Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. В распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.
Правильная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил, но и проникновения в секрет их использования. Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой.
Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума»,- писал основоположник русской грамматики М.В. Ломоносов. При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь.
Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. (Анекдот о статуе, золотую пику держащую). Глава «Случай в магазине» из рассказа К. Паустовского «Золотая роза». А Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. Программа рассчитана на 18 часов и позволяет развить интерес учащихся к изучению русского языка, повысить базовый уровень, сформировать устойчивые пунктуационные навыки, сориентировать учащихся в выборе профиля дальнейшего обучения.
Цели курса:
- Формирование практических навыков и теоретических знаний по пунктуации русского языка.
- Развитие интереса к изучению русского языка.
- Овладение умением анализировать предложение, опознавать и применять пунктуационное правило.
Задачи курса:
- Углубить знания учащихся по пунктуации русского языка.
- Сформировать общеграмматические умения:
- определять структуру предложения;
- анализировать смысл высказывания в целом или смысловые отношения между его частями;
- обнаруживать по опознавательным признакам пунктограмму;
- определять пунктуационную норму и ставить знак препинания.
- Развивать навыки исследовательской творческой работой с текстом, со справочной литературой.
Пояснительная записка
Вопросы | Ответы | ||||||||||||||||||||||
На каком содержательном материале основан курс? |
Материал основан на книгах Г.Г. Граник, и С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации» и А.И. Никерова «Предупреждения пунктуационных ошибок учащихся», в которых рассказывается о знаках препинания, их постановке и роли в предложениях и содержится практический материал с учетом трудностей усвоения пунктуации учащихся. |
||||||||||||||||||||||
Чем содержание курса будет отличаться от базового курса? |
Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях вариантного дидактического материала, обучением школьников способам применения пунктуационных правил, своевременным формированием у учащихся опорных умений и навыков, применением упражнений предупредительного характера, незнакомых учащимся случаев употребления знаков препинания в текстах упражнений. Программа направлена на формирование теоретических и практических навыков учащихся по пунктуации, поэтому при отборе предложений иллюстрирующих особенности вариантов той или иной пунктограммы используются тесты, насыщенные изученными пунктограммами. Использование такого дидактического материала позволит учителю организовать повторение, а учащиеся приучаются одновременно обнаруживать несколько трудностей, распределять внимание между несколькими задачами, переключаться с одного способа действия на другое. |
||||||||||||||||||||||
Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен курс? |
Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации» А.И. Никеров «Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся» А.С. Казакова «Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса» В.А. Сидоренко «Углубленное изучение русского языка» Э.Ш. Бенцианова «Сборник диктантов по пунктуации» И.В. Шустина «Русский язык» Кроссворды К.А. Войлова, А.В. Канокфьева Русский язык «Тесты». Изд-во «Дрофа» М. Соловьева «Русский язык». |
||||||||||||||||||||||
Какие виды деятельности учащихся возможны? |
Самостоятельные и контрольные работы
Учащиеся могут выбрать следующие виды деятельности: выполнение письменной работы, составление теста, выполнение теста, создание викторины, конкурсных заданий, составление доклада, сообщения, создание презентации или текстового документа на компьютере, участие в турнире знатоков русского языка. |
||||||||||||||||||||||
Какова доля самостоятельности учеников при составлении курса? Каковы критерии успешности учащихся? |
Критерии успешности работы на занятиях следующие:
Зачет: За 30 б. - «3»; За 40 б.- «4»; За 50 б. - «5» |
||||||||||||||||||||||
Каким образом будет фиксироваться результат? |
В процессе изучения элективного курса «Секреты пунктуации» после первого занятия проводится анкета, а после изучения материала-тестирования, выполняются письменные задания. Разрабатываются и составляются сообщения, викторины, тесты, текстовые документы и компьютерные презентации. Итоговая форма отчетности - зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу. |
Учебно-тематическое планирование программы «Секреты пунктуации»
№ |
Содержание курса | Кол-во часов | Форма занятия и вид деятельности учащихся |
1. | Похвальное слово знакам препинания. «След исчезнувшей связки». Тире между подлежащим и сказуемым: | 1ч. | Лекция. Составление плана лекции. Наблюдения над текстами, ролью знаков препинания. |
2. |
|
2ч. | Изучение теоретического материала. Анализ предложений. Конструирование предложений по данному началу. Составление предложений по схемам. |
3. |
Дефис при приложении
|
Наблюдение над текстом. Выполнение письменных заданий. Составление конструкций с дефисом при приложении и с тире между подлежащим и сказуемым; выявление семантических, структурных и интонационных различий между ними (например: Луноход - это действительно чудо-машина). | |
4. | Запятые при сравнительных оборотах. Рассказы о загадочной запятой. | 1ч. | Практическая работа. Составление предложений со сравнительными оборотами с предложениями, в которых употреблены модальные частицы будто, словно, точно и др. Выполнение письменного задания. Составление карточек. Использование конструкций предложений, помогающих избегать неоправданного повторения слов. Составление предложений на экологическую тему. |
5. | Пунктуация в предложениях с однородными членами. Разнорабочие союзы. | 1ч. | Структурно-семантический анализ предложений. Выполнение теста. |
6. | Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. | 2ч. | Урок-практикум. Составление предложений по схемам, выполнение письменных заданий со словами-«матрешками». Графический диктант. Конструирование предложений. |
7. | Пунктуация при обращениях. | 1ч. | Определение семантического признака обращения. Составление письма. Запись и комментирование текста. |
8. | Знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях. | 1ч. | Практическая работа: 1) задание «Закончи высказывание»; 2)запись текста; 3) составление предложений: а) с вводными словами, стоящим после союза И, б) с вводным предложением, сходным по значению с вводным словом, в)с вводным предложением, выражающим дополнительные замечания или пояснения. |
9. | Обособленные определения, приложения, обстоятельства. | 2ч. | Составление карточек. Тренировочные упражнения. |
10. | «И грамматика пустилась с арифметикой плясать». Сложносочиненные предложения. | 1ч. | Лекция. Наблюдение над текстом. Выполнение письменной работы «Запятые, не теряйтесь». |