Цели урока:
Обучающие:
- Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
- На основе закона единства и борьбы противоположностей дать учащимся представление о дуализме и материальности света.
- Объяснить физический смысл корпускулярно-волновой природы света.
- Показать примеры использования интерференции, дифракции, поляризации и фотоэффекта в быту, технике и науке.
Развивающие:
- Показать роль наблюдения и эксперимента в познании мира.
- Доказать, что практика есть основа и цель познания.
- Развивать у учащихся логическое мышление и сообразительность.
- Развивать у учащихся интерес к научно-техническим достижениям.
Воспитывающие:
- Убедить учащихся в познаваемости мира и объективности наших знаний о нем.
- Воспитывать у учащихся творческое отношение к поставленной задаче, ответственность за поручение.
- Воспитывать умение заинтересовать аудиторию, используя монологическую речь.
Ход 1-го урока
- Урок начинается с показа мультимедийной презентации (Приложение 1), в которой объясняются цели урока и эпиграф: (3 мин.)
“Мирозданье постигая, все познай, не отбирая:
Что – внутри, во внешнем сыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки”.
Гете
Эпиграф читает учитель на фоне красивой спокойной музыки. Затем объясняет, что на урок приехали гости – специалисты разных профессий, чтобы объяснить свойства света.
Перед их выступлениями учащиеся выполняют тестовую проверочную работу.
- Тест – на 2 варианта (7 мин.)
- Выступает астроном. Он объясняет прямолинейное распространение света. Демонстрирует с помощью прибора “Теллурия” солнечные и лунные затмения. По плакату объясняет ход лучей и образование сходящихся и расходящихся теневых конусов. Выступление длится 5 минут, в конце которого астроном задает аудитории вопрос: “Есть ли периодичность у солнечных и лунных затмений?” Получает исчерпывающий ответ и садится на место.
- Учитель предлагает решить задачу № 1 на прямолинейное распространение света, вызывает ученика к доске, остальные решают в тетрадях. Условие задачи – на экране в виде слайда. (2 мин.)
- Выступает путешественник с презентацией “Миражи – простое чудо”. Он объясняет причины возникновения миражей, их разновидности, показывает опыты преломления света в воде, полного внутреннего отражения (8 мин.) Задает вопрос: “Что такое рефракция света?” Получив правильный ответ, садится на место.
- Учитель поясняет, что выступали представители “Геометрической оптики”, частного случая “Волновой оптики”.
- Следующим выступает энтомолог. Показывает слайды бабочек и стрекоз (Приложение 2), объясняет интерференцию в тонких пленках, демонстрирует опыт с мыльными пузырями (4 мин.) Задает вопрос: “Что такое монохроматический свет? Какова будет окраска тонких пленок в таком свете?”
- Выступает инженер завода “Оптика”, который рассказывает о изготовлении “просветленной” оптики, объясняет по слайду ход лучей в такой оптике. Предлагает для просмотра проспекты новейших оптических приборов. Демонстрирует лупу, театральный бинокль, микроскоп, фотоаппарат (3 мин.) Задает вопрос: “Почему объектив фотоаппарата имеет сиреневую окраску в отраженном свете?”
- Учитель предлагает решить задачу №2 на закон преломления света. Условие задачи на слайде, вызывает ученика к доске, остальные решают в тетради (2 мин.)
- Выступает инженер завода “Спектр”, который выпускает спектральные приборы. Он рассказывает о дифракции света. Демонстрирует разного типа дифракционные решетки, объясняет их изготовление. По слайдам объясняет дифракционные картины белого и монохроматического (красного и синего) света. Задает вопрос: “Где в природе встречаются дифракция и дифракционные решетки?” (5 мин.)
- Учитель предлагает решить задачу №3 на дифракционную решетку (2 мин.) На этом заканчивается первый урок.
Ход 2-го урока
- Вначале выступает фольклорист. Рассказывает пословицы о световых явлениях и показывает презентацию “Загадки” (Приложение 3), которые отгадывают присутствующие (5 мин.)
- Выступает метеоролог с презентацией “Все секреты радуги”: дает определение дисперсии и комментирует слайды. Задает вопрос: “Как переводится латинское слово “spectrum”?” (8 мин.)
- Учитель предлагает решить задачу № 4 на дисперсию света (3 мин.)
- Выступает инженер лаборатории дефектоскопии машиностроительного завода. Вначале он объясняет явление поляризации света. Демонстрирует опыт с кристаллами турмалина, делает вывод о том, что свет – поперечная электромагнитная волна. Показывает слайды деталей машин в поляризованном свете, объясняет способы определения дефектов с помощью поляризованного света. Задает вопрос: “Какое преимущество имеют защитные стекла из поляроидов?” (5 мин.)
- Учитель подводит итог после выступлений представителей “Волновой оптики” и задает вопрос: “Что такое свет?” Ученики отвечают, то есть делают вывод по прослушанным выступлениям (1 мин.)
- Выступает инженер завода “Фотоэлемент”. Вначале рассказывает о фотоэффекте (внешнем и внутреннем). По слайдам объясняет устройство и применение фотоэлементов. Задает вопрос: “Почему фотоэлементы не применяют в качестве источника тока?” (5 мин.)
- Учитель предлагает решить задачу №5 на внешний фотоэффект (3 мин.)
- Выступает инженер лаборатории спектрального анализа НИИ. Вначале объясняет виды спектров, показывает слайды “Спектр Солнца” и “Спектр поглощения водорода”. Дает пояснение метода спектрального анализа, рассказывает примеры использования этого метода. Задает вопрос: “Кто и когда основал спектральный анализ?” (5 мин.)
- Выступает организатор “ слета специалистов” и рассказывает свои впечатления от наблюдения оптического явления гало. На доске рисунок гало. Докладчик объясняет причины данного явления (2 мин.)
- Учитель подводит итоги выступлений последних специалистов. И опять задает вопрос: “Какова природа света?” Ученики делают вывод: свет обладает двойной природой – корпускулярно – волновой (1 мин.)
- Демонстрируются заключительные слайды со стихотворением “Солнце – это свет”:
“Чудный дар природы вечной,
Дар бесцветный и святой
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звезд сиянье,
Море в блеске голубом,
Всю природу и создания
Мы лишь в свете познаем”.
И. Бунин (2 мин.)
- Выставление оценок (1 мин.)
- Рефлексия: Ученикам предложены бумажные квадратики: коричневые, сиреневые, синие, зеленые, желтые и красные. Они выбирают тот цвет, который ассоциируются с их настроением (душевным состоянием) после урока. Ученики подсчитывают количество квадратиков разного цвета: больше всего зеленых, желтых, несколько красных и совсем нет синих, фиолетовых и коричневых. Учитель объясняет значение каждого цвета:
- Зеленый цвет – отличное настроение, стремление к самовыражению, успеху.
- Красный цвет – отличное настроение, воля к победе, творческое начало, потребность в самоутверждении.
- Желтый цвет – хорошее настроение, раскованность, стремление к новому.
- Синий цвет – состояние покоя, удовлетворенность, потребность в отдыхе.
- Фиолетовый цвет – потребность в уходе от реальной действительности.
- Коричневый цвет – ощущение дискомфорта, стресс (тест Люшера) (2 мин.)
- Домашнее задание: составить произвольную таблицу “Свойства света” и заполнить ее. Учитель благодарит всех за выступления и работу на уроке.