Цели и задачи:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с десятичной дробью;
- учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.
Развивающие:
- развитие монологической речи учащихся, поддержание интереса к уроку математика через межпредметные связи, развитие логического мышления.
Воспитательные:
- развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор с экраном для демонстрации презентации, магнитная доска, карточки с десятичными дробями и буквами, плакаты с цифрами для инсценировки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Будь внимательней, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
2. Устная работа (фронтальная работа с классом).
- Для украшения актового зала к празднику
купили шаров.
Среди них
красных. Какую часть составляют красные шары? ()
- В магазин привезли картофеля. До обеда продали всего
количества. Сколько картофеля продали до обеда? ()
- Замените число дробью со знаменателями . ()
- Коля прочитал книги, что составляет страниц. Сколько страниц в
книге? ()
- солдат
построились в ряд.
Все они дружно идут на парад.
было усатых.
Сколько было безусых солдат? ()
Самопроверка устной работы (слайд).
3. Сообщение темы урока.
На слайде записаны дроби:
- Прочитайте дроби.
- Что интересного заметили? (У всех дробей в
знаменателе единица и нули)
- На какие две группы их можно разделить? (Правильные
и неправильные)
- В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин (слайд) предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:
(Возникает
проблема)
- Сегодня на уроке мы будем учиться записывать
дробные числа по-новому. Запишите тему урока “Десятичная
запись дробных чисел” (слайд).
- Но не ко всем обыкновенным дробям можно
применить новую запись Кто догадался, к каким?
Эти дроби перед вами.
Полюбуйтесь ими сами.
В знаменателе, смотри –
Единица и нули.
4. Работа по новой теме.
- Как записать дробные числа по-другому?
Числа со знаменателями и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например, ; ; .
- Посмотрите на таблицу (слайд).
Дробное число | Количество нулей в знаменателе | Десятичная дробь | Количество цифр после запятой |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
3 | 3 | ||
4 | ? | 4 | |
5 | ? | 5 |
- Какую закономерность вы заметили? (количество
нулей совпадает с количеством цифр после запятой)
- Как же вы запишите последние числа? (выберите
верный вариант)
А. 0,037
Б. 0,0037
В. 0,37
А. 3,5216
Б. 0,035216
В. 0,35216
- Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.
- Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой.
- Записать целую часть (она может быть равна нулю).
- Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.
- Записать числитель дробной части
- В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби - на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.)
(М)
(А)
(Г)
(Н)
(И)
(Ц)
(К)
(И)
(Й)
МАГНИЦКИЙ
Магницкий Леонтий Филиппович - автор первого учебника математики в России "Арифметика" (1703 г.), по которому учился М.В.Ломоносов (слайд).
“Что есть арифметика? Арифметика - есть художество честное, независтное, и всем удобоятное, многополейзнейшее, и многопохвальнейшее от древних же и новейших, в разные времена явившихся изряднейших арифматиков”.
- Как вы понимаете эти слова?
Историческая справка.
- Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль-Каши в начале XV веке. Он записывал десятичные дроби так же, как принято сейчас, но вместо запятой дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
(Слайд) 28 43 или
5. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетради (самостоятельно).
- Выпишите в тетрадь правильные дроби (в столбик). Замените их десятичными дробями.
Проверка (слайд)
- Теперь выпишите неправильные дроби и замените их десятичными.
Проверка (слайд)
2. Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби.
Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста крепят на грудь бумажные плакаты с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на плакате знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников - цифр, а сидящие в классе читают получившиеся числа.
Например,
5 | , | 0 | 2 | 9 | 1 |
3. Выполнение упражнения по учебнику.
№ 1145
6. Подведение итогов урока.
- Какую обыкновенную дробь можно заменить
десятичной?
- Как называют число, записанное перед запятой?
- Как называют число, записанное после запятой?
- Как определить, сколько знаков должно быть
после запятой?
- Сколько знаков будет после запятой, если
знаменатель 10, 100, 1000, 10000?
7. Домашнее задание.
п. 30 ? с. 181, №1166(а), 1167.