Цель:
- развивать активность, самостоятельность и интерес к предмету.
Задачи:
Образовательные:
- рассмотреть применение знаний по химии на практике;
- закрепление навыков экспериментирования.
Воспитательные:
- показать учащимся взаимосвязь противоположных процессов.
Развивающие:
- развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации;
- развитие познавательной активности и творческой деятельности.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Вид урока: Урок-состязание в игровой форме КВН.
Оборудование: индикаторы, гидроксид натрия, фарфоровая чаша, дихромат аммония, спирт, карточки с заданиями.
Правила игры:
Класс делится на 4 команды и каждой дается название: “Йод”, “Фосфор”, “Азот”, “Медь”.
На столах лежат бланки ответов к каждому заданию. Материал урока, подготовленный в форме презентации (Приложение 1). Используется мультимедийная установка, и все материалы просматриваются на большом экране. Можно также использовать интерактивную доску. Все слайды открываются по щелчку.
Первой отвечает команда, которая раньше всех подняла руку и флажок. За каждый правильный ответ – цветная карточка или маленькая эмблема (что равноценно одному баллу), соответствующая названию команды.
У каждой команды имеется лист учета баллов (Приложение 2), где жюри выставляют оценки после каждого конкурса. После окончания каждого конкурса подводятся итоги.
Жюри выбираются из старшеклассников или приглашают классных руководителей.
Тема КВН написана на ватмане гидроксидом натрия, а во время занятия наносится индикатор фенолфталеин, появляются малиновые буквы.
1. Вступительное слово.
Ведущий:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Разрешите начать заседание нашего школьного Клуба веселых и находчивых.
- Мы вас приветствуем на замечательной игре КВН! (Слайд №1)
Случилось в Петербурге это.
Профессор университета
писал учебник для студентов…
Задумался невольно он:
“Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?”
Искали многие решенье,
но, проходя лишь полпути,
бросали. Мучило сомненье:
“А можно ли закон найти?”
Мир состоит из Элементов.
(В то время их знали шестьдесят).
А сколько их всего? На это
нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он.
“Тут должен, должен быть закон!”
Упрямо он искал решенье.
Был труд, надежда и терпенье,
и вера в то, что он найдет!
Он так работал целый год.
Из кабинета не выходит:
“Не упустить бы мысли той!”
Он элементы ставит в строй,
но всё ж таблица не выходит…
Тогда усталостью сражён,
лёг на диван и видит сон…
То кружились,
то мелькали,
то водили хоровод,
то взрывались,
то пылали,
то шипели,
то сверкали,
то в покое пребывали:
Алюминий, Натрий, Калий,
Фтор, Бериллий, Водород…
Перепутались все свойства,
недалеко до беды.
Вдруг команда:
- Стройся, войска! –
Стали строиться в ряды.
По закону,
по порядку
элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонне
все похожие стоят!
Ведущий: Сегодня играют четыре команда, учащиеся 8 класса под названием: “Йод”, “Кислород”, “Никель”, “Титан”.
2. Приветствие команд.
Команда “Йод”:
Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен ЙОД.
Команда “Фосфор”:
Я – светоносный элемент,
Я спичку вам зажгу в момент,
Сгореть смогу и под водой,
Оксид в ней станет кислотой.
Команда “Азот”:
Предупреждаю я заранее,
Что не пригоден для дыхания!
А все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
Я главный в воздухе, так вот легко назвать меня? АЗОТ.
Команда “Медь”:
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают имя мое – МЕДЬ.
3. КВН
1. Конкурс “Кто сообразительней?” (Слайд №3)
Составить названия элементов из букв: “с”,
“р”, “д”, “н”, “в”, “з”, “т”, “л”. Гласные
буквы можно добавлять любые.
Время - 2 мин.
(Ответ: сера, азот, радон, селен, водород, золото).
2. Конкурс “Кто быстрее?” (Слайд №4)
Какая команда назовет больше элементов,
начинающихся на букву “а”?
Время – 2 мин.
(Ответ: азот, аргон, астат, актиний, алюминий,
америций).
3. Конкурс “Кто больше?” (Слайд №5)
Из слова “ПРОТАКТИНИЙ” составьте как можно
больше названий химических элементов.
Время – 2 мин.
(Ответ: актиний, торий, натрий, титан, криптон,
иттрий).
4. Конкурс “Не ошибись!” (Слайд №6, 7)
Участвуют по одному человеку от команды.
Учитель называет элемент, а ребята по очереди
отвечают: металл или неметалл. Кто ответил
неправильно – выбывает. Остается победитель, его
команде – карточка.
(калий, кислород, алюминий, бор, медь, железо, неон,
фосфор, углерод, водород, хлор, кальций, аргон,
хром, мышьяк, магний, ртуть).
5. Конкурс капитанов. (Слайд №8)
1) Какие химические элементы названы в честь
ученых?
(Ответ: кюрий, менделевий, нобелий, фермий,
борий, резерфордий, эйнштеиний)
2) Какие элементы названы в честь планет?
(Ответ: нептуний, уран, плутоний)
3) Какому металлу можно поставить в вину
уничтожение целого племени?
(Ответ: золото)
4) Какие элементы названы в честь стан и
континентов?
(Ответ: полоний, америций, франций, европий).
5) В названии какого элемента два слога и каждый
означает название животного?
(Ответ: мышьяк)
6. Конкурс “Узнай меня?” (Слайд №9)
“Первый слог – предлог известный.
Слог второй – трудней найти:
Часть его составят цифра,
К ней добавьте букву “И”.
Чтобы целое узнать,
Нужно вам металл назвать”.
(Ответ: натрий).
Я – газ, простое вещество,
Двузначен номер мой.
А слог мой первый – божество,
Река – вот слог второй.
(Ответ: радон). (Слайд №10)
Двенадцать пар – не забывай!
У всех людей на свете.
В другом значенье – узкий край,
Так учат в школе дети.
Если “СЕ” ко мне прибавить,
Вмиг в металл я превращусь.
А к тому могу добавить –
В I группе окажусь.
(Ответ: серебро). (Слайд №11)
Едва ли, знаете, свободным бывает этот элемент,
Скрывается от ваших взоров в стекле, песке и хрустале.
И без сомненья вы найдете его повсюду на земле.
(Ответ: кремний). (Слайд №12)
7. Конкурс “Разгадай ребусы”. (Слайд №13, 14, 15) (Приложение 3)
Ответы: НИКЕЛЬ, ОЛОВО, ЗОЛОТО, ЙОД, КРЕМНИЙ, СЕРА.
Можно сделать кубик и на каждую грань наклеить ребус, раздать зрителям или членам жюри. (Приложение 4).
8. Конкурс “Кроссворд”. (Слайд №16)
(Ответ: 1. Вольфрам. 2. Марганец. 3. Цинк. 4. Купрум. 5. Мышьяк. 6. Кремний. 7.Йод. 8. Дальтон. 9.Неон. 10. Натрий.)
Ведущий: А пока жюри подводит итоги нашего урока хотелось бы зажечь факел.
Демонстрация опыта “Извержение вулкана” (горение дихромата аммония).
ИЗВЕРЖЕНИЕ “ВУЛКАНА”.
На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки бихромата аммония (NH4)2Cr2O7. Стеклянную палочку нагревают над спиртовкой и вставляют её в самую середину горки. После начала реакции полочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эффект реакции можно усилить, если бихромат аммония смешать с небольшим количеством опилок металлического магния. При этом наряду с “лавой” будут вылетать раскаленные “камни”. Бихромат аммония при легком нагревании разлагается на зеленый оксид хрома (III), газообразный азот, воду. Реакция экзотермическая.
(NH4)2Cr2O7 Cr2O3 + N2 + 4 H2O.
Подведение итогов. Определяются победители. (Слайд №17)
Таблица для подведения итогов урока –
КВН по теме
“Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева”
Название команды | “Кто сообразительней?” | “Кто быстрее?” | “Кто больше?” | “Не ошибись!” | Конкурс капитанов. | “Узнай меня?” | “Разгадай ребусы”. | “Кроссворд” |
“ЙОД” | ||||||||
“ФОСФОР” | ||||||||
“АЗОТ” | ||||||||
“МЕДЬ” | ||||||||
ИТОГО: |
Состав жюри:
_______________ /_________________/
_______________ /_________________/
_______________/ _________________/