Цель:
- отрабатывать практические навыки написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах, развивать орфографическую зоркость, каллиграфически правильный почерк, внимательность.
Оборудование:
- калейдоскоп, состоящий из двух кругов, соединенных болтиком: на одном рисунок весенней природы, на втором круглое отверстие, совпадающее с рисунками при его вращении; листья, дерево.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют.
II. Постановка темы урока
У. Сегодня на уроке русского языка мы будем вращать калейдоскоп. Кто знает, что такое калейдоскоп?
Дети. Это быстрая смена чего-нибудь: явлений, сюжетов, картинок.
Словарь Ожегова Быстрая смена разнообразных явлений
У. Вращая наш калейдоскоп, мы будем наблюдать изменения весенней природы, выполняя задания на повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах и в конце увидим что-то интересное.
III. Минутка чистописания
Учитель.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Весной на деревьях распускаются листья, а наше дерево без листьев. Листья лежат рядом, на них написаны слоги. Давайте украсим наше дерево.
(Ребята выходят, берут лист, читают слог и прикрепляют лист к дереву, а остальные записывают в тетрадь.)
ОК | РУ | ДЯ | ША | АМ | ЧЕ | ЛЮ | ЗИ |
– Какое красивое дерево у нас получилось!
В отверстии калейдоскопа открывается часть дерева.
(Учитель показывает любые три слога, а дети составляют слова. Потом с одним из составленных слов составить самое интересное и красивое предложение.)
IV. Словарная работа
Ученик 1.
После долгой зимней стужи
На снегу синеют лужи.
И березка ожила
От весеннего тепла.
Ученик 2.
Возвращаются скворцы,
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнезд.
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Вращается калейдоскоп, появляется рисунок птицы у гнезда. На дерево прикрепляется силуэт птицы, которая в клюве держит задание.
Учитель.
А это что за птица?
В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится.
– Ку-ку ...ку-ку-
Не спит опушка,
А птицу звать...
Д. Кукушка.
У. Кукушки не вьют гнезд и подбрасывают яйца в чужие гнезда. Вот и нам кукушка подбросила задание. А задание – картинки, которые надо разгадать и записать в тетрадь словом.
Сорока, ворона, воробей, пчела.
Идет проверка.
У. Какие это слова?
Д. Словарные.
У. Какое слово “лишнее”?
Д. Пчела.
У. Почему?
Д. Потому что можно подобрать проверочное слово пчелы и это насекомое.
У. Что происходит с насекомыми весной?
Д. Они просыпаются, когда оживает природа.
В отверстии калейдоскопа появляются насекомые.
V. Физкультминутка (для глаз)
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
VI. Работа по учебнику
1) Этот сектор предлагает рассмотреть рисунок на с. 35 в учебнике.
Почему учитель Карандаш схватился за голову?
Какие правила не знает обезьянка? Напомните их ей. (Дети говорят правила.)
Чтобы никто из вас не допускал похожие ошибки,
мы повторим
написание буквосочетаний в словах. А какие это
буквосочетания? (ши, чу, ча, ща) – выставляются
карточки на доску.
Проверьте, все ли сочетания вы назвали (выставляются другие карточки жи, щу, чк, чн на доску)
№ 39 – письмо по памяти
Задание:
- Прочитать стихотворение.
- Вставить нужную букву (Один человек у доски, а остальные дети работают в учебнике)
- Написать по памяти первые две строчки, выделить орфограммы.
Ерши
Над реч_шкою в тиш_
Шелестят камыш_.
А в воде, у камышей, –
Шесть задиристых ершей.
Не ерш_тесь вы, ерш__,
Лучше спрячьтесь в камыш__
Вас, ершей-малышей,
Щ_ка ждёт у камышей.
(Ю. Могутин)
2) У. С приходом весны изменилась и жизнь животных. У зверей появляются детеныши.
В калейдоскопе появляются животные с детенышами
– А мы выполняем упражнение № 38.
Задание:
- Прочитайте.
- Какие слоги надо вставить на месте пропусков?
- Спиши только слова, в которые ты вставил слоги. (Комментированное письмо – 4 слова, самостоятельная работа – 4 слова)
На дорожках лужицы, На асфальте рожицы, За окном кри_т гал_та, Под крыльцом пи_т котята, В бочке плещутся щ_рята, В клетках прыгают кроль_та, А у дерева в ти_ Е_ха к ёжику спе_т. |
ЖИ ШИ ЧА ЧУ ЩУ ЩА |
Кричат, галчата, пищат, щурята, крольчата, в тиши, ежиха, спешит.
VII. Физкультминутка
Вы немного устали, весенняя физкультминутка поможет вам.
Дождик песенку поет — кап-кап (ходьба).
Только кто ее поймет – кап-кап
(хлопки в ладоши перед собой)?
Не пойму ни я, ни ты – кап-кап (хлопки за спиной),
Да зато поймут цветы – кап-кап (хлопки над головой),
И весенняя листва — кап-кап (ходьба),
И зеленая трава – кап-кап (сесть на место).
3) Учитель.
Солнце елочки пригрело,
Сосны и валежники.
На поляну вышли смело
Первые подснежники.
На проталинке стоят,
На ветру качаются,
Словно звездочки горят,
Лесу улыбаются.
В калейдоскопе появляется рисунок цветов.
– Весна – очень красивое время года. Все оживает, распускается, расцветает.
Этот сектор предлагает игру “Поймай слово”.
Класс делится на 6 вариантов. Каждый вариант записывает слова с определенным сочетанием: ши, жи, ча, ща, чу, щу, подчеркивает их.
Слова для диктовки: Чудак, тащу, роща, дача, жир, шило, смущать, начало, чучело, моржи, щука, шиповник.
ШИ шило шиповник |
ЖИ жир моржи |
ЧА дача начало |
ЩА роща смущать |
ЧУ чудак чучело |
ЩУ тащу щука |
Учитель.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
В калейдоскопе появляется рисунок Солнца.
- Солнышко все чаще стало согревать своим теплом землю. А вам Солнце подарило каждому маленькое солнышко, и хочет проверить вас как вы усвоили сегодняшний материал. Возьмите каждый свое солнышко и вставьте пропущенные буквы.
(После выполнения задания дети проверяют по вариантам с доской.)
VIII. Итог урока
У. В течение урока мы вращали калейдоскоп. Как вы думаете, какая получилась общая картина?
Д. Весна.
Откручивается гайка. Снимается первый круг и ребята видят рисунок.
Ученик.
Апрель
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлепает по лужам.Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.“Скоро, скоро быть теплу! –
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.Скоро тысячи скворцов
С домиком подружат,
Скоро множество птенцов
Выглянет наружу.Тучи по небу пройдут,
И тебе впервые
На ладошки упадут
Капли дождевые…
– Что повторили на уроке? Что понравилось?
Выслушиваются ответы детей.
– Спасибо вам, ребята, за ваше сотрудничество со мной. Урок окончен.