ЦЕЛИ:
- отработка умения определить склонение и падеж имён существительных;
- развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, связанной речи;
- обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения,
- воспитание чувства прекрасного;
- привитие бережного отношения к окружающему миру;
- укрепление здоровья и работоспособности учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
У. Здравствуйте! Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая, друг другу здоровья. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми.
Что для этого надо делать?
Конечно, заниматься спортом, а без движения не может быть здоровым человек.
Давайте поздороваемся со всем миром и пожелаем всем здоровья.
Ф. М.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех мы вас приветствуем!
У. Садитесь.
Тема нашего урока: "Упражнения в определении склонения имён существительных и в распознавании падежей".
На этом уроке будем отрабатывать умения определять склонение и падежи имен существительных.
У. - Ребята, какое время года сейчас хозяйничает на земле?
Д. ЗИМА.
У. Изменчива погода зимой: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья. ( послушаем музыку зимы)
Звучит музыка (зимняя вьюга).
Какое состояние природы передали звуки музыки?
Д. Завивает холодный ветер, стонет злая вьюга, свистит метель.
На доске:
- ВЬЮГА
- ПУРГА
- МЕТЕЛЬ
У. Дайте общее название словам, записанным на доске.
Д. Явления природы.
У. - Подберите к данным словам синоним - существительное 2-го склонения.
ПОВТОРЕНИЕ.
У. - Какие слова называются синонимами?
Синоним - слова, разные по звучанию, но одинаковые по значению.
Какие существительные относятся ко 2-ому склонению?
М.р. Ср.р
-О, -Е
Д. БУРАН.
У. Расположите слова по степени возрастания силы этих природных явлений.
Д.
3 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл. МЕТЕЛЬ, ПУРГА, ВЬЮГА, БУРАН
У. - Какие имена существительные относятся к 1-, 2-, 3 склонению?
Д.
1-скл. 2-скл. 3-скл. М.р.,
Ж.р.М.р.,
Ср.р.Ж.р. -а, -я.
-о, -е.
-ь,
- Определить склонения этих существительных.
У. - Сегодня на уроке мы с вами окунемся в удивительный мир красок и волшебных звуков зимы. А также будем совершенствовать умение определять склонения и падежи имен существительных.
У. Открыли тетради.
Д.
Ручка! Мы с тобой друзья!
Нам на "три" писать нельзя,
Постараемся опять
И напишем все на "5"!
У. Чтобы всем писать на "5" давайте подготовим пальчики для работы.
Ф.М.
Я здороваюсь везде -
Дома и на улице.
Даже "здравствуй!" говорю
Я соседской курице.
Запись числа.
Чистописание.
У. - Зима пришла к нам во всей своей красе. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры - блестки. Красавицы березки распустили кружевные веточки, сияют на солнце.
Красиво?
У. - Давайте, и мы порадуем зиму. Поработаем в тетрадях.
Назовите слово из записанных на доске, в котором все согласные мягкие.
Д. МЕТЕЛЬ.
У. Запишите это слово в тетрадях.
У. - дайте характеристику первого звука в этом слове.
Д. -[М']- согласный, звонкий, мягкий, непарный.
У. -Подберите к слову "метель" однокоренное существительное.
Д. МЕТЕЛЬ - МЕТЕЛИЦА.
У. - Сравните склонения однокоренных слов.
Д.
3 скл. 1 скл. МЕТЕЛЬ МЕТЕЛИЦА
Запись на доске.
У. - От данных существительных 3-ого склонения образуйте существительные 1-ого склонения.
3 скл 1 скл - ЛОШАДЬ - ЛОШАДКА 3 скл 1 скл - ЕЛЬ - ЕЛКА 3 скл 1 скл -ТИШЬ -ТИШИНА 3 скл 1 скл -НОЧЬ -НОЧКА.
Ф.М.
Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим - на парту гляди.
И снова наверх - где там муха летит?
Глазами повертим, поищем ее
И снова писать. Немного еще.
Словарная работа.
У. - Ребята, сейчас я прошу вас сконцентрировать своё внимание на следующем задании. В течение нескольких секунд вы должны запомнить слова и записать их по памяти.
1. 2 скл 2 скл 1 скл ВОРОБЕЙ, ДЯТЕЛ, СОРОКА 2. 2 скл 2 скл 3 скл ЯНВАРЬ КАЛЕНДАРЬ СКАТЕРТЬ
У. - Найдите в каждой строчке "лишнее" слово, учитывая склонения имени
существительных.
Д. - В 1-й строчке - СОРОКА - 1-го скл.
- Во 2-й строчке - СКАТЕРТЬ - 3-ого скл.
У. - Составьте предложения, в которых слово СОРОКА является главным членом предложения, а слово СКАТЕРТЬ - второстепенным членом предложения.
Д.
У. - Определите падеж этих существительных.
У. - Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес!
Ребята, а вы хотите побывать на лесной полянке? - Представьте, что мы входим в заснеженный лес.
Ф.м. (встали)
Свежий ветерок нежно ласкает ваши лица. (поворот головы)
Мороз щиплет и румянит щеки (потираем щеки)
Пойдем по тропинке, потрогаем белые стволы берёз.
Тонкие веточки берез (разминают пальцы)
У. - Сели, закрыли глаза, расслабились
- Чудесен вид зимней природы!
(открыли глаза)
У. - Обратимся к отрывку из стихотворения.
На доске.
Прил:тели к нам м:тели,
Зал:пили снегом щели.
На :кне ст:рик м:ро:
Льдинкой росп:си нанес.
У.- Вставь пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.
У. - Выпиши из стихотворения словосочетания с именами существительными в
таком порядке.
На доске.
3 скл - В.п.
2 скл - Т.п.
2 скл - П.п.
1 скл - Т.п.
Залепили щели - 3 скл. В.п.
Нанес росписи - 3 скл. В.п.
Залепили снегом - 3 скл. Т.п.
Нанес на окне - 2 скл. П.п.
Нанес льдинкой - 1 скл. Т.п.
Запись под диктовку.
На улице холодно. Тяжело птицам добывать пищу. Многие из них в эту пору голодают. Не хватает силы у птиц пробить ледяное покрывало.
У. - Как помочь птицам в зимнее время?
ИТОГ.
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Как правильно определить склонение и падеж имени существительного?
У. Русская зима вступила в свои права. Тихо и плавно падают на землю кружевные снежинки.
Закройте глаза и представьте себе одну - единственную снежинку, не похожую ни на чью.
Вы сегодня хорошо поработали. И мне хочется подарить вам эти чудесные снежинки.
Домашнее задание - на снежинках.