит волшебная музыка, открывается книжная выставка и плакаты с пословицами, поговорками, загадками. Дети открывают глаза.
Дети: Ой, сколько здесь красивых книжек.
Воспитательница: Да, дети, здесь очень много красивых книжек. И это не просто красивые странички, а целый волшебный мир. В книжках пишут о нашей прекрасной природе, животных. Здесь вы встретитесь со сказками, загадками, песнями. И тот, кто любит книги, становится умным , добрым, хорошим. Ведь книги наши добрые советчики.
2-й ребенок: Да. Ведь дядя Тукай тоже написал:
Если на душе у меня тоска
И видеть иной раз не хочу никого
Беру я книжку в руки тогда
И листаю страницы волшебные.
Воспитательница: Да, Тукай прав. Он и сам написал, ребята, для вас немало прекрасных стихов. Смотрите, сколько его книг в этом книжном царстве. (Детям показываются иллюстрированные книжки Г. Тукая.) Ребята, а вы знаете, где живут наши любимые сказки и сказочные герои?
Дети: Нет, не знаем.
Воспитательница: Они сегодня с нами и живут в этих прекрасных книжках. Давайте поищем их, может найдем. (Дети рассматривают книги и находят в иллюстрациях знакомых сказочных героев.)
3-й ребенок:
Книги любят наши мамы
Книги любят и детишки
И пройдут наши печали
Как прочтем мы эти книжки.
4-й ребенок:
Хочешь ты раскрасить книжку
Покупай “Раскрась-ка”
Хочешь отгадать загадку
В книжке есть и отгадка.
Воспитательница: Дети, хотите знать, как рождаются книги?
Дети: Да.
Воспитательница: Вот этот наш компьютер поможет узнать, как это получается. На экране компьютера возникают сведения о рождении книг. Дети, мы обещали, что будем помогать книгам и их героям. Так давайте с вами временно станем докторами книг. (В это время появляется мальчик в костюме Доктора Айболита.)
Доктор Айболит: Здравствуйте мои дорогие. Вы меня узнали?
Дети: Конечно, узнали. Ты Доктор Айболит, который лечит зверюшек.
Доктор Айболит: Нет, не только зверюшек. Я еще лечу больные книжки и журналы. А вы, если не ошибаюсь, хотите мне помочь.
Дети: Да, хотим.
Доктор Айболит: Тогда проходите. Вот здесь мое рабочее место. Где у нас больной? Буратино, Чиполлино, подойдите ближе. Что с вами случилось? Сейчас мы вам поможем. (Дети рассаживаются за столом и принимаются за работу. А Доктор Айболит рассказывает им правила обращения с книгой.)
5-й ребенок:
Заболели наши книжкии,
Нет страниц и порвались.
Что смеетесь, детишки?
Ведь каждый день читаем их.
6-й ребенок:
Бережно храню я книги
Ну а чуть что заболит
Тут же я найду причины,
Постараюсь подлечить.
Буратино: Спасибо, доктор, спасибо, дети.
Доктор Айболит: Дорогой Буратино, ты и твои друзья можете остаться у нас, вместе с остальными сказочными героями.
Ребята, книги тоже болеют. Они не кашляют, не чихают, но незаметно желтеют, белеют, страницы распадаются. Поэтому спасибо вам, ребята, что помогли вылечить книги. Можно сказать с уверенностью, что из вас выйдут прекрасные книжные доктора. А давайте еще раз послушаем правила ухода за книгами . (Слушается в магнитофонной записи:)
1. Никогда не рассматривайте книги в темной комнате – можете испортить себе глаза.
2. Открывая страницу, не надо слюнявить пальцы. Открывать надо с верхнего угла.
3. Нельзя оставлять книгу на солнце, чтобы не пожелтели страницы и не попортилась обложка
4. Понравившуюся книжку покажи своим друзьям. (Прощаясь, Доктор Айболит дарит детям книги из волшебного сундучка, но только после того, как они отгадают загадку: “В маленьком сундучке весь мир поместился”.)
Воспитательница: Ну что, ребята, понравилось вам в книжном царстве?
Дети: Да, конечно, понравилось.
Книжка друг твой и советчик.
Развлекатель в грустный час
Береги, люби ее ты
Пригодится ведь подчас.
Воспитательница: Я думаю, что сегодня книги еще больше стали вашими друзьями, а мы – друзьями книг. А сейчас, чтобы вернуться в детский сад, надо закрыть глаза. ( Дети закрывают глаза и возвращаются в садик.)
Литература
- Журнал "Мэгариф". 2000 г. № 8, 2004 г. № 5, 2006 г. № 7.
- Методическая разработка М.Ф. Кашапова "Иц татлы тел – туган тел".
- Методическая разработка "Бэйрэмнэр бэйлэме", 2005.