Класс: 10
Уровень программы: базовый.
Тип урока: по характеру деятельности - проблемный, по характеру материала - урок изучения фактов.
Форма учебной работы: классно-урочная. Урок рассчитан на 2 часа.
Цели урока:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов выявить источники формирования зависимого населения.
- Развивающая:
- организовывать свою деятельность,
- систематизировать и обобщать информацию,
- устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость,
- различать факты и оценки,
- работать в команде.
Техническое обеспечение: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART BOARD, сканер, принтер.
Программное обеспечение:
1. Microsof Power Point, Microsoft Word, программы сканирования и обработки изображений.
2. Дополнительный мультимедийный ряд формируется в среде приложения Microsoft Power Point из пакета MsOffice 2003. При его создании используются ресурсы Интернет, оцифрованные иллюстрации по теме и исторические документы данного периода.
Особенности применения Интернет-ресурсов:
- как основа конспекта для мини-лекции;
- как основа презентаций иллюстрированного эссе учащихся;
- как самостоятельно найденные источники по теме.
Ожидаемые результаты. В ходе изучения темы у учащихся:
- Складывается представление о периоде формирования социальной структуры феодального общества.
- Формируется понятие о государстве как общественном договоре, необходимом для всех групп населения, роли законодательства в процессе возникновения феодальной земельной собственности.
- Воспитывается уважение к закону как средству решения государственных и межличностных споров.
- Вырабатываются и закрепляются навыки работы на ПК с использованием программ пакета MsOffice: Microsof Power Point, Microsoft Word. Развиваются навыки и умения составления гипертекстов. Развиваются умения работы с ресурсами Сети: поиск и отбор информации.
Модель урока
Этапы урока | Содержание учебной ситуации | Методы, приемы и средства обучения | Организация учебной деятельности | Ожидаемый результат |
I. Мотивация учащихся на изучение темы | Феодальную систему Западной Европы
характеризует хорошо знакомое вам правило:
"Вассал моего вассала - не мой вассал". Можно ли подобное правило применить к феодальным отношениям на Руси? |
Создание проблемной ситуации. | Фронтальная проверка. | Совместная постановка целей урока. Проявление интереса к теме урока. |
II. Актуализация опорных знаний | Предложите ход решения данной задачи? Какими знаниями вы владеете? Какая дополнительная информация вам необходима? |
Самостоятельное выдвижение гипотез по
решению проблемы. Педагогическая поддержка через активизирующие вопросы, в результате чего повторяется пройденный материал, учащиеся подводятся к новой теме. |
Повторение ключевых понятий темы, выявление дефицита знаний, составление плана работы на основе предложений учеников. | Принятие учениками целей урока, ориентация ученика на способность самостоятельно приобретать знания. |
III.Изучение новой темы | Мини-лекция. Тезисы для учителя. 1) Стратификация феодальных обществ: деление на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. 2) Юридический статус сословий. "Русская правда". 3) Рабы и холопы. Патриархальный характер рабства на Руси. Изменение правового статуса раба. 4) Феодалы - сословие, которое осуществляло гражданское управление и отвечало за военную организацию страны. 5) Духовенство - привилегированная социальная группа как фактор укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. 6)Городское население: особенности положения горожан в Киевской Руси. 7) Купечество: торговцы и дипломаты. 8)Крестьянство как основная масса населения. 2. Проверка тезисов и обобщение материала по схеме www.esperanto.mv.ru/_ilfinkel/art3-3.html elib.ispu.ru/library/history/02tema2/slovar2.html 3.Задания из коллекции Единых цифровых ресурсов. |
Мини-лекция, обращение к видеоряду изображений из Интернет-ресурсов для систематизации информации предъявляемой учителем. | Составление тезисов лекции. | Приобретение минимума знаний для самостоятельной работы. |
IV. Закрепление полученной информации | 1. Моделирование задач о правовом
статусе сословий на основе Интернет-ресурсов.
а) составить реальную ситуацию взаимодействия представителей различных сословий: дружинник - боярин, холоп - челядин - тиун; смерд - закуп - рядович. б) проверить "реальность" ситуации по историческому источнику - "Русская правда"; в) сделать гиперссылку на статью текста для подтверждения информации; г) представить задачу классу; д) класс дает оценку задаче - тексту и решению - на основе исторической достоверности. |
Решение ценностно-деятельностных задач. | Работа в парах, составление задач, составление гипертекстов из Интернет-ресурсов. |
Применение знаний при выполнении
творческих заданий, оценка и роли и места
сословий в складывании государственности. Пример выполненного на уроке задания учеником. |
V. Подведение итогов | Обучающиеся отвечают на вопрос: Можно ли правило "Вассал моего вассала - не мой вассал" применить к феодальным отношениям на Руси? Вывод: нет. Определяют особенности становления классового общества на Руси: Правовой характер отношений между сословиями на Руси определяется близостью к князю и ощущением социальной неполноценности. Отсутствует взаимодействие между центрами власти: сеньорами, церковью и городами. Единственная реальная политическая в стране была у князей. Закон ассоциируется только с князем. Отсутствие политических союзов между князьями и боярами. Наличие большой категории зависимого населения. |
Диалог, анализ способов деятельности. | Фронтальная проверка. | Систематизация и обобщение знаний. |
VI. Домашнее задание | Домашнее задание по выбору обучающихся: 1.Создание глоссария темы на основе ИКТ (составление гипертекстов, кроссвордов), 2. "Обогащение" предложенных тезисов ссылками на дополнительные источники с применением Интернет-ресурсов 3. Составление иллюстрированного эссе с указанием ссылок на использованные Интернет-ресурсы по теме "Сословия Древнерусского государства". |
Самостоятельная работа. | Выполнение заданий с обязательным указанием ссылок на использованные Интернет-ресурсы. | Преобразование учебного материала, взаимодействие учителя и ученика по поводу внесения своего вклада в содержание урока, проявление активного и позитивного поведения. |
Литература
- Учебное пособие: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч.1: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2007. - 320 с.: ил.