Краеведческий подход в обучении младших школьников

Разделы: Начальная школа


Основная задача современного образования заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний и умений учащихся. В то же время, всем хорошо известно, что лучше усваивается тот материал, который вызывает непосредственный интерес и любознательность ребенка. А интересы младшего школьника определяются потребностями, причем не сформированными в процессе воспитания и обучения, а заложенные самой природой. Еще Я.А.Коменский рассматривал окружающий человека мир как начальный способ обучения и развития думающего человека и советовал приучать учащихся “подобно молодым деревьям распускаться из собственных корней”. Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанным ими с детства, прочувствованным и принятым как семья, дом, друзья, город, река, лес. Поэтому я в своей работе руководствуюсь принципом: мира не узнаешь, не зная края своего.

Моя цель – формирование у детей чувства любви к малой родине, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут, развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории. Но достижение этой цели средством одного только предмета “окружающего мира” или бесед на классных часах невозможно, оно должно осуществляться на межпредметной основе.

Краеведческий материал, с которым планирую познакомить детей в течение года, делю на блоки: “Визитная карточка города”, “Заповедники”, “Знаменитые земляки”, “Храмы земли Воронежской” и т.д. Все уроки по разным предметам в течение 1-2 недель объединены одной темой. Изучение тем курса по русскому языку, математике, технологии, изобразительному искусству базируется на специальном материале, включающим познание различных сторон жизни края. Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные. Все зависит от профессионализма и творчества учителя: составление и разбор предложений, решение краеведческих задач, беседы по литературному чтению, рисунки по изобразительному искусству, привлечение материалов местных СМИ, отрывки из книг, проведение экскурсий и т.д.

Данный подход дополняет государственную программу общеобразовательной школы (начальные классы): темы сохраняются, но изучаются на основе краеведческого материала, который представлен в виде краеведческих текстов, задач и т.п.

В качестве примера хочу предложить конспект урока математики в 4 классе при изучении блока “Водоемы родного края” Практически всегда на уроках математики внимание учителя и учащихся направлено лишь на осознанный выбор действия, посредством которого решается задача. При данном же подходе учитель должен использовать любую возможность для того, чтобы показать, что решение задач связано с реальными жизненными ситуациями.

Письменные приемы сложения и вычитания. Закрепление.
Водоемы Воронежской обл.

Цель:

- совершенствовать вычислительные навыки по теме;
- закреплять умение решать задачи изученных типов;
- развивать логическое мышление;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать любовь к родному краю, прививать интерес к математике.

Оборудование:

у учителя: карта Воронежской обл., карточки для индивидуальной работы, карточки с названиями рек;
у учащихся: файлы для индивидуальной работы.

Ход урока:

Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы урока.

На уроке мы вспомним устные и письменные приемы вычислений, будем решать задачи и уравнения, а также продолжим знакомиться с родным краем. О чем мы поговорим сегодня, вы узнаете чуть позже, когда выполните задания устного счета.

Устный счет. Работа с файлом.

- Если 60 на 7 умножить и прибавить 50, сколько будет же в итоге, кто мне сможет показать? (470)
- Самое маленькое трехзначное число увеличьте в 3 раза, прибавьте к нему его половину и разделите на 3. (150)
- Чему равна четверть века? (25 лет)
- Для дыхания человеку в сутки необходимо 17кг чистого воздуха. Сколько кг чистого воздуха необходимо человеку в ноябре? (510)
- 1кг макулатуры сберегает 8 сосен. Сколько кг макулатуры нужно собрать, чтобы сберечь 880 сосен? (110)
- Найдите лишнее число, обоснуйте свой выбор (25 - двузначное, в разряде единиц – число 5)
- Найдите сумму всех получившихся трехзначных чисел, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке:

1320 Животные
2170 Полезные ископаемые
1240 Водоемы
2310 Растения
1540 Заповедники

Работа по теме урока.

1. “Вычислительная эстафета” (класс делится пополам, дети по очереди решают примеры, записанные на доске)

Расположите ответы в порядке:

Возрастания Убывания

Показать расположение рек на карте Воронежской обл.

Река Ведуга является притоком р.Дон. Ученые предполагают, что река названа по славянскому слову “ведети” - знать. А р.Усмань впадает в р.Воронеж, т.е. являются ее притоком. В названии реки Усмань слышится иранское слово “асман” - камень. Эта маленькая чистая речка дала название бору. Здесь создан Воронежский государственный заповедник для разведения бобров в неволе.

2. Решение задач.

а) Летом каждый взрослый бобр за месяц съедает 155кг осиновых веток и 62кг свежескошенной травы. Сколько всего кг корма нужно 10 бобрам на 3 летних месяца? Вырази в тоннах и килограммах. Решите задачу разными способами.

б) Длина р.Усмань в пределах Воронежской обл. 104км, что на 426км короче самой длинной в обл. реки Дон и на 14км длиннее реки Воронеж. Найди длину реки Дон и реки Воронеж в пределах обл.

Древнее название реки Дон – Танаис – большая река. За медленное течение он получил в народе название Тихий Дон.

Физ. минутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Делать как руками нужно?
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

3. Геометрический материал.

В 1972г на реке Воронеж построено водохранилище, называемое Воронежским морем. Воронежское водохранилище считается уникальным, потому что в нашей стране строительства в крупном городе подобного объекта еще не было.

Водохранилище вытянуто с севера на юг на 35км. Его средняя ширина 2км. Вычислите площадь льда, которым покроется водохранилище с наступлением морозов. Выразите в гектарах.

Водохранилище – это искусственный водоем, но на территории обл. много и естественных водоемов, например, озер. Одним из крупнейших озер области является озеро Большой Ильмень. Чтобы его заморозить, Деду Морозу потребуется в 7 раз меньше льда, чем для водохранилища. Найдите площадь озера.

4. Решение уравнений.

Х:14=252-248
Х:14=4
Х=14*4
Х=56

Воронежские водоемы насчитывают 56 видов рыб. Среди них и рыба язь, которая долгое время считалась вымершей, и занесенные в Красную книгу РФ стерлядь и вырезуб.

Х-23=360-245
Х-23=115
Х=115+23
Х=138

138 речек и водотоков исчезло с территории Воронежской обл. за последние 50 лет в результате хозяйственной деятельности человека.

Итог. Вам понравился сегодняшний урок? Что нового вы узнали сегодня о родном крае? Что повторяли на уроке?

Дом. задание. Поискать в дополнительной литературе интересную информацию о Воронежских водоемах и попробовать составить свою краеведческую задачу.