Использование групповой формы работы при организации учебной деятельности

Разделы: Начальная школа



Организация учебной деятельности учащихся – наиболее сложная задача, ставящая учителя перед необходимостью поиска форм и методов коллективно – распределённой деятельности. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Такая работа предполагает деление учащихся на небольшие группы, каждая из которых должна найти своё решение проблемы; обсуждение между группами различных вариантов; совместное оформление правильности решения.

Равенство со сверстником, отсутствие всяких ограничений с его стороны и охотно оказываемая им поддержка, вплоть до соучастия, создают оптимальные условия для самовыявления ребёнка, а значит для его самопознания и самооценки.

Общение со сверстниками создаёт условия для развития творческого, самобытного начала в ребёнке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своих достижений, критичность к мнениям, словам и поступкам других людей, независимость их воли и желаний. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное – иметь собственную позицию, точку зрения, отличать её от чужой и защищать её. Обучение, опирающееся на общение, становится не только источником новых знаний, умений и навыков, но и важнейшей формой развития личности учащихся.

Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать особенности их подходов, что в свою очередь рождает у детей взаимный интерес к работе друг друга. Общение детей между собой обогащает каждого из них, даёт возможность самому учителю чётко представлять, какие дети в первую очередь нуждаются в коррекции, учит детей работать в едином коллективном ритме, принимать позицию равноправного партнёра, другими словами, позволяет организовать обучение, ориентированное на психическое развитие ребёнка.

Реализация целей групповой работы детей даёт следующие результаты:

  • эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
  • возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
  • опыт выполнения этих рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия. Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

В общение со сверстниками развивается речь ребёнка. Когда дети должны сообща договариваться о правилах совместных действий, они впервые обретают опыт взаимопонимания, начинают требовать от собеседника отчетливости выражения и сами вынуждены отвечать на аналогичные требования товарищей.

Организация групповой работы начинается с первого школьного дня. Учителю необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте ещё не было, поэтому её надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.

Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать её образец, при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», « Не возражаешь?» и т.д.

По-настоящему образец будет освоен детьми только после разбора двух-трёх ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки, а ход взаимодействия.

Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на дошкольном, внеучебном материале. Это делается для того, чтобы учебное понятийное содержание, требующее хотя бы минимальной готовности и рефлексивность, осваивалось сразу в форме совместной работы.

Объединять детей в группы нужно с учётом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнёр.

Если соединять детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе.

Руководить работой класса, где соседствуют слабые и сильные группы, учителю труднее. Эффективна следующая форма подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества учащихся в группе).

Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу, потом эти двое решают, кто будет следующим и т. д. Таким образом, равномерно распределяются между собой сильные и слабые ученики, группы получаются равносильные.

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды. Для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости от членов группы (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы).

У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. « Мы группа, значит, мы способны действовать, » - говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.

Какие роли должны быть в группе? Здесь много вариантов, например:

  1. организатор – отвечает за работу группы в целом;
  2. спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
  3. секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
  4. критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
  5. контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение;

Совместно с детьми необходимо выработать правила групповой работы. Они могут быть, например, такими:

  1. Каждый член группы высказывает свою гипотезу, версию, решение.
  2. Остальные члены группы, выслушав, должны оценить гипотезу и аргументировать своё согласие или несогласие с ней.
  3. Варианты могут обсуждаться по мере выдвижения, а могут «набрасываться» и обсуждаться после того, как основные из них сформулированы. Во втором случае необходима фиксация идей, чтобы ни одна из них не была утеряна, оставлена без внимания.
  4. При выдвижении и обсуждении необходимо соблюдать установленную очерёдность, не высказываться одновременно, не перебивая друг друга.
  5. Обсудив идеи, группа должна прийти к единому решению, которое и будет групповым решением. Излагая групповое решение, группа должна объяснить основание своего выбора.
  6. Если в группе есть человек, который не согласен с решением группы, то группа должна заявить об этом. В некоторых случаях можно предоставить слово для обоснования решения и члену группы, не согласному с решением группы. Иногда же группа, не пришедшая к общему решению, не допускается до доклада, а объясняет причину.
  7. Групповые решения выносятся на доску и затем обсуждается. Обсуждение возможно как в группах, так и при организации общей дискуссия

Эти же правила могут быть представлены в виде алгоритма движения при выполнении задания в группе, с целью облегчения работы организатора по руководству процессами, протекающими в группе.

Алгоритм движения при выполнении задания в группе.

  1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.
  2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).
  3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнёров, выявление разницы).
  4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.
  5. Совместное принятие решения.
  6. Анализ решения задания, его оформление.
  7. Проговаривание в группе выступления спикера.
  8. Представление решения спикером.

При организации групповой работы, нужно обратить внимание на следующее:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут в 3-4 классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда;
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Работа в группе – очень эффективная форма обучения. Вот что получается, когда дети в процессе обучения объединяет свои усилия в решение учебных задач:

  • возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания;
  • на формирования понятий, умений, навыков тратиться меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (не остаётся учеников, не работающих на уроке);
  • ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • сплоченность класса резко возрастает;
  • дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • в то же время растёт и самокритичность: ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
  • дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением, менее потребительски относиться к труду учителя;
  • они приобретают навыки необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей, гуманистические мотивы поведения;
  • учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять большее внимание «слабым»;
  • воспитательная работа учителя становиться необходимым условием группового обучения, так как все группы в своём становлении проходят стадию конфликтных отношений;
  • происходит развитие речи учащихся, в частности, диалогической речи.

Литература.

  1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., «Педагогика», 1986
  3. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. «БРО», Томск, 1992 №6
  4. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига: «Эксперимент», 1997
  5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. «БРО», Томск, 1994 №8-9
  6. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. «БРО», Томск, 1993 №10