Программа спецкурса по французскому языку "М.Ю. Лермонтов - герой своего и нашего времени"

Разделы: Иностранные языки


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель настоящего курса – обучение школьников французскому языку на основе материалов, связанных с жизнью и творчеством нашего земляка М. Ю. Лермонтова. Темы, связанные с жизнью, окружением и творчеством поэта, интегрируются с темами, изучаемыми в данных классах на уроках французского языка по программе общеобразовательной школы. При введении так называемых «лермонтовских» тем учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Курс имеет не только познавательное, но и развивающее значение, способствует большему обогащению словарного запаса учащихся. Обучение иностранному языку в совокупности с дополнительными материалами по жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова преследует комплексную реали-зацию основных целей обучения:

  • воспитательных: формирование уважения к языку на основе сопоставления изучаемого языка с родным; воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач; приобщение к самостоятельному выполнению заданий;
  • развивающих: развитие языковых способностей и устойчивого интереса к изучению французского языка; интеллектуальных способностей (память, мышление, воля…); общеучебных умений (работа со словарем, со справочной литературой); потребности в самообразовании;
  • образовательных: расширение знаний о народных традициях, культуре страны изучаемого языка и языка своей родины; приобщение к активному участию в диалоге культур.
  • практических: обучение иноязычному общению в контексте диалога культур; этике дискуссионного общения; формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры.

Программа курса нацелена на осмысление учащимися значимости «малой» родины, наполняет их души чувством гордости за свой край, любви к Родине и к людям, окружающим их.

Постановлением Правительства Российской Федерации №393 от 11.02.2002г. утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой отмечается, что цель модернизации образования состоит в обеспечении его соответствия запросам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

В соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Повышение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком влечет за собой поиски новых форм и приемов обучения.

Для достижения нового качества обучения иностранному языку необходим личностно-ориентированный подход к процессу обучения, который учитывает интересы, проблемы учащегося, развивает индивидуальные способности каждого, навыки самообразования, самостоятельность в учебной деятельности, формирует духовно богатую, образованную личность. При этом учащиеся выполняют творческие, проблемные задания, проектные работы. Личностно-ориентированный подход обеспечивает культуроведческую направленность обучения, приобщает школьников к культуре страны изучаемого языка. Однако истинное понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории культуры своей страны, своего края, своей «малой» родины.

Программа «Лермонтов – герой своего и нашего времени» соответствует Закону РФ об образовании, Концепции модернизации российского образования, Декларации прав ребенка.

Цель данной программы: всесторонне развивать личность учащихся 5-11 классов, учитывая их возрастные особенности и индивидуальные возможности, приобщая их к общечеловеческим ценностям, а именно: к культуре, истории, реалиям не только страны изучаемого языка, но и языка своей Родины, формируя при этом уважение и любовь к языку на основе сопоставления изучаемого языка с родным, включая учащихся в диалог культур.

Обучение языку осуществляется на основе достижений литературы и искусства как общего достояния человечества. Ярким представителем русской и мировой художественной культуры является М.Ю. Лермонтов, детские годы и время творческих вдохновений которого прошли на тарханской земле, носящей в данное время имя великого поэта. Сокровенную любовь к Тарханам, к своей «малой» родине он пронес через всю свою короткую жизнь.

С целью успешного осуществления культурной преемственности в программе учитывается тематическая связь проводимых уроков с изложением биографии и творчества поэта, осуществляется последовательное изучение материала в зависимости от возраста учащихся, от их индивидуальных особенностей. Приобщая детей к изучению жизни и творчества великого поэта, важно учитывать при этом особенности детей 5-7 классов: их любознательность и широту интересов, непроизвольное запоминание, неустойчивое внимание, конкретно-образное мышление, любовь к игре. Именно для учащихся этого возраста характерна высокая познавательная активность. Предусматривается решение следующих основных задач по классам:

5 класс

В этот период проходит заочное знакомство учащихся с семьей М.Ю. Лермонтова: рассказы о родителях и бабушке поэта; а также знакомство с музеем-заповедником «Тарханы» в разные времена года. Данная программа предусматривает решение следующих задач: осуществить первое знакомство с семьей Лермонтова и музеем-заповедником «Тарханы»; развивать творческие способности учащихся; обогащать духовную среду ребенка; формировать эстетический вкус.

При прохождении темы «Nous sommes quatre» («Нас четверо») предлагается использование богатого наглядного материала о членах семьи Лермонтова, который станет основой для монологической речи. Продолжением данной темы станет конкурс на лучший рассказ о семье Лермонтова.

При прохождении темы «A chaque saison ses plaisirs» («Каждому времени года свое очарование») рекомендуется использовать набор диапозитивов, фотографий и иллюстраций с видами музея в разные времена года. Рекомендуется проведение экскурсий, интегрированных уроков с целью пополнения лексических единиц и совершенствования следующих речевых умений:

  • репродуцировать элементарные связные высказывания о родном крае, о своей «малой» родине, о ее красоте, достоинстве на основе опорных схем;
  • выражать свое отношение к сказанному, используя речевые клише типа: «мне понравилось» (не понравилось), «по моему мнению». Продолжением темы станет конкурс на описание пейзажей родного края.

6 класс

При прохождении темы «Faisons connaissanсе» («Давайте познакомимся») учащиеся посещают музей-заповедник «Тарханы» с целью знакомства с подробностями пребывания поэта в Тарханах и развития интереса к прошлому родного села, а также с целью обогащения словарного запаса учащихся, нужного для определения наименований объектов, расположенных на территории музея (роща, мост, овраг и др.).

Тема заканчивается составлением краткого путеводителя «Памятные места в Тарханах».

При прохождении темы «Bonne rentrée» («Начало учебного года») учащиеся знакомятся с учебой Лермонтова в Московском университетском благородном пансионе, со сравнительным анализом систем оценок лермонтовского и нашего времени, его успехах, увлечениях, творческих способностях. Все это заканчивается беседой об успеваемости в классе и увлечениях учащихся. Предлагается проведение разнообразных викторин, тестов.

Предусматривается обучение учащихся диалогу – обмену мнениями, информацией. Ведение этого вида диалога предполагает совершенствование следующих умений: умение обмениваться информацией и адекватно реагировать на нее; умение выражать свою точку зрения; умение проявлять высокую речевую активность.

При прохождении темы «Dis – moi, qui est ton ami» («Скажи, кто твой друг») уместно познакомить учащихся с детьми, которые окружали поэта в Тарханах, раскрыть значимость детских увлечений в становлении личности М.Ю. Лермонтова. Предлагается проведение серии интегрированных уроков:

  1. Французский язык – изобразительное искусство: учащиеся знакомятся с детскими рисунками М.Ю. Лермонтова.
  2. Французский язык – трудовое обучение: учащиеся узнают о его увлечениях лепкой фигур из крашеного воска.
  3. Французский язык – физическая культура: учащиеся знакомятся с детскими играми: катание со снеговых гор, воинские игры (игра в войну, разбойников).

На третьем уроке дети рассказывают о своем хобби. Эти уроки рекомендованы для решения следующих основных задач: сформировать в каждом ребенке естественную связь с опытом прошлого; развивать творческие способности учащихся; формировать эстетический вкус на основе знакомства с произведениями искусства; расширять кругозор школьников через знакомство с детскими забавами, увлечениями поэта и впечатлениями от них; заинтересовать ребят творческой деятельностью.

При прохождении темы «Il était une fois»(«Жил-был») разумно применить методику глобального подражания. Детям предоставляется возможность обобщить, систематизировать начальные знания о жизни М.Ю.Лермонтова в Тарханах при наличии смоделированной учителем ситуации. Этот урок преследует решение следующих задач: развитие инициативности, самостоятельности учащихся в осуществлении общения на французском языке, воображения; расширение кругозора в процессе решения познавательных заданий; стимулирование детской фантазии, поиска, творчества.

Заключительным уроком данной темы станет сочинение – миниатюра «Жил-был».

При прохождении темы «Bonjour, Paris» («Здравствуй, Париж») предлагается использовать лучшие сочинения-миниатюры, составленные учащимися о Тарханах к теме «Жил-был». Задачи чтения и учебные действия, подлежащие формированию:

  • выделить в тексте смысловые вехи;
  • пользоваться в процессе чтения сносками, словарем;
  • учить учащихся понимать основное содержание текста, не обращаясь к словарю, составить план; ответить на вопросы к тексту;
  • выразить свое отношение, мнение (с опорой на текст).

7 класс

При прохождении темы «Il était un petit navire» («Плыла, качаясь, лодочка») обращается внимание на историческое прошлое Франции и России, в частности, дается представление о взятии Бастилии и о роли Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. Предлагается интегрированный урок (французский язык – история): история создания стихотворения «Бородино».

Главные задачи: дать учащимся научную информацию о Бородинском сражении; познакомить ребят со стихотворением «Бородино», воссоздающем знаменитое историческое событие и содержащем в себе богатый местный краеведческий материал; воспитывать чувство патриотизма, гордость за свое Отечество.

Для реализации принципа доступности и наглядности использовать фрагмент материала из электронного учебника истории, возможности компьютера.

Учащиеся должны овладеть следующими знаниями: уметь отвечать на вопросы; кратко передавать содержание прочитанного, используя опоры; автоматизировать новые лексические единицы; выражать свое отношение к прочитанному.

Продолжением этого урока может быть дискуссия на тему « Современные отношения между Россией и Францией».

При прохождении темы «Les copains» («Друзья»), после подтемы «Французский язык – более чем совершенство», предлагается проведение устного журнала с использованием материала « Le français comme on l 'aime» d' après I. Atamanova [12] и рассказов учащихся о роли иностранных языков в жизни М.Ю. Лермонтова.

Устный журнал заканчивается рядом упражнений для тренировки учащихся в диалогическом и монологическом высказываниях.

Учащиеся должны овладеть следующими умениями: устно осуществлять общение в стандартных ситуациях учебной деятельности; вести диалог-обмен мнениями.

При прохождении темы: «Ah! vоus dirai - je, maman» («Я вам скажу, мама»), после подтемы «Faites la fệte» («Устраивайте праздник»), рекомендуется проведение интегрированного урока (французский язык – литературное краеведение), позволяющего увидеть глазами Лермонтова-ребенка поэзию крестьянских праздников. Данный урок способствует расширению кругозора детей через знакомство со страноведческим материалом «Праздники во Франции» [13] и фрагментов с историко-культурными традициями «малой» родины. В процессе прохождения данных тем учащиеся должны овладеть следующими умениями: пополнять лексический запас за счет ознакомления с праздниками лермонтовских времен; понимание собеседника с помощью переспроса, просьбы пояснить, перевести, повторить; кратко передать основное содержание.

При планировании уроков в 5-7 классах рекомендуется включить зарядки-релаксации лермонтовских времен, в которых отражались манера жизни народа, их обычай; т.е. связь с историей, отводя на это 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к усвоению материала. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка: хорошо отрабатывается произношение; активизируется лексический и грамматический материал; развиваются навыки аудирования устной речи.

Для учащихся 8-9 классов характерен переход от образно-эмоционального к рационально-логическому восприятию.

На уроках иностранного языка, посвященных творчеству великого поэта, Лермонтов должен быть осознан как нравственный ориентир, проявляющийся в нормах и принципах поведения, в характере межличностных отношений. Нельзя полностью раскрыть личность поэта, если не позна-комить учащихся с событиями, давшими толчок к развитию его творчества.

8 класс

При прохождении темы «Fermez les yeux et écoutez le guitariste» («Закройте глаза и слу-шайте гитариста») рекомендуется провести интегрированный урок (французский язык- литература - музыка). Чтобы лучше представлять личность поэта, дать оценку его творческой деятельности, необходимо ознакомиться с основными мотивами поэзии Лермонтова.

Этот урок преследует следующие задачи: пробуждать интерес к литературе, поэзии изучаемого языка и культурному наследию своей страны; формировать художественный вкус; расширять кругозор учащихся; углублять знание языка, поскольку при этом происходит запоминание не только лексических единиц, но и выражений, целых строф; развивать навыки самостоятельной работы; расширять словарный запас.

Письменный жанр как один из важных жанров музыкального творчества способен: точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка и своей страны; стимулировать образное мышление и формировать хороший вкус; воздействовать на эмоциональную и мотивационную сферу личности, помочь формированию лексико-грамматических навыков и умений. Продолжением этого урока станет конкурс на лучшего «переводчика», прослушивание романсов на стихи Лермонтова.

9 класс

Цель уроков в 9 классе – обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, полученные в 5-8 классах: подвести учащихся к осмыслению значимости своей «малой» родины; воспитывать чувство гордости и чувство ответственности за нее.

Для заключительного этапа по теме «Je visite un muséе» («Я посещаю музей») рекомендуется:

1. изучение плана-схемы барского дома, ознакомление с его экскурсионным материалом;

2. разработка учащимися уроков-экскурсий по музею (использование проектной методики обучения) или рефератов на темы по жизни и творчеству Лермонтова, которые могут засчитываться учащимся при сдаче экзаменов за 9 класс по французскому языку (по решению педсовета).

Предусматривается развитие следующих умений и навыков: последовательная работа по заданной тематике; работа с книгой, с различными видами словарей, с учебником, справочной литературой, использовать перевод; письменный перевод в связи с изученными темами.

Развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, предполагает формирование: механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию; языковых и познавательных способностей; ценностных ориентаций, чувств и эмоций; готовности вступать в иноязычное общение.

10 класс

Для учащихся 10-11 классов характерно рационально-логическое восприятие окружающего мира посредством сравнительного анализа. При прохождении темы «Le voyage» («Путешествие») рекомендуется провести три урока:

Путешествие на различных видах транспорта. Средства передвижения во времена Лермонтова: а) детские поездки с бабушкой на Кавказ; б) посещение усадеб родственников во время каникул.

Путешествие в прошлое нашего села. Рекомендуется познакомить учащихся с книгой «Лермонтовские Тарханы» П.А. Фролова, в которой описана жизнь односельчан во времена Лермонтова.

Конкурс-викторина «Лермонтов и путешествие» (урок-закрепление).

Данные уроки преследуют решение следующих задач: обогащение словарного запаса уча-щихся; знакомство учащихся с историческим прошлым нашего края на основе сравнительного анализа; развитие у учащихся более эмоционального восприятия окружающего мира.

При прохождении темы «Сердечное волнение», после подтемы «Франкоговорящие стра-ны», рекомендуется провести два урока:

1. «Страны с французским языком общения».

В качестве домашнего задания можно порекомендовать учащимся подготовить вопросы по плану к следующему уроку, уроку-интервью: а) географическое положение страны изучаемого языка; б) столица, гимн; в) климат; г) города и реки; д) знаменитые люди страны; е) достопримечательности.

2. Урок-интервью с человеком, посетившим страну изучаемого языка (Т.М. Мельниковой, директором музея-заповедника «Тарханы»).

В качестве домашнего задания может быть предложен письменный перевод ответов Т.М. Мельниковой на вопросы учащихся. Уроки по данной теме преследуют следующие задачи: обобщение ранее изученного материала; обогащение словарного запаса учащихся; воспитание любви ко всем странам мира, а также к своему родному краю; развитие навыка перевода с русского языка на французский и с французского на русский.

При прохождении темы «C’est ma planète à moi» («Эта планета принадлежит мне») можно предложить вниманию учащихся тему «Флора и фауна музея-заповедника «Тарханы». Уместно познакомить учащихся с Красной книгой, с парком музея нашего села, к которому мы должны бережно относиться, с деревьями, посаженными при жизни Лермонтова: вяз, дуб, клен, липы и др.

Рекомендуется творческая групповая работа с использованием словарей: кто больше назовет и охарактеризует различные виды деревьев на территории музея-заповедника «Тарханы».

Урок по данной теме преследует решение следующих задач: воспитание у учащихся чувства от-ветственности за сохранение и преумножение парка музея-заповедника «Тарханы»; воспитание чувства любви к Родине, к «малой» родине; обогащение словарного запаса.

11 класс

При прохождении темы «Un métier de demain» («Профессия завтрашнего дня») рекомендуется проведение двух уроков:

1. «Урок-интервью» с работниками музея: экскурсоводом, хранителем фондов и др. (знакомство с профессиями).

 2. «Кем бы я хотел быть» (обмен мнениями в виде диа-лога на основе опорных слов и выражений с целью обоснования своих суждений).

Данные уроки преследуют решение следующих задач: помочь учащимся определиться в выборе профессии, возвращению в дальнейшем выпускников для работы в музее; обогащение словарного запаса учащихся; развитие логического мышления у учащихся на основе построения связанных высказываний; развитие грамматических навыков.

После прохождения тем за курс 10-11 классов учащимся рекомендуется перечень следующих тем для рефератов с целью проверки знаний за истекший период по жизни и творчеству Лермонтова, который можно предложить в качестве предмета по выбору во время экзаменов.

Тематика рефератов за курс 10-11 классов: «Мы и окружающий нас мир», «Мы в ответе за процветание нашей планеты в будущем»,«Но хочет все душа моя во всем дойти до совершенства». Цель курса «Лермонтов – герой своего и нашего времени» заключается в том, чтобы постепенно раскрывать учащимся сущность становления Лермонтова-поэта, Лермонтова-человека, помочь понять его духовный мир, освоить его поэтическое наследие. Это позволит учащимся осознать, что любой из нас, живущих ныне, должен трудиться в полную силу, чтобы оставить свой след на земле. Такой жажде деятельности учат нас бессмертные строки Лермонтова:

Мне нужно действовать, я каждый день Великого героя, и понять

Бессмертным сделать бы желал, как тень Я не могу, что значит отдыхать.

ПРОГРАММА КУРСА

«М.Ю. Лермонтов – герой своего и нашего времени»

5 класс

I. 1. Семейная атмосфера, окружающая Лермонтова- ребенка. Отец, мать, бабушка поэта Е.А. Ар-сеньева.

2. Конкурс на лучший рассказ «О семье».

II.1. Музей в разные времена года.

2.Конкурс на описание пейзажей родного края.

6 класс

I. 1. Места пребывания поэта в Тарханах.

2. Составление краткого путеводителя «Памятные места в Тарханах» (с указанием этих объектов на французском языке).

II.1. Учеба Лермонтова в Московском университетском благородном пансионе (его успехи, увлечения).

2. Беседа об успеваемости и об увлечениях учащихся в классе.

III. 1.а) Детские забавы, увлечения: детские рисунки поэта; увлечение лепкой фигур из крашеного воска. б) Детские игры: катание со снеговых гор; воинские игры (игра в войну, разбойников).

2.Ваше любимое хобби.

IV. 1. Обобщение ранее изученных тем о жизни Лермонтова на основе опорных схем (см. преды-дущие темы).

2.Творческие сочинения-миниатюры «Жил-был» (на основе учебных опор).

V. 1. Работа с лучшими сочинениями-миниатюрами «Жил-был», отзывы о них.

7 класс

1. Роль Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г. Стихотворение «Бородино».

2. Дискуссия «Отношение между Россией и Францией на современном этапе».

II. 1. Роль иностранного языка в жизни Лермонтова.

2. Ваше отношение к иностранным языкам (обмен мнениями).

III. 1. Тарханские народные праздники лермонтовской поры и участие в них Миши.

2. Ваши любимые праздники (обмен мнениями).

8 класс

I. 1. Основные мотивы поэзии Лермонтова.

2. Конкурс на лучшего переводчика стихов Лермонтова.

9 класс

I. 1. Изучение плана-схемы барского дома, ознакомление с его экскурсионным материалом.

2. Разработка уроков-экскурсий по музею (проектная работа).

10 класс

I. 1. Путешествие на различных видах транспорта. Средства передвижения во времена Лермонтова (сравнительный анализ).

2. Путешествие в прошлое своего села (жизнь односельчан во времена Лермонтова).

3. Конкурс-викторина «Лермонтов и путешествие».

II. 1. Страны с французским языком общения.

2. Урок-интервью с директором музея-заповедника «Тарханы» Т.М. Мельниковой.

III. Творческая групповая работа «Различные виды деревьев, цветов на территории музея-заповедника «Тарханы».

11 класс

1. Урок-интервью с работниками музея (знакомство с профессиями: экскурсоводом, хранителем фондов и др.).

2. «Кем бы я хотел быть?» (диалог обмен мнениями).

Тематическое планирование Приложение 1