Анализ специальной литературы показывает, что на современном этапе для методики обучения русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка новых приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. Экспериментально доказана возможность усвоения младшими школьниками некоторых знаний о тексте и его признаках, а также формирования на этой основе коммуникативно-речевых умений. При проведении этой работы необходимо соблюдать следующие требования:
– включение речевой деятельности в другие виды деятельности;
– создание специальной мотивации для речи учащихся – устной и письменной;
– учащиеся должны понимать, для чего они воспроизводят (пересказывают или излагают письменно) текст, зачем им нужно этому учиться.
Главной мотивацией для учащихся должно стать желание быть понятыми окружающими людьми и понимать других, т.е. полноценно общаться.
При условии применения специальной системы пропедевтических заданий у детей более успешно происходит формирование умений построения текста: учащиеся правильно строят предложения, согласовывают слова.
Основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т.е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме, являются изложения и сочинения.
В методике обучения русскому языку накоплен большой опыт по обучению школьников написанию изложений и отдельных видов сочинений (К.Д. Ушинский, В.А. Флёров, М.Р. Львов и др.). Основой для речевой практики на уроках чтения становятся тексты произведений, проанализированные с учащимися. В школьной практике на уроках чтения используются следующие виды связных устных высказываний: развёрнутые ответы на вопросы; пересказ прочитанного; устное словесное рисование; короткий отзыв о прочитанной книге: составление рассказа по картинками на основе имеющегося опыта, по опорным словам, по заданной теме, по заданному началу и концу; описание наблюдаемого объекта, явления и др..
Работа над предложением выступает как самостоятельный раздел на уроках развития речи и как подготовка к овладению учащимися связной речью. Фактически предложение является тем строительным материалом, из которого создаётся сложное целое – текст.
Работа с текстом выделяется как самостоятельная задача и требует использования дополнительных приёмов, которые обеспечивают смысловую целостность и языковую связность высказывания.
Последовательность и логика развития темы, ее смысловая законченность, обеспечиваются работой над планом и последующим использованием его в качестве наглядной опоры. Виды плана, которые могут быть предложены учащимся на уроках развития речи, различны – это картинный план к каждому предложению текста, серия сюжетных картинок, отдельные части общей картины, картинно-символический и словесный планы.
Работа над структурой текста начинается уже в первом классе с использованием картинного плана. У учащихся создается представление о композиции текста (начало, основное содержание, конец).
Выбор межфразовых средств связи ведется в двух направлениях: отбор специальных слов и словоформ, обеспечивающих связь предложений в тексте, и преодоление словарно – стилистических ошибок, развитие у учащихся умения более точно выражать свои мысли. В процессе работы над текстом составляется синонимический ряд, пользуясь которым учащиеся преодолевают определенную стереотипность в употреблении слов, называющих один и тот же предмет; учатся правильно использовать видо-временные формы глагола с учетом одновременности или разновременности протекания действия. Работа над содержательной и языковой сторонами текста осуществляется одновременно. Коллективно обговаривается каждый пункт плана и так же коллективно исправляются стилистические ошибки в оформлении текста.
Структура специальных уроков развития письменной речи определяется видом заданий, но вместе с тем эти уроки имеют общие установки (по методике М.Р.Львова).
- I этап – предварительная беседа и выявление знаний учащихся по теме. Школьники знакомятся с содержательной частью подготовительного материала (картина, опорные слова, текст и др. – в зависимости от вида работы).
- II этап – анализ предъявленного материала.
- III этап – составление плана или обсуждение готового плана.
- IV этап – словарно-фразеологическая работа. Во время словарной фразеологической работы против каждого пункта плана можно записать слова и выражения, образно раскрывающие тему.
- V этап – пересказ по некоторым пунктам плана.
- В монографии Е.А. Гордиенко говорится о нецелесообразности составления учащимися полного устного пересказа по всем пунктам плана. Лучше отрабатывать начало рассказа, которое всегда затрудняет детей.
- VI этап – самостоятельное написание учащимися изложения. Поскольку в начальной школе все творческие работы являются обучающими, детям разрешается пользоваться орфографическими словарями, рабочими тетрадями, в которых они на предыдущих уроках записывали слова и выражения по теме.
- VII этап – самопроверка, саморедактирование.
Написание изложения предполагает “включение” целой системы умений учащихся, реализуемых и формирующихся в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений:
- умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту;
- отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;
- определять тему высказывания;
- соотносить заглавие и содержание текста;
- выбирать среди данных заголовков наиболее точный;
- определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте и в каждой его структурной единице;
- находить некоторые средства межфразовой связи, а затем и использовать их. Известно, что умения и навыки связной речи при их спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Над формированием этих умений и навыков необходима специальная работа.
Мы рекомендуем использовать предложенные разнообразные подготовительные специальные упражнения с комплексом игровых ситуаций:
Формирование связной речи
- преобразование предложений по сюжетным картинкам;
- договаривание предложений по предметным картинкам;
- договаривание предложений по демонстрации действий с картинками на панно;
- преобразование деформированной фразы;
- самостоятельное составление предложений по опорным картинкам;
- постановка вопросов к сюжетной картинке;
- полные ответы на вопросы по содержанию сказки, рассказа (составляя фразы из 3-5 слов);
- объединение фраз в рассказики с наглядной опорой (в виде натуральных объектов и действий с ними);
- составление предложений к каждой картинке из серии;
- инсценирование отрывка из сказки, рассказа;
- заучивание отрывков из стихов;
- пересказ отрывка с опорой на предметные картинки;
- словесное рисование картин к прочитанному отрывку;
- развитие диалогической речи (ответы на вопросы);
- пересказ по цепочке с опорой на картинки;
- составление предложений по опорным словам;
- составление предложений на определенную тему;
- работа над пословицей;
- сравнение, сопоставление небольшого текста и предложений не связанных по смыслу;
- поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи “Беседа по теме”;
- найти подписи из текста к иллюстрациям;
- пересказ прослушанного рассказа путем договаривания предложений;
- формирование умений устанавливать смысловые отношения между смежными предложениями;
- использование распространенных
повествовательных и вопросительных
предложений; - выделение в тексте начала, середины и концовки;
- воспроизведение текста по данному началу, середине или концовке по плану и опорным словам;
- придумывание к рассказу начала или конца;
- озаглавливание текста;
- коллективное составление плана прослушанного рассказа;
- использование графических моделей и символов;
- определение учащимися, какой части не хватает в тексте.
Лексико-грамматические упражнения
- словообразование и употребление относительных прилагательных;
- словообразование родственных слов;
- употребление в речи синонимов;
- подбор действий к сюжетным картинкам;
- подбор признаков;
- обогащение лексики родственными словами;
- обогащение лексики антонимами;
- образование относительных прилагательных (по материалу, способу изготовления, сезону);
- упражнения в употреблении в речи сложноподчинённых и сложносочинённых предложений;
- комментированное письмо;
- редактирование текста;
- нахождение более точного значения слова для предложения (используя “Словарь синонимов”, “Словарь антонимов”, “Толковый словарь”) и их активизация в речи;
- исправление допущенных лексических ошибок;
- составление предложения – толкование нового слова, его запись, составление словосочетаний с изучаемым словом;
- составление предложений по вопросам;
- написание свободных диктантов;
- восстановление деформированного текста;
- деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о начале предложения, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;
- ступенчатое, по вопросам, распространение данного небольшого предложения;
- “обратное” упражнение – сокращение предложения до возможного предела;
- упражнения, дающие представление о многозначности слова;
- коллективная запись рассказа по частям (под руководством учителя).
Данная система упражнений способствует развитию операций деления целого текста на части: выделению начала, конца высказывания, выяснению важности каждой выделенной части, формированию лексико-грамматических средств языка, а также развитию произвольного внимания, памяти, работоспособности, позволяет выделить определенные этапы в овладении учащимися речевыми умениями.
В процессе пропедевтической работы над связной речью, учащиеся демонстрируют разные возможности. Они приобретают следующие умения: отличать связное высказывание от набора отдельных предложений; определять тему высказывания; соотносить заглавие и содержание текста; выбирать среди данных заголовков наиболее точный; определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте; использование средств межфразовой связи (синонимы, местоимения, союзы).
Главный вывод заключается в том, что успешное обучение младших школьников изложению возможно лишь при систематической кропотливой работе на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, с включением обязательных развивающих упражнений.
Рекомендации для учителей:
- При обучении связной речи учащихся начальных классов учителю необходимо уже в период обучения грамоте формировать умение определять тему и главную мысль текста при помощи ответов на вопросы “О чём мы узнали?”, “Что вам понравилось?”. Усвоенные таким образом понятия о тематическом и смысловом единстве текста важно закреплять в рассказывании, например, по серии сюжетных картинок, которые дети восстановят в нужной последовательности, цель подобных методических приёмов сделать пересказы осмысленными, научить детей сравнивать, рассуждать.
- На всех уроках учителю необходимо использовать наглядные опоры и специально организованную предметно-практическую, изобразительную деятельность учащихся. Важно отбирать для работы с детьми полифункциональные наглядные пособия, служащие опорой для формирования осознанных речевых действий.
- При отборе текстов важно не только учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также особенности функционально-смысловых типов речи.
- Необходимо рационально сочетать основные методы развития речи: имитационный; коммуникативный, предполагающий речевые ситуации; метод конструирования для освоения детьми механизма порождения речевого высказывания.
- Важным условием успешного развития связной речи учащихся на основе восприятия и построения текста является чёткая этапность и последовательность работы. Следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с созданием специальной мотивации речи.
Список литературы
- Горелов И. Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт,2001.– 303с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Просвещение,1958 – 370с.
- Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка. // Начальная школа. 1990, № 11.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи. М.,1975. – 198с.
- Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М.: Академия, 2002., – 464с.
- Русский язык в начальных классах.// Теория и практика обучения. под ред. М.С.Соловейчик. М., 1994.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. 1998. – 272с.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся.- М.: Интор, 1998. – 11с.