"Здравствуй, зимушка-зима!" Русский язык в 4-м классе. Тема: "Упражнения в определении склонения имени существительного и в распознавании падежей"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • отработка умения определить склонение и падеж имён существительных;
  • развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, связанной речи;
  • обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения,
  • воспитание чувства прекрасного;
  • привитие бережного отношения к окружающему миру;
  • укрепление здоровья и работоспособности учащихся.

Ход урока

Организационный момент.

У. Здравствуйте! Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая, друг другу здоровья. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми.

Что для этого надо делать?

Конечно, заниматься спортом, а без движения не может быть здоровым человек.

Давайте поздороваемся со всем миром и пожелаем всем здоровья.

Ф. М.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех мы вас приветствуем!

У. Садитесь.

Тема нашего урока: "Упражнения в определении склонения имён существительных и в распознавании падежей".

На этом уроке будем отрабатывать умения определять склонение и падежи имен существительных.

У. - Ребята, какое время года сейчас хозяйничает на земле?

Д. ЗИМА.

У. Изменчива погода зимой: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья. ( послушаем музыку зимы)

Звучит музыка (зимняя вьюга).

Какое состояние природы передали звуки музыки?

Д. Завивает холодный ветер, стонет злая вьюга, свистит метель.

На доске:

  • ВЬЮГА
  • ПУРГА
  • МЕТЕЛЬ

У. Дайте общее название словам, записанным на доске.

Д. Явления природы.

У. - Подберите к данным словам синоним - существительное 2-го склонения.

ПОВТОРЕНИЕ.

У. - Какие слова называются синонимами?

Синоним - слова, разные по звучанию, но одинаковые по значению.

Какие существительные относятся ко 2-ому склонению?

М.р. Ср.р
 
-О, -Е

 Д. БУРАН.

У. Расположите слова по степени возрастания силы этих природных явлений.

Д.

3 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл.
МЕТЕЛЬ, ПУРГА, ВЬЮГА, БУРАН

У. - Какие имена существительные относятся к 1-, 2-, 3 склонению?

Д.

1-скл. 2-скл. 3-скл.
М.р.,
Ж.р.
М.р.,
Ср.р.
Ж.р.
-а, -я.
 

-о, -е.

-ь,
 

- Определить склонения этих существительных.

У. - Сегодня на уроке мы с вами окунемся в удивительный мир красок и волшебных звуков зимы. А также будем совершенствовать умение определять склонения и падежи имен существительных.

У. Открыли тетради.

Д.

Ручка! Мы с тобой друзья!
Нам на "три" писать нельзя,
Постараемся опять
И напишем все на "5"!

У. Чтобы всем писать на "5" давайте подготовим пальчики для работы.

Ф.М.

Я здороваюсь везде -
Дома и на улице.
Даже "здравствуй!" говорю
Я соседской курице.

Запись числа.

Чистописание.

У. - Зима пришла к нам во всей своей красе. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры - блестки. Красавицы березки распустили кружевные веточки, сияют на солнце.

Красиво?

У. - Давайте, и мы порадуем зиму. Поработаем в тетрадях.

Назовите слово из записанных на доске, в котором все согласные мягкие.

Д. МЕТЕЛЬ.

У. Запишите это слово в тетрадях.

У. - дайте характеристику первого звука в этом слове.

Д. -[М']- согласный, звонкий, мягкий, непарный.

У. -Подберите к слову "метель" однокоренное существительное.

Д. МЕТЕЛЬ - МЕТЕЛИЦА.

У. - Сравните склонения однокоренных слов.

Д.

3 скл. 1 скл.
МЕТЕЛЬ МЕТЕЛИЦА

Запись на доске.

У. - От данных существительных 3-ого склонения образуйте существительные 1-ого склонения.

3 скл 1 скл
- ЛОШАДЬ - ЛОШАДКА
3 скл 1 скл
- ЕЛЬ - ЕЛКА
3 скл 1 скл
-ТИШЬ -ТИШИНА
3 скл 1 скл
-НОЧЬ -НОЧКА.

Ф.М.

Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим - на парту гляди.
И снова наверх - где там муха летит?
Глазами повертим, поищем ее
И снова писать. Немного еще.

Словарная работа.

У. - Ребята, сейчас я прошу вас сконцентрировать своё внимание на следующем задании. В течение нескольких секунд вы должны запомнить слова и записать их по памяти.

1. 2 скл 2 скл 1 скл
ВОРОБЕЙ, ДЯТЕЛ, СОРОКА
2. 2 скл 2 скл 3 скл
ЯНВАРЬ КАЛЕНДАРЬ СКАТЕРТЬ

У. - Найдите в каждой строчке "лишнее" слово, учитывая склонения имени

существительных.

Д. - В 1-й строчке - СОРОКА - 1-го скл.

- Во 2-й строчке - СКАТЕРТЬ - 3-ого скл.

У. - Составьте предложения, в которых слово СОРОКА является главным членом предложения, а слово СКАТЕРТЬ - второстепенным членом предложения.

Д.

У. - Определите падеж этих существительных.

У. - Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес!

Ребята, а вы хотите побывать на лесной полянке? - Представьте, что мы входим в заснеженный лес.

Ф.м. (встали)

Свежий ветерок нежно ласкает ваши лица. (поворот головы)

Мороз щиплет и румянит щеки (потираем щеки)

Пойдем по тропинке, потрогаем белые стволы берёз.

Тонкие веточки берез (разминают пальцы)

У. - Сели, закрыли глаза, расслабились

- Чудесен вид зимней природы!

(открыли глаза)

У. - Обратимся к отрывку из стихотворения.

На доске.

Прил:тели к нам м:тели,

Зал:пили снегом щели.

На :кне ст:рик м:ро:

Льдинкой росп:си нанес.

У.- Вставь пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.

У. - Выпиши из стихотворения словосочетания с именами существительными в

таком порядке.

На доске.

3 скл - В.п.

2 скл - Т.п.

2 скл - П.п.

1 скл - Т.п.

Залепили щели - 3 скл. В.п.

Нанес росписи - 3 скл. В.п.

Залепили снегом - 3 скл. Т.п.

Нанес на окне - 2 скл. П.п.

Нанес льдинкой - 1 скл. Т.п.

Запись под диктовку.

На улице холодно. Тяжело птицам добывать пищу. Многие из них в эту пору голодают. Не хватает силы у птиц пробить ледяное покрывало.

У. - Как помочь птицам в зимнее время?

ИТОГ.

Чем мы занимались сегодня на уроке?

Как правильно определить склонение и падеж имени существительного?

У. Русская зима вступила в свои права. Тихо и плавно падают на землю кружевные снежинки.

Закройте глаза и представьте себе одну - единственную снежинку, не похожую ни на чью.

Вы сегодня хорошо поработали. И мне хочется подарить вам эти чудесные снежинки.

Домашнее задание - на снежинках.