Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Тема: Построение диаграмм. Самостоятельная работа по теме “ Круговые и столбчатые диаграммы”

Основные цели:

  1. Проверить умение строить  диаграммы  различного вида, анализировать их .
  2. Закреплять умение анализировать и решать задачи разного вида, решать составные  уравнения.
  3. Тренировать способность  к самоконтролю. Развивать  логическое  мышление.

Раздаточный материал:

1) карточки с алгоритмами построения линейных (столбчатых) диаграмм:

Алгоритм построения линейных (столбчатых) диаграмм

Подобрать цену деления шкалы, удобную для обозначения на ней значений данных величин

 

Изобразить шкалу на вертикальном координатном луче, а на горизонтальном луче отметить на равном расстоянии друг от друга точки по числу имеющихся величин

 

От выбранных точек построить вертикальные отрезки (столбцы), высота которых равна значению соответствующей величины

Алгоритм построения круговых диаграмм

 

Найти часть целого, которая приходится на каждую из величин

 

Найти величины центральных углов, соответствующих каждой части: 360° : n ? х

 

Построить в данной окружности центральные углы, соответствующие каждой части

 2) таблица для этапа рефлексии на каждого учащегося:

Утверждения

Без ошибок

С ошибками

Не умею

Я умею анализировать  линейные,
круговые диаграммы

 

 

 

Я умею строить круговую  диаграмму

 

 

 

Я умею строить линейную диаграмму

 

 

 

Я умею составлять круговую ,
линейную диаграмму

 

 

 

3) эталон для самопроверки  самостоятельной работы № 1:

1) а) 11 мин
б) 45 мин
в) на 3 мин меньше
г)  на 5 мин больше

2) 360°: 36 х 8 = 80°- учебники                                                         
360°: 36 х 5 = 50° – сказки                                                                
360°: 36 х 9 = 90° – повести                                                                                   
360°  -80° – 50° – 90° = 140°  - рассказы

эталон для самопроверки к самостоятельной работе № 2:

1) а)  7 чел.
б) 31 чел.
в)  на 5 человек меньше
г)  на 5 человек  больше                    

2) 360°: 36 х 5= 50°- на трамвае
360°: 36 х 7= 70° – на метро
360°: 36 х 9 = 90° – на автобусе                 
360° -50° – 70° – 90° = 150°  - пешком 

4) транспортир для индивидуального пользования; 

5) конверт с эталоном для проверки самостоятельной работы  и карточкой для этапа рефлексии;

6) самостоятельная работа № 1, № 2.

Демонстрационный  материал:

1)  карточки c  терминами:

Диаграмма – наглядный способ представления разных числовых данных

2)  слайды 1- 18;

3) эталоны для этапа актуализации:

S=V t

 

V= S : t

 

100% -?
m % - в
в: m?100 

Ход урока.

Тема урока. Построение диаграмм. Самостоятельная работа. (Слайд 1)

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель:

  1. мотивация к учебной деятельности посредством анализа высказывания;
  2. определение содержательных рамок урока: построение диаграмм.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Звучит музыка из мультфильма “ Волшебник Изумрудного города”
- Мы продолжаем путешествовать по Волшебной стране,  изучая какую тему
( Круговые и линейные диаграммы)
- Чему мы научились? ( строить и анализировать круговые и линейные диаграммы)
- Сегодня  на  уроке вам и предстоит выяснить , насколько хорошо вы  умеете строить  диаграммы  различного вида,   анализировать их .

На доске  высказывание  (слайд 2):

 Математику нельзя изучать, глядя, как это делает сосед.

 А. Нивен

- Как вы понимаете это высказывание?

2. Актуализация знаний.

Цель:

  1. закреплять умение анализировать и решать задачи разного вида;
  2.  решать уравнения;
  3. решать логические задачи;
  4. тренировать навык решения текстовых задач.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1. Повторение решений текстовых задач

(групповое задание : № 5 , стр. 44)3 человека (дать 6 листов, фломастеры)

Решение.

1). 540 000 : 9 х 100 = 600 000 (жит.) – в Голубой стране.
2). 540 000 + 600 000 = 1 140 000 (жит.) – Розовой стране и Голубой
3). 1 140 000 : 100 х 40 = 456 000 (жит.) – в Желтой стране.
4). 456 000 +78 000 = 534 000 (жит. ) – в Фиолетовой стране.
5). 1 145 000 + 456 000 + 534 000 (жит.) – в четырех цветных странах.
6). 3 000 000 – 2 130 000 = 870 000 (жит.)  - в Изумрудном городе.

2. Повторение решений  задач разного вида

 № 4, стр. 44 -  “ Блиц-турнир” 1 человек у доски   (Слайд 3-7)

 а) Ворона Кагги-Карр пролетела  за 4 часа  а км. Какое расстояние она пролетит за 7 часов, если будет лететь с той же скоростью?

(а : 4 х 7 ) км                ( S=V ?  t )

б) Элли  прошла по долине в  км, а по горной дороге – лишь 24% этого пути. С какой скоростью шла Элли по горной дороге, если прошла ее за 3 часа?

( (в : 100 х 24) : 3 ) км/ч        (V= S : t )

в) В армии Урфина Джюса  было  с  капралов, что составило 15% числа солдат его армии. На сколько больше солдат, чем капралов, было в армии Урфина Джюса?

( с : 15 х 100 – с ) солд.

100% -?
m % - в
в : m?100

г) Урфин Джюс решил сделать для своей армии  х  деревянных солдат. За день он делает у солдат . Сколько солдат ему останется сделать после 9 дней работы?

( Х – у ? 9) солд.

д) Моряку Чарли  5 лет назад исполнилось с  лет. Сколько лет исполнится ему через 4 года?
  (  ( с + 5) + 4 ) лет               

3.Повторение решений составных уравнений

№ 3 (б), стр. 44 – 1 ученик ( решить без проверки)

4. Развитие логического мышления

 № 7*  , стр. 44. Логическая задача. Проекты детей. (Слайд 8-9)

Нарисуй схему Волшебной страны, если известно, что Голубая, Фиолетовая и Розовая страны имеют общую границу с остальными четырьмя частями. Желтая страна и Изумрудный город не имеют между собой общей границы, причем Желтая страна окружена со всех сторон Великой пустыней, отделяющей Волшебную страну от остального мира.
                             

                                 
 

  Физкультминутка ( звучит музыка) (Слайд 9)

 3. Локализация затруднений.

Цель:

  1. проверить умение использования алгоритма построения линейных диаграмм;
  2. учить анализировать их и использовать для наглядного изображения соотношения между величинами;
  3. тренировать  способность  к самоконтролю;
  4. проверка творческих работ “Проекты построения диаграмм”

Организация учебного процесса на этапе 3:

1) - Что называют диаграммой?

( Диаграмма – наглядный способ представления разных числовых данных.)

- Какие виды диаграмм вы можете назвать?

( Круговые , столбчатые , линейные)

- Как построить диаграмму? Что мы при этом используем? ( Алгоритмы) (Слайд 10)
 
2)   Построение линейной диаграммы

( используем алгоритм)

- Нарисуем прямой угол, отметим на горизонтальной его стороне название месяцев, а на вертикальной стороне – шкалу количества книг
- Какую единицу отсчета возьмем для удобства? ( 1 клеточка - 10 книг) ( Слайд 11)

Название
месяца

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Количество книг

20

60

100

70

140

160

Проверка по слайду  “ Посещаемость детей библиотеки “ ( Слайд 12)

 

3)   Анализ диаграммы:

1). Сколько книг взято в библиотеке  феврале, апреле, мае?
2). В каком месяце книг было взято больше всего, меньше всего?
3). В каком месяце количество взятых книг по сравнению с предыдущим месяцем снизилось? На сколько?
4). На сколько больше книг было взято в библиотеке в мае, чем в апреле?

4) Проверка проектов учащихся  “ Построения диаграмм”

4.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Слайд 13)

Цель:

  1. организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на построение круговой диаграммы и анализ линейной диаграммы с самопроверкой по эталону;
  2. организовать самооценку детьми правильность выполнения задания

 ( при необходимости – коррекцию возможных ошибок);

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Вы готовы выполнить задание самостоятельно? Сделайте самостоятельную работу ( листы на столах).
- Перед вами самостоятельная работа по нашей теме. Прочитайте

1 задание, 2 задание.

(Учащиеся читают про себя)
- Что нужно сделать? ( Ответить на вопросы по линейной диаграмме, построить круговую диаграмму)
- Что можно использовать при построении круговой диаграммы ?
( алгоритм  построения круговых диаграмм) (Слайд 14)

Слайд 15. Пословица. Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой учитель на доске выставляет эталон для самопроверки.

Слайд 16-17

Вариант 1.

1) а) 11 мин
б) 45 мин
в)  на 3 мин меньше
г)  на 5 мин больше
2) 360°  : 36 х 8 = 80° -учебники
360° : 36 х 5 = 50° –сказки
360° : 36 х 9 = 90° –повести
360°  -80°– 50° – 90° = 140°  - рассказы

Вариант 2.

1) а)  7 чел.
б) 31 чел.
в)  на 5 человек меньше
г)  на 5 человек  больше
2) 360°  : 36 х 5= 50°- на трамвае
360°  : 36 х 7= 70° –на метро
360° : 36 х 9 = 90°–на автобусе
360°  - 50° – 70° – 90° = 150° - пешком

- Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков “+”, или “?”
- Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)
- В чем причина?
- Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!
       
 5. Рефлексия деятельности

Цель:

  1. оценить результаты собственной деятельности;
  2. зафиксировать метод коррекции ошибок путем обобщения результатов учащихся;

 -Проанализируйте свою работу на уроке.
- Что можете сказать?
- Что вам удалось?
- Над чем еще надо поработать?
- Какова была цель нашего урока? ( Научиться строить и анализировать диаграммы)
–Достигли мы этой цели?
- Теперь оцените свою собственную работу на уроке. Заполните табличку. Учащиеся заполняют карточку для этапа рефлексии. Можно предложить нескольким учащимся по желанию высказаться по плану, который предложен в таблице.
(Слайд 18)

Утверждения

Без ошибок

С ошибками

Не умею

Я умею анализировать  линейные , круговые диаграммы

 

 

 

Я умею строить круговую  диаграмму

 

 

 

Я умею строить линейную диаграмму

 

 

 

Я умею составлять круговую, линейную диаграмму

 

 

 

Приложение1

Приложение2