Цель урока:
- закрепление и углубление знаний по теме;
- формирование научного мировоззрения через взаимосвязь явлений;
- умение применять знания в новых ситуациях;
- развить представления о мире и его причинно-следственных связях, развить навыки логического мышления, применят теоретические знания для решения практических задач;
- воспитать умение общения друг с другом, умение излагать и отстаивать свою точку зрения, формировать интерес к физике, воспитать гордость за свои успехи.
ХОД УРОКА
(Урок провожу, как путешествие на воздушном шаре, с остановками от перегрузки на разных станциях:
1. "Сообщалка",
2. "Разминка",
3. "Рассуждалка",
4. "Загадалка".
5. "Домой".
Старт начинается со станции на Земле "Сообщалка". Затем последовательно попадают на разнее станции. Чтобы подняться выше, нужно сбросить "балласт" - дать правильные ответ).
"Сообщалка"
1. Атмофера Земли.
"Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек - все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и их подножья, а мы на дне этого океана, со всех сторон им охваченные. "Не кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и грандиозное многовековое дерево, запасающее работу солнечного луча для того, чтобы отдать нам ее впоследствии". Так поэтично писал об атмосфере французский астроном 1 в. Амилл Фламмарион.
Что же представляет собой этот воздушный океан, на дне которого мы живем? По своему строению воздушный океан напоминает дом. У него тоже есть "этажи". (Ученик по рисунку рассказывает о пяти "этажах" атмосферы).
Советским космонавтам удалось посмотреть, как выглядит атмосфера Земли со стороны. Вот как описал увиденное сквозь иллюминаторы корабля "Восток-2" летчик- космонавт Герман Степанович Титов: "Горизонт Земли окружен ореолом нежно- голубого цвета, который постепенно темнеет, становясь бирюзовым, синим, фиолетовым и, наконец, переходит в черный цвет:". Таков океан атмосферы, на не которого мы живем.
2. Опыт Отто фон Герике
Много и плодотворно изучением атмосферного давления занимался Отто фон Герике - бургомистр г. Магдебурга.
В мае 1654 года Отто фон Герике поставил опыт, который явился важным этапом в деле изучения атмосферы. Для опыта подготовили два металлических полушария, одно из которых с трубкой для откачивания воздуха. Полушария сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, пропитанное расплавленным воском. С помощью насоса откачали воздух из полости, образовавшейся между полушариями. На каждом из полушарий имелось прочное железное кольцо, потянули в разные стороны, пытаясь разъединить полушария, но это им не удалось. Когда же в полость между полушариями, впустили воздух, полушария распались без всякого внешнего усилия.
Какая же ила сжимала полушария? Этой силой было давление атмосферного воздуха. Чем больше воздуха выкачали из полого шара, тем сильнее сжимались снаружи полушария атмосферным давлением, которое оставалось постоянным. Чем больше превышало давление внутри шара, тем меньше там оставалось воздуха.
3. Интересно знать
Атмосфера Земли состоит из смеси газов: 78,09% азота, 20,095% кислорода, 0,93% аргона, 0,03% углекислого газа. Количество остальных газов в воздухе ничтожно мало. К этим газам относятся водород, неон, гелий, криптон, радон, ксенон и другие.
Исследования показали, что до высоты 100км состав атмосферы существенно не меняется. Для измерения температуры воздуха на различных высотах с помощью аэростатов поднимались:
- 1802 г. - немецкий ученый Александр Гумбольдт;
- 1804 г. - русский академик - Я. Д. Захаров;
- 1804 г. французский физик - Гей Моссак;
- 1887 г. русский ученый Д. И. Менделеев.
Советский стратостат "Осавиахим - 1" 30 января 194 года пилотами А. Б. Васенко,
П.В. Федосеенко и И.Д. Усыскиным достигли цели. При спуске стратостата экипаж погиб, но записи научных наблюдений сохранились.
В 1504г. английский мореплаватель Питер Мертир сообщил, что слышал от самого Колумба о странной рыбе - прилипале. Эта рыба с такой силой присасывается к акуле, что оторвать ее невозможно. На этот живой крючок в Австралии и поныне ловят акул и крупных рыб, а в Южной Америке - черепах. С помощью рыбы - прилипалы вылавливали рыб до 18кг.
2. Разминка
1. В свойство "легкость тел" не веря,
Кто вес воздуха измерил?
(Г. Галилей)2. "Природа пустоты боится," -
Какой ученый некогда сказал?
А кто решил в этом усомниться
И пустоту на опыте создал?
(Аристотель, Торричелли)3. Кто современникам на удивленье
Измерил атмосферное давление?
(Торричелли)4.Сумел, кто вскоре догадаться,
Что, если на гору подняться,
Давление будет уменьшаться?
(Паскаль)5. Кто первый сделал, в самом деле,
Известный опыт Торричелли?
(Вивиани, ученик Торричелли)6. Чей опыт удивил людей,
Потребовав 16 лошадей.
Когда и где он сделан был
И в чем людей он убедил?
(Герике, Магдебург, 1 мая)7. Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать,
А какие есть приборы,
Чтоб давленье измерять?
(Барометр)
3. Рассуждалки
(Дети работают в группах по 5 человек. Каждая группа обсуждает предложенную задачу, затем один из них дает ответ. Подготовленный старшеклассник демонстрирует опыты).
Опыт №1.
Посмотреть на этот опыт
Все бегут как на пожар,
Не качай - лежит пластинкой,
Откачаешь - будет шар.
Под колокол воздушного насоса кладется слабо наполненный воздухом воздушный шарик. Откачивая воздух из - под колокола, наблюдаем, что шарик "надувается". Ответ обосновать.
Опыт №2
Положить яйцо в бутылку. Как это сделать?
В бутылку из под кефира наливается горячая вода, через некоторое время вода выливается, и на горлышко бутылки кладется сваренное очищенное яйцо. Постепенно яйцо вытягивается, наружное атмосферное давление "заталкивает" яйцо в бутылку, и оно падает на дно.
Опыт № 3
На дно блюдца ложится монета, наливается немного воды. Вопрос: Как вытащить монету из воды, не намочив пальцы?
В стакан наливается горячая вода. Затем, вылив воду, переворачиваем стакан на блюдце (не закрывая монету). Вода из блюдца постепенно, под атмосферным давлением, поднимается в стакан.
Опыт №4
В полиэтиленовую бутылку из-под воды наливается теплая вода. Подержав некоторое время, воду выливаем и закрываем крышкой бутылку. Наблюдаем, как бутылка с треском начинает деформироваться. Объяснить явление.
Опыт №5
Предложите способ, каким можно набрать воду из мелкого ручья, не замутив воду, имея бутылку и резиновый шланг.
(Один конец шланга вставляется в горлышко бутылки и горлышком переворачивается в воду. С другого конца шланга воздух из бутылки вытягивается).
Опыт №6
Демонстрируется автопоилка для кур, изготовленная учеником дома. Нужно объяснить принцип действия.
4. Загадалка.
(Это домашнее задание. Группы готовят по три вопроса, которые задают друг другу по очереди).
- Почему существует атмосфера у Земли?
- Почему пассажирам самолетов перед подъемом рекомендуется удалить чернила из авторучек?
- Как действует пипетка?
- Как стеклянную трубочку набрать воду?
- Зачем в крышках бидонов для смазочных масел делают не одно, а два отверстия?
- Зачем в крышке фарфорового чайника делают отверстие?
- Почему трудно вытащить ноги, увязшие в размокшей глине?
- С помощью какого прибора измеряют высоту полета самолета?
- Почему с высотой уменьшается атмосферное давление?
5. Домой
(Домой можно попасть, если правильно отгадать вопросы кроссворда)
5 | |||||||||||
1 | |||||||||||
2 | 6 | ||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
По горизонтали:
1. Прибор для измерения силы.
2. Физическая величина, которую измеряют в килограммах.
3. Единица измерения силы.
4. Сила, действующая со стороны тела на опору.
По вертикали:
1. То, что рассчитывают так
2. Прибор для измерения давления газа.
3. Единица измерения давления.
Домашнее задание: составить кроссворд с ключевым словом "Атмосфера".
Литература:
- Кириллова Г. И. "Книга для чтения по физике" /6-7/ классы. М., "Просвещение", 1978г.
- Ланина "Внеклассная работа по физике", М., "Просвещение", 1978г.
- Горев Л.А. "Занимательные опыты по физике", М., "Просвещение", 1985г.
- Алексеева "Физика - юным", М., "Просвещение", 1976г.
- Перельман Я.И. "Занимательная физика", М., "Наука", 1982г.