Тема: Построение диаграмм. Самостоятельная работа по теме “ Круговые и столбчатые диаграммы”
Основные цели:
- Проверить умение строить диаграммы различного вида, анализировать их .
- Закреплять умение анализировать и решать задачи разного вида, решать составные уравнения.
- Тренировать способность к самоконтролю. Развивать логическое мышление.
Раздаточный материал:
1) карточки с алгоритмами построения линейных (столбчатых) диаграмм:
Алгоритм построения линейных (столбчатых) диаграмм
Подобрать цену деления шкалы, удобную для обозначения на ней значений данных величин |
Изобразить шкалу на вертикальном координатном луче, а на горизонтальном луче отметить на равном расстоянии друг от друга точки по числу имеющихся величин |
От выбранных точек построить вертикальные отрезки (столбцы), высота которых равна значению соответствующей величины |
Алгоритм построения круговых диаграмм
Найти часть целого, которая приходится на каждую из величин |
Найти величины центральных углов, соответствующих каждой части: 360° : n ? х |
Построить в данной окружности центральные углы, соответствующие каждой части |
2) таблица для этапа рефлексии на каждого учащегося:
Утверждения |
Без ошибок |
С ошибками |
Не умею |
Я умею анализировать линейные, |
|
|
|
Я умею строить круговую диаграмму |
|
|
|
Я умею строить линейную диаграмму |
|
|
|
Я умею составлять круговую , |
|
|
|
3) эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1:
1) а) 11 мин |
эталон для самопроверки к самостоятельной работе № 2:
1) а) 7 чел. |
4) транспортир для индивидуального пользования;
5) конверт с эталоном для проверки самостоятельной работы и карточкой для этапа рефлексии;
6) самостоятельная работа № 1, № 2.
Демонстрационный материал:
1) карточки c терминами:
Диаграмма – наглядный способ представления разных числовых данных |
2) слайды 1- 18;
3) эталоны для этапа актуализации:
S=V ? t |
V= S : t |
100% -? m % - в в: m?100 |
Ход урока.
Тема урока. Построение диаграмм. Самостоятельная работа. (Слайд 1)
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель:
- мотивация к учебной деятельности посредством анализа высказывания;
- определение содержательных рамок урока: построение диаграмм.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Звучит музыка из мультфильма “ Волшебник Изумрудного города”
- Мы продолжаем путешествовать по Волшебной стране, изучая какую тему
( Круговые и линейные диаграммы)
- Чему мы научились? ( строить и анализировать круговые и линейные диаграммы)
- Сегодня на уроке вам и предстоит выяснить , насколько хорошо вы умеете строить диаграммы различного вида, анализировать их .
На доске высказывание (слайд 2):
Математику нельзя изучать, глядя, как это делает сосед. А. Нивен |
- Как вы понимаете это высказывание?
2. Актуализация знаний.
Цель:
- закреплять умение анализировать и решать задачи разного вида;
- решать уравнения;
- решать логические задачи;
- тренировать навык решения текстовых задач.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1. Повторение решений текстовых задач
(групповое задание : № 5 , стр. 44) – 3 человека (дать 6 листов, фломастеры)
Решение.
1). 540 000 : 9 х 100 = 600 000 (жит.) – в Голубой стране.
2). 540 000 + 600 000 = 1 140 000 (жит.) – Розовой стране и Голубой
3). 1 140 000 : 100 х 40 = 456 000 (жит.) – в Желтой стране.
4). 456 000 +78 000 = 534 000 (жит. ) – в Фиолетовой стране.
5). 1 145 000 + 456 000 + 534 000 (жит.) – в четырех цветных странах.
6). 3 000 000 – 2 130 000 = 870 000 (жит.) - в Изумрудном городе.
2. Повторение решений задач разного вида
№ 4, стр. 44 - “ Блиц-турнир” 1 человек у доски (Слайд 3-7)
а) Ворона Кагги-Карр пролетела за 4 часа а км. Какое расстояние она пролетит за 7 часов, если будет лететь с той же скоростью?
(а : 4 х 7 ) км ( S=V ? t )
б) Элли прошла по долине в км, а по горной дороге – лишь 24% этого пути. С какой скоростью шла Элли по горной дороге, если прошла ее за 3 часа?
( (в : 100 х 24) : 3 ) км/ч (V= S : t )
в) В армии Урфина Джюса было с капралов, что составило 15% числа солдат его армии. На сколько больше солдат, чем капралов, было в армии Урфина Джюса?
( с : 15 х 100 – с ) солд.
100% -?
m % - в
в : m?100
г) Урфин Джюс решил сделать для своей армии х деревянных солдат. За день он делает у солдат . Сколько солдат ему останется сделать после 9 дней работы?
( Х – у ? 9) солд.
д) Моряку Чарли 5 лет назад исполнилось с лет. Сколько лет исполнится ему через 4 года?
( ( с + 5) + 4 ) лет
3.Повторение решений составных уравнений
№ 3 (б), стр. 44 – 1 ученик ( решить без проверки)
4. Развитие логического мышления
№ 7* , стр. 44. Логическая задача. Проекты детей. (Слайд 8-9)
Нарисуй схему Волшебной страны, если известно, что Голубая, Фиолетовая и Розовая страны имеют общую границу с остальными четырьмя частями. Желтая страна и Изумрудный город не имеют между собой общей границы, причем Желтая страна окружена со всех сторон Великой пустыней, отделяющей Волшебную страну от остального мира.
5 Физкультминутка ( звучит музыка) (Слайд 9)
3. Локализация затруднений.
Цель:
- проверить умение использования алгоритма построения линейных диаграмм;
- учить анализировать их и использовать для наглядного изображения соотношения между величинами;
- тренировать способность к самоконтролю;
- проверка творческих работ “Проекты построения диаграмм”
Организация учебного процесса на этапе 3:
1) - Что называют диаграммой?
( Диаграмма – наглядный способ представления разных числовых данных.)
- Какие виды диаграмм вы можете назвать?
( Круговые , столбчатые , линейные)
- Как построить диаграмму? Что мы при этом используем? ( Алгоритмы) (Слайд 10)
2) Построение линейной диаграммы
( используем алгоритм)
- Нарисуем прямой угол, отметим на горизонтальной его стороне название месяцев, а на вертикальной стороне – шкалу количества книг
- Какую единицу отсчета возьмем для удобства? ( 1 клеточка - 10 книг) ( Слайд 11)
Название |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
Количество книг |
20 |
60 |
100 |
70 |
140 |
160 |
Проверка по слайду “ Посещаемость детей библиотеки “ ( Слайд 12)
3) Анализ диаграммы:
1). Сколько книг взято в библиотеке феврале, апреле, мае?
2). В каком месяце книг было взято больше всего, меньше всего?
3). В каком месяце количество взятых книг по сравнению с предыдущим месяцем снизилось? На сколько?
4). На сколько больше книг было взято в библиотеке в мае, чем в апреле?
4) Проверка проектов учащихся “ Построения диаграмм”
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Слайд 13)
Цель:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на построение круговой диаграммы и анализ линейной диаграммы с самопроверкой по эталону;
- организовать самооценку детьми правильность выполнения задания
( при необходимости – коррекцию возможных ошибок);
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Вы готовы выполнить задание самостоятельно? Сделайте самостоятельную работу ( листы на столах).
- Перед вами самостоятельная работа по нашей теме. Прочитайте
1 задание, 2 задание.
(Учащиеся читают про себя)
- Что нужно сделать? ( Ответить на вопросы по линейной диаграмме, построить круговую диаграмму)
- Что можно использовать при построении круговой диаграммы ?
( алгоритм построения круговых диаграмм) (Слайд 14)
Слайд 15. Пословица. Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой учитель на доске выставляет эталон для самопроверки.
Слайд 16-17
Вариант 1.
1) а) 11 мин
б) 45 мин
в) на 3 мин меньше
г) на 5 мин больше
2) 360° : 36 х 8 = 80° -учебники
360° : 36 х 5 = 50° –сказки
360° : 36 х 9 = 90° –повести
360° -80°– 50° – 90° = 140° - рассказы
Вариант 2.
1) а) 7 чел.
б) 31 чел.
в) на 5 человек меньше
г) на 5 человек больше
2) 360° : 36 х 5= 50°- на трамвае
360° : 36 х 7= 70° –на метро
360° : 36 х 9 = 90°–на автобусе
360° - 50° – 70° – 90° = 150° - пешком
- Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков “+”, или “?”
- Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)
- В чем причина?
- Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!
5. Рефлексия деятельности
Цель:
- оценить результаты собственной деятельности;
- зафиксировать метод коррекции ошибок путем обобщения результатов учащихся;
-Проанализируйте свою работу на уроке.
- Что можете сказать?
- Что вам удалось?
- Над чем еще надо поработать?
- Какова была цель нашего урока? ( Научиться строить и анализировать диаграммы)
–Достигли мы этой цели?
- Теперь оцените свою собственную работу на уроке. Заполните табличку. Учащиеся заполняют карточку для этапа рефлексии. Можно предложить нескольким учащимся по желанию высказаться по плану, который предложен в таблице.
(Слайд 18)
Утверждения | Без ошибок |
С ошибками |
Не умею |
Я умею анализировать линейные , круговые диаграммы |
|
|
|
Я умею строить круговую диаграмму |
|
|
|
Я умею строить линейную диаграмму |
|
|
|
Я умею составлять круговую, линейную диаграмму |
|
|
|