Цели:
- Познакомить учащихся с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием личных местоимений, учить находить сходство и различие с существительными.
- Развивать умение правильно находить и распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их, развивать устную речь, орф. зоркость, память, логическое мышление, внимание.
- Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, доброе отношение друг к другу.
Ход урока
I. Организация класса на работу.
-Тихо сели девочки, а ещё тише сядут мальчики. Приготовились внимательно слушать и запоминать.
II. Сообщение темы и целей урока.
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
( Школа )
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о школе, о нашем классе и узнаем новую часть речи.
III. Словарная работа.
Сначала вспомним словарные слова.
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книги, ручка и альбом.
( Портфель )
- Запишем, объясним.
- Я тоже пришла сегодня в класс как вы , с портфелем.( Учитель демонстрирует изготовленный портфель)
- А как вы думаете, откуда произошло слово портфель?
- Слово портфель произошло от двух французских слов "порт" и "фель". "Порт" - означает носить, "фель" - лист. А вместе получится - носить листы. А мы с вами носим в портфеле не только листы, но и тетради, книги.
В моём портфеле спрятались различные чудеса. Следующее словарное слово спряталось в ребусе.(Учитель достаёт карточки сзаданиями)
П Е
Л ( Пенал )
- Запишем. Подчеркнём букву, поставим ударение.
- Следующее слово тоже "живёт" в портфеле.
- Ой! Да оно рассыпалось. Кто сможет собрать его?
РАН
ДАШ
КА (Карандаш)
-Следующее слово бывает " в линейку и в клетку, за кляксы в них ставят плохую отметку" (Тетрадь)
-И последнее слово пришло в загадке
Он старательно считает,
Все заданья выполняет,
И с пятёрками дневник.
Кто же это?...................
(Ученик)
- Проверим, записанные слова, ещё раз. ( Работа в парах)
- А теперь посмотрите на слова и скажите, какое слово лишнее. Почему?
- Вам нравится учиться?
- Я тоже знаю ученика, который хотел учиться. Хотите узнать кто это?
- Будем повторять и записывать последний слог.
IV. Минутка чистописания
Чёрный ворон на дубу,
С белой крапинкой во лбу.
БУ
От дождя блестит кора,
Вдалеке видна гора.
РА
Нелегко туда пройти,
Мост разрушен на пути.
ТИ
В замке светиться окно
А в горах уже темно.
НО
Превосходная картина.
Кто художник?
БУРАТИНО
- Какое слово получилось? Из какой сказки? Кто автор?
- Мы тоже написали имя героя на доске, но какую допустили ошибку?
- Правильно, напишем заглавную букву Б, и соединим её со строчной.
V. Подготовка к изучению нового
Буратино приготовил карточки с заданием. Объединимся в группы и вспомним о частях речи.
- А сейчас на карточках, которые вы получили, найдите лишнее слово и определите, к какой части речи оно относится. Приготовьтесь о ней рассказать.
1 карточка
ДЕТИ, МЕЛ, КЛАСС, ТЕТРАДЬ, ДРУЖНЫЙ.
2 карточка
ВЕСЁЛЫЙ, УМНЫЙ, ЧИТАЕТ, ЧИСТЫЙ, НОВЫЙ.
3 карточка
ЧИТАЕТ, ДУМАЕТ, ЗВОНОК, ПИШЕТ, ЗВОНИТ.
Дети по очереди рассказывают о существительном, прилагательном, глаголе.
VI. Изучение нового
Я решила сделать вам небольшой сюрприз и принесла фотографию нашего класса.
- Кто на ней изображён? (Дети отвечают - МЫ)
- Запишем это слово на доске и в тетрадях.
Далее учитель спрашивает у нескольких ребят по очереди: " Кто это?"
(Дети отвечают - Я)
- Запишем.
- А это кто? (Учитель показывает на себя)
(Дети отвечают - ВЫ )
- Запишем.
- Какие слова записали?
На доске таблички со словами: Я ТЫ МЫ
- Вот эти слова называются личными местоимениями. Местоимение - часть речи. Но мы записали не все местоимения. Откройте учебник на с. 163 и прочитайте правило и найдите те местоимения, которых у нас нет в тетрадях. Запишите их.
(На доску прикрепляются остальные таблички с местоимениями)
- Какие местоимения знаете?
- Что такое местоимение?
- А сейчас я вам расскажу о девочке, а вы послушайте, и если услышите местоимения, запомните их.
Я расскажу о девочке, которая учится в нашем классе. ОНА добрая и отзывчивая. ОНИ со Светой Рубцовой - подруги. Мы скучали, когда ОНА была в санатории.
- О ком? ( О Кате?)
- Какие услышали местоимения?
- Составим два предложения про Катю.
Катя ходит в школу. Катя много читает.
- Запишем на доске и в тетрадях первое предложение. Второе. (Один ученик работает у доски)
- Найдём грамматическую основу второго предложения. Надпишем части речи. На какой вопрос отвечает существительное? ( КТО) Заменим его, подходящим по смыслу, местоимением. Каким? ( Она) На какой вопрос отвечает местоимение?
- Чем похожи существительное и местоимение? ( Вопросом)
- Чем отличаются? ( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на него.)
На доске таблица: ОБЩЕЕ РАЗНОЕ
Дети заполняют её.
- Прочитаем правило на с.164
- Чем похожи существительное и местоимение?
- Чем отличаются?
VII. Закрепление материала.
- Чем вы любите заниматься в свободное время?
С. 163 упр. 372. Спишем первые три предложения. Найдём местоимения и подчеркнём их.
Дифференц. работа ( Более сильным детям предлагается дополнительно выполнить разбор выделенных слов по составу)
Взаимопроверка.
- Мы говорили о школе, о нашем классе, узнали, чем вы любите заниматься в свободное время. Но я предлагаю вам вспомнить нашего недавнего именинника. Кого мы вчера поздравляли?
- Я прочитаю стихотворение о том, кого наш Артём пригласил на день рождения, и что из этого получилось.
Наш Артём на день рожденья
Пригласил местоименья.
Они пели, веселились.
В хороводе закружились.
Со словами подружились.
И в животных превратились.
Ты не спи, их найди.
И животных назови!
На доске: мышОНОк кОНИ коТЫ ВЫдра заЯц слОН ворОНА
- Какое местоимение, спряталось в каком животном?
- В каком слове, спряталось сразу три местоимения? (Мышонок)
VIII. Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое местоимение?
- Какие местоимения знаете?
- Что у них общего с именем существительным?- Чем они отличаются?
- Сегодня мы справились со всеми заданиями. А как вы думаете почему?
- Да правильно. Потому что работали быстро, дружно, помогая друг другу.
А когда люди работают дружно им по плечу любая работа.
(Учитель выставляет оценки, отмечает лучших ребят, задаёт домашнее задание)