Элективный курс по русскому языку "Секреты пунктуации"

Разделы: Русский язык


Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. В распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.

Правильная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил, но и проникновения в секрет их использования. Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой.

Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума»,- писал основоположник русской грамматики М.В. Ломоносов. При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь.

Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. (Анекдот о статуе, золотую пику держащую). Глава «Случай в магазине» из рассказа К. Паустовского «Золотая роза». А Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. Программа рассчитана на 18 часов и позволяет развить интерес учащихся к изучению русского языка, повысить базовый уровень, сформировать устойчивые пунктуационные навыки, сориентировать учащихся в выборе профиля дальнейшего обучения.

Цели курса:

  1. Формирование практических навыков и теоретических знаний по пунктуации русского языка.
  2. Развитие интереса к изучению русского языка.
  3. Овладение умением анализировать предложение, опознавать и применять пунктуационное правило.

Задачи курса:

  1. Углубить знания учащихся по пунктуации русского языка.
  2. Сформировать общеграмматические умения:
    • определять структуру предложения;
    • анализировать смысл высказывания в целом или смысловые отношения между его частями;
    • обнаруживать по опознавательным признакам пунктограмму;
    • определять пунктуационную норму и ставить знак препинания.
  3. Развивать навыки исследовательской творческой работой с текстом, со справочной литературой.

Пояснительная записка

Вопросы Ответы

На каком содержательном материале основан курс?

Материал основан на книгах Г.Г. Граник, и С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации» и А.И. Никерова «Предупреждения пунктуационных ошибок учащихся», в которых рассказывается о знаках препинания, их постановке и роли в предложениях и содержится практический материал с учетом трудностей усвоения пунктуации учащихся.

Чем содержание курса будет отличаться от базового курса?

Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях вариантного дидактического материала, обучением школьников способам применения пунктуационных правил, своевременным формированием у учащихся опорных умений и навыков, применением упражнений предупредительного характера, незнакомых учащимся случаев употребления знаков препинания в текстах упражнений. Программа направлена на формирование теоретических и практических навыков учащихся по пунктуации, поэтому при отборе предложений иллюстрирующих особенности вариантов той или иной пунктограммы используются тесты, насыщенные изученными пунктограммами.

Использование такого дидактического материала позволит учителю организовать повторение, а учащиеся приучаются одновременно обнаруживать несколько трудностей, распределять внимание между несколькими задачами, переключаться с одного способа действия на другое.

Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен курс?

Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»
А.И. Никеров «Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся»
А.С. Казакова «Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса»
В.А. Сидоренко «Углубленное изучение русского языка»
Э.Ш. Бенцианова «Сборник диктантов по пунктуации»
И.В. Шустина «Русский язык» Кроссворды
К.А. Войлова, А.В. Канокфьева Русский язык «Тесты». Изд-во «Дрофа»
М. Соловьева «Русский язык».

Какие виды деятельности учащихся возможны?

Самостоятельные и контрольные работы
  1. Конспект лекций.
  2. Доклады, сообщения.
  3. Письменные задания.
  4. Наблюдения над текстом, анализ текста.
  5. Выполнение тестов.
  6. Работа по карточкам.
  7. Составление сказок с включением изученных пунктограмм.
  8. Составление викторин, конкурсных заданий.
  9. Участие в турнире знатоков русского языка.
  10. Создание презентаций или текстового документа на компьютере.

Учащиеся могут выбрать следующие виды деятельности: выполнение письменной работы, составление теста, выполнение теста, создание викторины, конкурсных заданий, составление доклада, сообщения, создание презентации или текстового документа на компьютере, участие в турнире знатоков русского языка.

Какова доля самостоятельности учеников при составлении курса? Каковы критерии успешности учащихся?

Критерии успешности работы на занятиях следующие:

Присутствие на занятиях 2 б.
Письменная работа от 1 до 5 б.
Выполнение теста от 1 до 5 б.
Составление теста 10 б.
Сообщение 8 б.
Доклад 10 б.
Работа по карточкам от 1 до 5 б.
Составление викторин 10 б.
Участие в турнире знатоков русского языка от 1 до 10 б.
Создание презентации по теме на компьютере от 10 до 15 б.
Создание текстового документа на компьютере от 5 до 10 б.

Зачет: За 30 б. - «3»; За 40 б.- «4»; За 50 б. - «5»

Каким образом будет фиксироваться результат?

В процессе изучения элективного курса «Секреты пунктуации» после первого занятия проводится анкета, а после изучения материала-тестирования, выполняются письменные задания. Разрабатываются и составляются сообщения, викторины, тесты, текстовые документы и компьютерные презентации.

Итоговая форма отчетности - зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу.

Учебно-тематическое планирование программы «Секреты пунктуации»

п/п Содержание курса Кол-во часов Форма занятия и вид деятельности учащихся
1. Похвальное слово знакам препинания. «След исчезнувшей связки». Тире между подлежащим и сказуемым: 1ч. Лекция. Составление плана лекции. Наблюдения над текстами, ролью знаков препинания.
2.
  • существительное с зависимыми словами + существительное с зависимыми словами;
  • существительное без зависимых слов + существительное с зависимыми словами;
  • существительное с зависимыми словами + существительное без зависимых слов;
  • существительное без зависимых слов + существительное без зависимых слов;
  • числительное + числительное;
  • существительное + числительное;
  • числительное + существительное;
  • неопределенная форма глагола + неопределенная форма глагола;
  • неопределенная форма глагола + существительное;
  • существительное + неопределенная форма глагола.
2ч. Изучение теоретического материала. Анализ предложений. Конструирование предложений по данному началу. Составление предложений по схемам.
3. Дефис при приложении
  1. Нарицательное существительное + нарицательное существительное (город-герой);
  2. Собственное существительное + нарицательное существительное (Москва- река).
Наблюдение над текстом. Выполнение письменных заданий. Составление конструкций с дефисом при приложении и с тире между подлежащим и сказуемым; выявление семантических, структурных и интонационных различий между ними (например: Луноход - это действительно чудо-машина).
4. Запятые при сравнительных оборотах. Рассказы о загадочной запятой. 1ч. Практическая работа. Составление предложений со сравнительными оборотами с предложениями, в которых употреблены модальные частицы будто, словно, точно и др. Выполнение письменного задания. Составление карточек. Использование конструкций предложений, помогающих избегать неоправданного повторения слов. Составление предложений на экологическую тему.
5. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Разнорабочие союзы. 1ч. Структурно-семантический анализ предложений. Выполнение теста.
6. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. 2ч. Урок-практикум. Составление предложений по схемам, выполнение письменных заданий со словами-«матрешками». Графический диктант. Конструирование предложений.
7. Пунктуация при обращениях. 1ч. Определение семантического признака обращения. Составление письма. Запись и комментирование текста.
8. Знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях. 1ч. Практическая работа: 1) задание «Закончи высказывание»; 2)запись текста; 3) составление предложений: а) с вводными словами, стоящим после союза И, б) с вводным предложением, сходным по значению с вводным словом, в)с вводным предложением, выражающим дополнительные замечания или пояснения.
9. Обособленные определения, приложения, обстоятельства. 2ч. Составление карточек. Тренировочные упражнения.
10. «И грамматика пустилась с арифметикой плясать». Сложносочиненные предложения. 1ч. Лекция. Наблюдение над текстом. Выполнение письменной работы «Запятые, не теряйтесь».