Практика обучения правам человека на уроках французского языка в 5–6-х классах

Разделы: Иностранные языки


Цель: Познакомить ребят с Декларацией прав ребёнка.

Ключевые понятия для усвоения:
Права человека ценны.
Они закреплены в особых документах.

Что понадобится: адаптированные варианты статей «Декларации прав ребёнка» на русском м французском языках (Приложение1)

Время: 10-15 мин.

Как выполняется задание:

  • На большом листе бумаги начерчена сетка, в ячейки которой вписаны статьи Декларации прав ребёнка на русском языке.
  • На карточках пишутся статьи Декларации прав ребёнка на французском языке. Перед приходом детей карточки прячутся в разных местах класса.
  • На уроке детям объясняется, что в классе спрятано что-то очень важное. Просят их заняться поиском «сокровищ».
  • Нашедший читает статью вслух и кладёт её на ячейку сетки, в которую вписана эта статья на русском языке.
  • Учитель просит внимательно прочитать статьи Декларации и дома проиллюстрировать рисунками самые на их взгляд важные.
  • На следующий урок ученики оформляют в классе стенд «La Déclaration des droits de l’enfant». К каждому рисунку прикрепляется соответствующая карточка со статьёй Декларации на французском языке.

Другие варианты работы:

  • На уроке ребятам предлагаются карточки со статьями Декларации прав ребёнка на русском и французском языках.
  • Ученик должен быстро найти одноклассника с карточкой, содержащей ту же статью, что и у него на другом языке.
  • Пара карточек прикрепляется на магнитной доске.
  • Работа продолжается до тех пор, пока не будут подобраны правильно все карточки.
  • Домашнее задание см. выше.
  • Стенд «La Déclaration des droits de l’enfant» может быть оформлен в рамках проведения Недели французского языка, а также к 20 ноября (день принятия «Декларации прав ребёнка») вне класса.

ТЫ И Я – упражнения и задания на развитие понимания многообразия мира.
Эти упражнения и задания – на демонстрацию многообразия, т.е. сходств и различий между людьми. Они показывают, что все мы – различны, но в то же время мы все – равны.

1. ЭТО – Я.

Информация: УМК «L’oiseau bleu-5», Unité 10 «Lettre à Olga », упр. 4, стр. 224
УМК « L’oiseau bleu-6 », Unité 2 « Bonne rentrée!», упр. 6, стр. 40

Цель: Укрепление понимания детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства. Вопросы помогают положительно осмыслить различия между людьми.

Ключевые понятия для усвоения:
Мы все разные, но у нас много общего.
Права основаны на общности потребностей различных людей.

Что вам понадобится: Лист бумаги на каждого ученика, ручки, карандаши, фломастеры или краски.

Время: 15 мин.

Как выполняется задание:

1. На листе бумаги каждый ученик пишет своё имя на французском языке.

2. Учитель просит разукрасить своё имя, нарисовать вокруг него свои любимые вещи, игрушки, еду, любимое время года, животных и т.д., которые они смогут назвать на французском языке.

3. Ребята садятся в круг, показывают своё имя и рассказывают о своих любимых вещах, употребляя выражения:
« J’aime... »
« J’aime beaucoup... »
« J’aime bien... »
« J’adore... »
« Je préfère... »
« J’aime un peu... »

4. Задаются вопросы с целью развития понимания детьми их сходств и различий:
«Sacha (Marie, Julie), connais-tu bien tes copains et tes copines?»
«Qui aime les glaces (les bonbons, les jeux vidéo etc.)?»
« Qui aime regarder la télé ?»
« C’est Nicolas (Serge, Oleg), qui aime jouer au foot,(aller au cinéma, etc.)?»
« Est-ce que vous êtes différents de tout le monde?»
« Vous êtes comme tout le monde?»
«C’est bien (mal, important)?»

5. Оформляется выставка в классе «C’est nous »

Другие варианты работы:

1. Ученики работают в парах. Сев друг против друга, каждый пишет имя своего собеседника. Один рассказывает о своих интересах, желаниях, вкусах (используются фразы, приведённые выше, и знакомая лексика), другой рисует всё это вокруг его имени.

2. Каждый рассказывает о своём однокласснике.

3. Ученики двигаются по классу, пока играет музыка. Как только она затихнет, они должны найти партнёра и задать друг другу любой вопрос. Например:
« Ta famille est grande? »
« Combien vous êtes? »
« Tu a un frère ou bien une soeur? »
« Qu’est-ce que tu aimes manger? »
« Tu aimes faire les devoirs? »
« Qu’est-ce que tu détestes? » etc.
Вновь включается музыка и повторяется этот процесс, пока все дети не обменяются своими взглядами. В конце упражнения задаются вопросы, аналогичные перечисленным выше.

4. Можно оформить выставку автопортретов. Каждый ученик намечает свой силуэт на большом листе бумаги (желательно вытянутый). Рисует свой портрет и указывает на небольших листочках бумаги свои персональные данные: имя, рост, вес, пишет на французском языке о своих пристрастиях и желаниях. Листочки произвольно крепятся к силуэту. Оформляется стенд «Qui suis-je et comment suis-je », который помогает учащимся лучше узнать себя и своих одноклассников.

2. ИГРА МАЛЕНЬКИХ ФРАЗ.

Информация: УМК « L’oiseau bleu-5 » Révision стр.280, УМК « L’oiseau bleu-6 » Unité 5 стр. 86-87

Цель: Осознание детьми своей индивидуальности. Эта игра позволяет заметить, что люди могут быть одновременно похожими и иметь много отличий.

Ключевые понятия для усвоения:
Мы все разные, но у нас много общего.
Права основаны на общности потребностей различных людей.

Время: 10-15 мин.

Как выполняется задание:

1. Дети садятся в круг.
2. Один из них стоит в центре круга и произносит фразу: «Ceux qui portent un pantalon (une jupe, une chemise)!»
3. Все, кто носит брюки (юбки, рубашки) меняются местами.
4. Ведущий тоже должен занять место на стуле.
5. Ученик, не нашедший себе место, - ведущий. Он предлагает другую характеристику играющим. Например:
«Ceux qui ont des yeux marrons (bleus, verts) »

6. Очень важно закончить игру следующей фразой: « Ceux qui sont heureux! ». Возникает весёлое замешательство, и игра заканчивается.

7. Учитель задает вопросы:
« Est-ce que vous êtes différents?»
« Vous avez beaucoup de commun?»
«C’est bien d’être différents et avoir beaucoup de commun?»
«Pourquoi?»

3. ПОСМОТРИТЕ НА МЕНЯ!

Информация: УМК « L’oiseau bleu-5 », Unité 11 « La poste, c’est tout près », упр.5 стр. 253
УМК « L’oiseau bleu-6 », Unité 2 « Bonne rentrée!», упр. 1 стр. 38
Unité 5 « Dis-moi qui est ton ami », упр.2 стр. 84-85, упр.2 стр. 86-87, упр.2 стр.92

Цель: Данное задание развивает у детей чувство собственного достоинства, прививает им терпимость по отношению к другим и уважение прав других. Это задание подсказывает ребятам, как они своими собственными силами могут сделать класс более приятным местом пребывания.

Что вам понадобится: Большие листы бумаги, ручки, карандаши или краски, фломастеры.

Время: 15-20 мин.

Как выполняется задание:

1. Ребята делятся на группы по 3-4 человека.
2. Один из них ложится на длинный лист бумаги.
3. Другие ученики обрисовывают его на бумаге, называя вслух слова по теме «Части тела человека» на французском языке.
4. Затем они добавляют детали к его силуэту: лицо, цвет волос, одежду и т.д., дорисовывая портрет сообща.

5. Один из группы представляет на французском языке портрет своего одноклассника, объясняя, что он открыл нового в этом человеке, внимательно его рисуя. Ребята могут дополнять рассказ товарища.

6. Учитель просит ответить ребят на следующие вопросы:

  • Sacha (Olga, Nina), comment il (elle) est (portrait physique, portrait moral)?
  • Est-ce que il est agréable quand on te dessine? Pourquoi?
  • Est-ce que il est intéressant de dessiner ton copain (ta copine)? Pourquoi?
  • Imagine-toi que tu es un nouveau dans la classe. Tu te sens comment?
  • C’est bien (mal) de vivre tout seul?
  • Qu’est-ce qu’ on peut faire pour que personne ne se sente seul?

Другие варианты работы:

1. Ученик может выбрать, кем его будут рисовать на портрете, например, футболистом, танцором, клоуном и т.д.
2. Если ученик – «новенький» или уходит из школы, это задание можно использовать с целью дать ему почувствовать себя частицей коллектива. (Например, если ученик переходит в новую школу, то к его портрету может быть подрисовано всё, что одноклассники хотят подарить ему на прощанье).

4. КТО Я? КАКОЙ Я?

Информация: УМК «L’oiseau bleu-5», Unité 11 «La poste, c’est tout près», упр.5 стр. 253, Révision стр. 280
УМК «L’oiseau bleu-6», Unité 5 « Dis-moi qui est ton ami », упр.2 стр. 84-85, упр.2 стр. 86-87.

Цель: Развитие у детей чувства собственного достоинства и своей неповторимости.

Ключевые понятия для усвоения:
Мы – разные, и этим мы интересны
Каждый имеет право на внимание со стороны окружающих, право быть выслушанным.

Что вам понадобится: Альбом, фотографии, рисунки, стихи, а также краски, фломастеры, карандаши, клей.

Время: 5-10 мин. на уроке по мере необходимости.

Как выполняется задание:

1. Каждый ученик заводит альбом, на первой странице которого его фотография.
2. Альбом постоянно будет дополняться его фотографиями, рисунками, мини-сочинениями, любимыми стихами на французском языке.
3. По мере своего взросления ученик записывает свои мысли, отвечает на вопросы одноклассников.
4. Каждый по желанию может сделать презентацию своего альбома и ответить на вопросы ровесников.

5. Учитель может задать следующие вопросы:
Est-ce que il est intéressant de faire cet album?
Ton album, diffère-t-il de l’album de Claire (Alexice, Marie) ?
C’est bien d’être unique en son genre?
Tes copains t’écoutent attentivement, ça te plait?
Et toi, tu sais écouter tes camarades? etc.

Другие варианты работы:

1. Если материальные средства учащихся ограничены, можно оформить один альбом на весь класс, одна или две страницы которого будут посвящены каждому ученику.

2. Вместо альбома можно оформить «линию жизни» каждого ученика. На натянутую верёвочку ребёнок прикрепляет свои рисунки, маленькие сочинения на французском языке, фотографии. Материалы могут быть представлены как в хронологическом порядке, так и в разброс, по желанию ученика. История его жизни может забегать в будущее.

5. КТО ЭТО?

Информация: УМК « L’oiseau bleu-5 », Unité 11 « La poste, c’est tout près », упр.5 стр. 253
УМК « L’oiseau bleu-6 », Unité 5 « Dis-moi qui est ton ami », упр.2 стр. 84-85, упр.2 стр. 86-87.

Цель: Эта игра развивает чувство коллективизма, а также осознание того, что различия необходимы.

Ключевая идея для усвоения:
Различия полезны и необходимы.

Что вам понадобится: Повязка для глаз.

Время: 15 мин.

Как выполняется задание:

1. Дети встают в круг. Одному из них по желанию завязывают глаза.
2. Предварительно раскрутив его на месте, учитель подводит его к одному из ребят.

3. Дети задают вопрос: «Qui est-ce?». Прикасаясь к волосам, лицу, одежде, «невидящий» ученик должен догадаться, кто перед ним. Он имеет право задавать 3 любых вопроса:
C’est une fille (un garçon)?
De quelle couleur sont ses yeux (ses cheveux)?
Comment il (elle) est?
De quelle couleur est sa robe (son pantalon)? etc.

4. Учитель старается игнорировать сложившиеся пары и группы друзей.
5. Игра продолжается до тех пор, пока все ученики не примут в ней участие.

6. Учитель задает вопросы:
Tu l’as reconnu comment?
Si tous ont des yeux, des nez, des oreilles, des cheveux absolument identiques, c’est bien (mal)?
Si on a la peau moins blanche que d’autres, c’est important (bien,mal)?
Il est difficile d’être « aveugle »?

6. ДЕТИ СО ВСЕГО МИРА.

Информация: УМК « L’oiseau bleu-5 » Алфавит дружбы
УМК « L’oiseau bleu-6 » Unité 1 « Faisons connaissance! » упр. 6 стр. 22
УМК « L’oiseau bleu-6 » Unité 5 « Dis-moi qui est ton ami » упр.2 стр. 86-87.

Цель: Рассмотрение сходства всех детей в мире, независимо от их национальности, пола или этнической группы.

Ключевые понятия для усвоения:
Мы все разные, но у нас много общего
Права основаны на общности потребностей различных людей

Что вам понадобится: Классные фотографии учеников и фотографии ребят из других стран (Франции, Алжира, Туниса, Канады и т.д.) примерно одного возраста.

Время: 10-15 мин.

Как выполняется задание:

1. Раздайте группам фотографии.
2. Попросите ребят внимательно посмотреть на фотографии.


3. Задайте перечисленные ниже вопросы:
Est-ce que les enfants russes ressemblent aux enfants étrangers?
Qu’est-ce qu’il y a de commun et de différent?
Imaginez-vous que vous êtes des nouveaux dans leur école, vous vous sentez comment?
Imaginez-vous qu’ils sont des nouveaux dans votre école, de quoi voulez-vous leur parler?

Другие варианты работы:

1. Дети могут написать письмо ребёнку с какой-либо фотографии, рассказав ему о себе, своей семье, друзьях, школе.
2. В качестве проекта ребята всего класса могут завести друзей по переписке в других странах.

7. ИГРЫ СО ВСЕГО МИРА.

Информация: УМК «L’oiseau bleu-5», Révision, стр. 286 « A l’école », стр. 296-297 « Qu’est-ce qu’ils font? »
УМК «L’oiseau bleu-6», Unité 1 «Faisons connaissance!», Unité 5 «Dis-moi qui est ton ami» упр. 2 стр. 84-85

Цель: Эти игровые упражнения помогают детям рассмотреть сходства всех детей в мире, независимо от их национальности, пола или этнической группы. Они также знакомят их с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в том числе право на игру, закреплённое в Декларации о правах ребёнка.

Ключевые понятия для усвоения:
Мы все разные, но у нас много общего.
Права основаны на общности потребностей различных людей.

Что вам понадобится: игры детей мира, «La Déclaration des droits de l’enfant»

Время: 10-15 мин.

Как выполняется задание:

1. Объясните классу, что повсюду в мире дети играют в различные, но очень интересные игры.
2. Познакомьте их с играми различных стран (покажите на глобусе или карте, где находятся эти страны). Сыграйте в эти игры.
3. Спросите, какую свою игру они рекомендовали бы детям всего мира. Одна команда разыгрывает пантомиму, показывая другим, как играть в новую игру. Затем они меняются ролями.

4. Задайте вопросы с целью развития понимания сходства детей во всём мире:
Quel jeu t’a plu? Pourquoi?
Et toi, quel jeu aimes-tu? Pourquoi?
Est-ce que ces jeux sont intéressants (comiques, nouveaux)?
Dans quelle partie de « La Déclaration des droits de l’enfant »
on parle du droit de l’enfant au jeu? (Principe 7)
Pouvez-vous apprendre aux enfants étrangers qui ne parlent pas russe à jouer à vos jeux? Comment?

Другие варианты работы:

  • Можно также использовать песни, собранные из стран, где говорят на французском языке.
  • В качестве проекта дети могут составить «коллекцию» игр, собранную в своих семьях, из книг, или по рассказам с целью научить им своих зарубежных друзей.

Пример игры: « Le puit miraculeux » (le jeu des enfants français)

1. Дети садятся в круг.

2. Учитель говорит, что круг – это волшебный колодец, куда можно складывать свои самые неожиданные желания. Выигрывает тот или те, чьи предложения покажутся одноклассникам самыми оригинальными. Каждый ученик по очереди заканчивает предложение, начатое учителем.

3. Например:
Si je pouvais être un animal, je serais________parce que...
Si je pouvais être un meuble, je serais________parce que...
Si je pouvais être un instrument de musique, je serais________parce que...
Si je pouvais être une maison, je serais________parce que...
Si je pouvais être une voiture, je serais________parce que...
Si je pouvais être une rue, je serais________parce que...
Si je pouvais être un Etat, je serais________parce que...
Si je pouvais être un jeu, je serais________parce que...
Si je pouvais être un disque, je serais________parce que...
Si je pouvais être une émission de télévision, je serais________parce que...
Si je pouvais être un film, je serais________parce que...
Si je pouvais être de n’importe quelle couleur, je serais________parce que...

Если ребята испытывают затруднения в подборе слов, можно посоветовать подобрать оригинальные вставки дома, поработав со словарём. В случае, когда одноклассникам слово незнакомо, ученик крупно пишет перевод или делает рисунок на альбомном листе. При произнесении этого слова вслух на французском языке ученик молча показывает перевод или рисунок.

Считаю нужным, предлагая вниманию преподавателей подборку упражнений и заданий, не загружать работу предварительными лексическими упражнениями. Каждый учитель, исходя из индивидуальных особенностей учеников, их подготовленности, количества в классе, решает сам: будет ли использована на предварительном этапе работы языковая догадка, специально подобранные лексические упражнения, нужно ли переводить лексический запас в сферу активного употребления, или достаточно его пассивного усвоения.

Безусловно, будет замечен некоторый схематизм в составлении вопросов. К сожалению, небольшой пока языковой опыт учеников не позволяет предоставить спектр вопросов гораздо шире.

Литература:

  1. В.П. Белогрудова. М.А. Мосина «Иностранный язык в системе вариативного развивающего образования». «Итоги апробации учебников образовательной школы в 2001-2003 годах» Материалы региональной конференции (15 января 2004, г. Пермь). Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2004.
  2. Э.М. Береговская М. Туссен. УМК «Loiseau bleu – 5». Москва. «Просвещение». 1999.
  3. Н.А.Селиванова. А.Ю.Шашурина УМК «Loiseau bleu – 6». Москва. «Просвещение» 1996
  4. «Первые шаги: начальный курс обучения правам человека. Учебное пособие»». Amnesty international. London. 1997.
  5. «Работая вместе для Международной Амнистии» Правозащитное просвещение (раздел 11) Что такое права человека? (раздел 1). Всеобщая декларация прав человека (Приложение 1). 1995 г.
  6. «ABC. L’enseignement des droits de l’homme ». Nations Unies. New York. 1989. р. 14-19, 29-31.