Концепция модернизации российского образования имеет ряд важных аспектов, один из которых - педагогический. Он может быть реализован лишь при условии постоянного совершенствования педагогов образовательного учреждения, их умения обновлять содержание своей деятельности, применять достижения науки и педагогического опыта, изменять содержание образования, практически реализовывать личностно-ориентированный подход, использовать современные педагогические технологии, вариативные программы, вести экспериментальную работу. Такие требования к педагогическому профессионализму обусловили несколько иное построение методической работы в ДОУ, которая должна быть направлена в первую очередь на самоактуализацию педагога, выражающуюся в его личностном и профессиональном росте, выявлении и реализации собственных актуальных и потенциальных возможностей. Это потребовало от нас построения особой модели методической работы, которая давала бы возможность прогнозировать особенности педагога, его индивидуальные личностные и профессиональные качества и на их основе строить индивидуальные варианты повышения квалификации. При ее составлении мы считали, что методическая работа должна быть построена на разнообразных, в том числе и новых, нетрадиционных формах работы с кадрами, которые бы оптимально сочетались между собой. При этом мы учитывали, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к индивидуальному содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать эффективности. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам.
Таким образом построение модели методической работы прошло несколько этапов. Рассмотрим их подробнее:
Качественный и количественный анализ педагогического коллектива на основе результатов диагностики. Создание банка данных.
На основе анализа было выявлено, что в МДОУ имеется достаточно большое количество творческих педагогов, которые, занимаясь самообразованием, постоянно экспериментируя, применяя новые технологии обучения, привносят в педагогический процесс инновационные идеи, достигают высоких результатов в обучении и развитии детей. Однако они недостаточно владеют способами саморазвития и профессиональной самореализации, что в дальнейшем может привести к эмоциональному дискомфорту в профессиональной деятельности и возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Есть и другие педагоги, не столь успешные, иногда просто начинающие, которые нуждаются в особой методической помощи, способной обеспечить увлеченность как самой профессиональной деятельностью, так и межличностным взаимодействием в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Если они не получат грамотной поддержки, то это может привести к снижению творческой активности, разочарованию по поводу сделанного профессионального выбора.
И, наконец, создание банка данных позволило сделать вывод, что практически все педагоги испытывают потребность в общении, обмене опытом, совместном поиске продуктивных путей развития МДОУ. И все педагоги сталкиваются с необходимостью повышать свой профессиональный статус, т.е. проходить аттестацию. Очевидно, что без грамотно построенной модели методической работы ее результативность будет невысока.
2. Составление оптимальной модели методической работы. При ее построении учитывался уровень самоактуализации деятельности каждого педагога, его педагогическая компетентность. Практически для каждого воспитателя был разработан индивидуальный вариант методической работы.
Так, методическую работу с воспитателями, находящимися на первом (гностическом) уровне самоактуализации ориентировали на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями, осознание своих профессиональных особенностей.
Целями методической работы с воспитателями среднего (регулирующего) уровня были формирование ориентации на общение, диалог, овладение педтехникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности, выработку умений себя адекватно проявлять, опираться на свои профессиональные умения.
В методической работе с воспитателями высокого (профессионально-результативного) уровня мы использовали стимулирование ценностной ориентации на творчество в педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставку делали на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.
3. Построение рациональной организационной структуры методической работы ДОУ, направленной на достижение поставленной цели при оптимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. (различные формы методической работы). При построении структуры учитывали следующие показатели:
- количественный и качественный педколлектива;
- результат диагностического изучения личности и деятельности воспитателей, затруднений в их деятельности;
3) особенности содержания методической работы (уровень развития дидактического, психологического или других основных ее направлений и связь между ними);
4) учет эффективности проводимых ранее различных форм методической работы;
5) традиции, накопленный опыт методической работы (что сохранить, от чего отказаться);
6) материальные, морально-психологические условия в ДОУ;
7) передовой опыт и научные рекомендации по организации и управлению методической работой.
4. Контроль, констатирующий, измеряющий уровень отдельных параметров модели методической работы. В своей работе мы использовали самые разнообразные виды контроля:
- тематический (в том числе итоговый)
- оперативный,
- повседневный,
- персональный (проводили, во-первых, с целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства, во-вторых, с целью выявления состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме)
- предупредительный. В основном применяли по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы).
- выборочный (или эпизодический) контроль. В содержание педагогического анализа выборочного (эпизодического) контроля входило состояние работы по разделам программы, не рассматривающихся годовыми задачами, а также решение отдельных (частичных) задач раздела программы в реализации поставленной годовой задачи. С его помощью можно устраняли такие незначительные сбои в работе, как выявление причин отклонений качества воспитания и обучения от существующих требований; установление причин несоответствия фактического уровня знаний детей от требований программы.
Иногда проводили его не во всех группах или не у вех воспитателей.
- сравнительный. Его виды проводили с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволил увидеть разницу в работе воспитателей параллельных возрастных групп. Сравнительный анализ используем и для сравнения работы двух воспитателей одной группы.
- взаимоконтроля (взаимопосещения) Отличительной особенностью являлось то, что анализ и оценка педагогического процесса осуществлся воспитателем в параллельной группе, либо в любой другой возрастной группе. Это способствовало самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса.
5. Регулирование и коррекция, позволяющие вносить коррективы в полученную модель, устранение недочетов, оптимизация имеющейся системы.
Построенная и апробированная нами модель методической работы дает высокие результаты, которые мы определяем по следующим параметрам:
- результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей, что подтверждается положительной динамикой уровня знаний, умений, навыков детей.
- экономичность методической работы достигается тем, что рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности.
- улучшается психологический микроклимат в МДОУ.