Цель: Формирование творческого воображения, мышления.
Задачи:
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Формировать умения составлять различные виды текстов.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Обогащать, развивать речь учащихся.
Оборудование: цветок, фигурки частей речи, стихотворение, карточки с заданиями.
Ход урока
I. В прекрасной стране Родная речь с вашей помощью распускает свои лепестки волшебный цветок, который называется “Морфология”.
(Цветок на доске.)
- Что такое морфология?
- На какие 2 группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные.)
- С какими самостоятельными частями речи мы познакомились на протяжении многих уроков?
- С какой служебной частью речи?
- Расскажите, что вы знаете о существительном, местоимении, прилагательном, предлоге.
(По ходу открываются лепестки цветка.)
II. Жили части речи в своей прекрасной стране. Все что-то делали, трудились, скучать было некогда. Но однажды заспорили они. Вот что рассказывает Существительное, послушайте.
(На доске забор с человечками – частями речи.)
Мы сидели на заборе.
Я, мой друг, сосед глагол.
Мы и не хотели спорить.
Разговор такой зашел.
Вечер был такой красивый.
Вдруг сказал Глагол спесиво:
“Я средь речевых частей
Всех главней и всех важней.
Без глагола, так сказать,
Вам не спеть, не прочитать.
Я и вижу, и стараюсь,
Я играю и пытаюсь,
Я люблю, я мастерю,
Я дышу, топчу, творю!”
Прилагательное встало
И в ответ ему сказало:
“Я как ты, Глагол, важна.
В речи очень я нужна!”
Тут и я с забора встал.
“Хватит спорить”, – я сказал.
В Морфологии, друзья,
Главное, конечно, я!”
Так мы спорили до слез
И поссорились всерьез.
Помогите нам скорее,
Рассудите, кто важнее?
И теперь они каждый сам по себе, одинокие, грустные.
- Существительное пытается составить рассказ, желает доказать, что и само все сможет сделать, не нужны ему ни прилагательные, ни глагол.
- А Прилагательное, вообще, все в слезах от обиды убежало неизвестно куда.
Вот только листок какой-то остался от него. “Раз я вам не нужно, то и не сможете теперь написать интересных сказок, сочинений. Все тексты будут бедные, тусклые.
Что-то, ребята, мне тревожно. Ведь прилагательное не может жить без существительного. Где оно сейчас, вдруг с ним что-нибудь случится. Нужно вернуть прилагательное. Но как это сделать? Что вы, ребята, думаете по этому поводу? (Вернуть в текст имя прилагательное, сделать текст понятным, красивым.)
- А Глагол оставил письмо. “Раз вы такого мнения, не буду с вами дружить. И будет тогда мир застывший. Вот вам на память обо мне несколько моих слов. Сумеете ли вы ими воспользоваться? Прощайте! Ваш Глагол”. (Лист с глаголами: ездили, ждали, наступил, собрались, сели, поехали, промелькнули, остался, пронеслись, дарило, не заметили, подъехали, встретила, повела, были, поразили, поехали, делились, переполняла.)
III. Вот такие события произошли в стране Родная речь.
Думаю, без вашей, ребята, помощи, без вашей фантазии и вашего творчества не обойтись. Вы готовы поморить части речи? Тогда выбирайте, кто хочет составить рассказ из одних существительных на тему “Поездка в музей”. Кто хочет помочь имени прилагательному вернуться в текст. Сделать содержание текста ярким, понятным. Кто хочет поработать со словами, которые оставил глагол, может быть, тогда он вернется.
(Три группы учащихся работают с текстами и рисунки.)
IV. Самостоятельная работа учащихся по группам.
(Музыка. Учитель направляет, советует.)
V. Группы представляют свои творческие отчеты. (Текст “Поездка в музей”.)
Поездка в музей
На (осенних) каникулах мы всем нашим (дружным) классом ездили на экскурсию в (краеведческий) музей города Кемерово. Мы так долго ждали этой поездки. И вот наступил этот (долгожданный) день.
В 10 часов утра собрались мы около школы, сели в (новенький) автобус. Вместе с нами поехали (детский) врач, сотрудник ГАИ, наша учительница Ирина Владимировна. Быстро промелькнули дома, и наш (любимый) поселок остался позади. За окнами автобуса (ровными) рядами проносились (зеленые) елочки, (белоствольные) березки.
(Осеннее) солнышко дарило нам тепло. На (голубом) небе не было ни облачка.
Мы не заметили, как подъехали к (красивому) городу. Мимо пробегали (разноцветные) машины, (яркие трехглазые) светофоры. И вот мы в (краеведческом) музее. Нас встретила (приветливая) экскурсовод и повела по (огромным) залам. Экскурсия была очень (интересная) и (познавательная).
Там были (удивительные) животные нашей области, макет комнаты (телеутской) семьи. Особенно нас поразили (древние) кости мамонта, (охотничий) домик и макеты первых шахт.
Переполненные (восторженными) чувствами, мы поехали домой. Всю дорогу делились друг с другом (бурными) впечатлениями.
Нас переполняла гордость за наш (родной) Кузбасс, (богатый) своей историей, природой и (замечательными) людьми.
Вот такая у нас была (замечательная) поездка, мы уверены, что не (последняя).
Вывод: каждая часть речи отдельно не смогла составить яркий, содержательный текст. И только когда все части речи собрались вместе, получился настоящий, интересный, яркий, содержательный текст.
Значит, все части речи нужны и важны. (Фигурки частей речи улыбаются.)
Все-все, части речи на свете нужны!
И предлоги не меньше нужны, чем союзы.
Нельзя обойтись без существительных важных,
Красивых прилагательных и разговорчивых глаголов!
Нужны все на свете! Нужны все подряд! –
Кто дает названия предметам,
И украшает нашу речь,
Все в действие приводит.
Как обойтись нам без числа,
И чем заменять нам имена?!
Плохие дела у прилагательных без существительных,
У существительных без прилагательных не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Идет работа с текстом (синтаксический разбор предложения, фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор указанных слов).
И каждая часть речи – это сверкающая бусинка прекрасного ожерелья, которое называется русский язык, наш родной язык. Русский язык удивительный, интересный, увлекательный и совсем – совсем не скучный.
Вы согласны, ребята, со мной?
И наш с вами урок я хочу закончить словами К. Паустовского: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов…”
VI. Домашнее задание.
А домашнее задание предлагаю вам такое: напишите сочинение – рассуждение об этом уроке. Выскажите свое мнение. Что понравилось, о чем вы задумались.