Интегрированный урок-закрепление по теме "Буква "ь" – показатель мягкости согласных звуков" (УМК "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование понимания того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков;
  • формирование навыков чтения слов с мягким знаком и с другими ранее изученными буквами;
  • закрепление знаний учащихся, полученных на уроках "Мир вокруг нас";
  • развитие фонематического слуха, речи, памяти, внимания и навыков работы с текстом;
  • воспитание любви к природе, интереса к чтению как источнику различной полезной информации.

Оборудование урока:

  • печатные таблицы;
  • карточки звуковых схем слов "мел-мель";
  • иллюстрации к загадкам;
  • раздаточный материал к заданию Буратино и с запиской мальчика;
  • фотографии лося.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот - тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

а) Речевая разминка.

На доске напечатана скороговорка "На иве галка, на берегу - галька".

- Прочитайте скороговорку медленно, как "черепашки".

- Прочитайте в среднем темпе.

- Прочитайте, как "торопыжки".

- Выделите слова, которые отличаются одним звуком. (Галка - галька)

- Какими звуками различаются эти слова?

б) Лексическая работа.

- Что обозначает слово галка? (Название птицы)

- Что обозначает слово галька? (Камень)

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжим работу над чтением слов с мягким знаком и другими ранее изученными буквами, вспомним некоторые темы из курса "Мир вокруг нас".

3. Актуализация знаний.

а) На доске размещается табличка со словами мел - мель

- Прочитайте данную пару слов.

- Сколько звуков слышим в слове "мел"? (3 звука)

- Сколько звуков слышим в слове "мель"? (3 звука)

- Эти слова похожи своим звучанием? (Нет)

- А, какими звуками они различаются? (л - л,)

- Что можете сказать о количестве букв в этих словах? (Оно разное)

- Почему же количество звуков совпадает, а количество букв разное? ( В слове мель мягкий знак указывает, что звук л, мягкий)

- Что можете сказать о лексическом значении этих слов?

б) Под словами мел- мель размещаются звуковые схемы

- Какая схема относится к слову мел, а какая к слову мель ?

- Как вы это определили? (У слова мель последний звук мягкий, а их мы обозначаем зелёным цветом)

4. Работа по теме урока.

а) Ребята, хотите поработать волшебниками?

Игра "Волшебные превращения".

- Буратино придумал для вас слова и предлагает изменить их с помощью одной единственной буквы.

Раздаются карточки со словами : мол, угол, ел, кон, шест, пыл, ест, банка.

- Ребята, прочитайте слова, которые придумал Буратино.

- Какую букву нужно позвать на помощь, чтобы превратить все эти слова в новые?

- Прочитайте слова, которые у вас получились. ( моль, уголь, ель, конь, шесть, пыль, есть, банька)

- Ребята, как вы думаете, какое слово здесь лишнее? (Банька)

- Почему? (Мягкий знак стоит в середине слова, а у остальных в конце)

б) Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки напечатать в тетрадях по чтению.

По мере отгадывания загадок на доске размещаются иллюстрации с отгадками.

- Под крышей четыре ножки,
А на крыше - суп да ложки. (Стол)

- Разве это не беда?
Третий день метёт пурга.
Я сижу у тёплой печки,
Света нет, погасли свечки
Даже лунный свет давно
Не глядит в моё : (окно)

- Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

- А теперь выпишите буквы, которыми обозначается последний звук каждого слова.

- Какое новое слово получилось? (Лось)

- Напечатайте его на доске.
- Ребята, а кто такой лось? (Животное)

- К какой группе животных он относится и почему? (Лось - это зверь, потому что его тело покрыто шерстью, а детёнышей он кормит молоком)

- Молодцы! А теперь полюбуйтесь на этого красавца! (Предлагаются фотографии с изображением лося)

в) Игра "Лишнее слово".

На доску вынесены слова: тигр, олень, корова, лев, зубр, акула.

- Найди лишнее слово. Обоснуй свой ответ!

г) Работа с текстом. ("Русская азбука" с.135)

- Прочитайте текст " для себя". (Дети читают вполголоса)

- Чтение вслух "цепочкой".

д) Обсуждение прочитанного.

- О ком говорится в тексте?

- Как понимаете слова "нет преград"?

- Почему автор сравнивает лося с ветром?

- Чем питается лось?

- Что ещё любит лось?

- Хотели бы вы узнать ещё что-то интересное об этом животном?

- Где можно получить необходимые сведения? (Из телепередач, из интернета, прочитать)

- Попросите родителей помочь вам отыскать нужную информацию, а на следующем уроке расскажите всем, что нового вам удалось узнать.

Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!

5. Закрепление изученного.

а) Работа в парах.

- Ребята, я обнаружила у себя на столе записку. Сначала я ничего не могла понять, но, исправив в ней ошибки , сумела всё-таки прочитать. Мне интересно, а у вас получится? Попробуете?

Раздаю карточки с запиской мальчика.

- Мама! Я вымыл пол, протёр пыл. Купил сол и рис. Вернус в сем часов. Игор.

Пара, справившаяся с работой первой, читает правильный вариант записки.

- Ребята, какую ошибку допустил Игорь?

- Для чего нужен мягкий знак?

- Чтобы вы посоветовали автору записки?

б) Работа с текстом. ("Русская азбука" с.137)

- Прочитайте текст самостоятельно.

- Что сделала Катя?

- Кому она написала письмо?

- Куда Катя отнесла письмо?

- Почему письмо нужно отнести на почту?

- Вспомните, как путешествует письмо.

- Сколько в тексте предложений?

- Прочитайте 1-е предложение.

- О чём оно сообщило? (Далее подобная работа проводится с остальными предложениями текста)

- Найдите в тексте слова с мягким знаком. Прочитайте их. (Ольга, письмо)

- Какую работу выполняет в них мягкий знак?

- Прочитай те предложение, которому соответствует данная схема.(2)

6. Итог урока.

- Послушайте стихотворение.

Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай
Выше руку поднимай!

- Так о каком же волшебнике идёт речь в этом стихотворении?

- Вы согласны с автором, что "ь" волшебник?

- Какие задания нашего урока подтверждают мысль, что эта буква действительно волшебная?