Цели:
- формирование понимания того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков;
- формирование навыков чтения слов с мягким знаком и с другими ранее изученными буквами;
- закрепление знаний учащихся, полученных на уроках "Мир вокруг нас";
- развитие фонематического слуха, речи, памяти, внимания и навыков работы с текстом;
- воспитание любви к природе, интереса к чтению как источнику различной полезной информации.
Оборудование урока:
- печатные таблицы;
- карточки звуковых схем слов "мел-мель";
- иллюстрации к загадкам;
- раздаточный материал к заданию Буратино и с запиской мальчика;
- фотографии лося.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот - тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
а) Речевая разминка.
На доске напечатана скороговорка "На иве галка, на берегу - галька".
- Прочитайте скороговорку медленно, как "черепашки".
- Прочитайте в среднем темпе.
- Прочитайте, как "торопыжки".
- Выделите слова, которые отличаются одним звуком. (Галка - галька)
- Какими звуками различаются эти слова?
б) Лексическая работа.
- Что обозначает слово галка? (Название птицы)
- Что обозначает слово галька? (Камень)
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжим работу над чтением слов с мягким знаком и другими ранее изученными буквами, вспомним некоторые темы из курса "Мир вокруг нас".
3. Актуализация знаний.
а) На доске размещается табличка со словами мел - мель
- Прочитайте данную пару слов.
- Сколько звуков слышим в слове "мел"? (3 звука)
- Сколько звуков слышим в слове "мель"? (3 звука)
- Эти слова похожи своим звучанием? (Нет)
- А, какими звуками они различаются? (л - л,)
- Что можете сказать о количестве букв в этих словах? (Оно разное)
- Почему же количество звуков совпадает, а количество букв разное? ( В слове мель мягкий знак указывает, что звук л, мягкий)
- Что можете сказать о лексическом значении этих слов?
б) Под словами мел- мель размещаются звуковые схемы
- Какая схема относится к слову мел, а какая к слову мель ?
- Как вы это определили? (У слова мель последний звук мягкий, а их мы обозначаем зелёным цветом)
4. Работа по теме урока.
а) Ребята, хотите поработать волшебниками?
Игра "Волшебные превращения".
- Буратино придумал для вас слова и предлагает изменить их с помощью одной единственной буквы.
Раздаются карточки со словами : мол, угол, ел, кон, шест, пыл, ест, банка.
- Ребята, прочитайте слова, которые придумал Буратино.
- Какую букву нужно позвать на помощь, чтобы превратить все эти слова в новые?
- Прочитайте слова, которые у вас получились. ( моль, уголь, ель, конь, шесть, пыль, есть, банька)
- Ребята, как вы думаете, какое слово здесь лишнее? (Банька)
- Почему? (Мягкий знак стоит в середине слова, а у остальных в конце)
б) Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки напечатать в тетрадях по чтению.
По мере отгадывания загадок на доске размещаются иллюстрации с отгадками.
- Под крышей четыре ножки,
А на крыше - суп да ложки. (Стол)
- Разве это не беда?
Третий день метёт пурга.
Я сижу у тёплой печки,
Света нет, погасли свечки
Даже лунный свет давно
Не глядит в моё : (окно)
- Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)
- А теперь выпишите буквы, которыми обозначается последний звук каждого слова.
- Какое новое слово получилось? (Лось)
- Напечатайте его на доске.
- Ребята, а кто такой лось? (Животное)
- К какой группе животных он относится и почему? (Лось - это зверь, потому что его тело покрыто шерстью, а детёнышей он кормит молоком)
- Молодцы! А теперь полюбуйтесь на этого красавца! (Предлагаются фотографии с изображением лося)
в) Игра "Лишнее слово".
На доску вынесены слова: тигр, олень, корова, лев, зубр, акула.
- Найди лишнее слово. Обоснуй свой ответ!
г) Работа с текстом. ("Русская азбука" с.135)
- Прочитайте текст " для себя". (Дети читают вполголоса)
- Чтение вслух "цепочкой".
д) Обсуждение прочитанного.
- О ком говорится в тексте?
- Как понимаете слова "нет преград"?
- Почему автор сравнивает лося с ветром?
- Чем питается лось?
- Что ещё любит лось?
- Хотели бы вы узнать ещё что-то интересное об этом животном?
- Где можно получить необходимые сведения? (Из телепередач, из интернета, прочитать)
- Попросите родителей помочь вам отыскать нужную информацию, а на следующем уроке расскажите всем, что нового вам удалось узнать.
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
5. Закрепление изученного.
а) Работа в парах.
- Ребята, я обнаружила у себя на столе записку. Сначала я ничего не могла понять, но, исправив в ней ошибки , сумела всё-таки прочитать. Мне интересно, а у вас получится? Попробуете?
Раздаю карточки с запиской мальчика.
- Мама! Я вымыл пол, протёр пыл. Купил сол и рис. Вернус в сем часов. Игор.
Пара, справившаяся с работой первой, читает правильный вариант записки.
- Ребята, какую ошибку допустил Игорь?
- Для чего нужен мягкий знак?
- Чтобы вы посоветовали автору записки?
б) Работа с текстом. ("Русская азбука" с.137)
- Прочитайте текст самостоятельно.
- Что сделала Катя?
- Кому она написала письмо?
- Куда Катя отнесла письмо?
- Почему письмо нужно отнести на почту?
- Вспомните, как путешествует письмо.
- Сколько в тексте предложений?
- Прочитайте 1-е предложение.
- О чём оно сообщило? (Далее подобная работа проводится с остальными предложениями текста)
- Найдите в тексте слова с мягким знаком. Прочитайте их. (Ольга, письмо)
- Какую работу выполняет в них мягкий знак?
- Прочитай те предложение, которому соответствует данная схема.(2)
6. Итог урока.
- Послушайте стихотворение.
Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай
Выше руку поднимай!
- Так о каком же волшебнике идёт речь в этом стихотворении?
- Вы согласны с автором, что "ь" волшебник?
- Какие задания нашего урока подтверждают мысль, что эта буква действительно волшебная?