Урок русского языка в начальной школе (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Познакомить учащихся с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием личных местоимений, учить находить сходство и различие с существительными.
  2. Развивать умение правильно находить и распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их, развивать устную речь, орф. зоркость, память, логическое мышление, внимание.
  3. Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, доброе отношение друг к другу.

Ход урока

I. Организация класса на работу.

-Тихо сели девочки, а ещё тише сядут мальчики. Приготовились внимательно слушать и запоминать.

II. Сообщение темы и целей урока.

Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
( Школа )

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о школе, о нашем классе и узнаем новую часть речи.

III. Словарная работа.

Сначала вспомним словарные слова.

Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книги, ручка и альбом.
( Портфель )

- Запишем, объясним.

- Я тоже пришла сегодня в класс как вы , с портфелем.( Учитель демонстрирует изготовленный портфель)

- А как вы думаете, откуда произошло слово портфель?

- Слово портфель произошло от двух французских слов "порт" и "фель". "Порт" - означает носить, "фель" - лист. А вместе получится - носить листы. А мы с вами носим в портфеле не только листы, но и тетради, книги.

В моём портфеле спрятались различные чудеса. Следующее словарное слово спряталось в ребусе.(Учитель достаёт карточки сзаданиями)

П Е

Л ( Пенал )

- Запишем. Подчеркнём букву, поставим ударение.

- Следующее слово тоже "живёт" в портфеле.

- Ой! Да оно рассыпалось. Кто сможет собрать его?

РАН

ДАШ

КА (Карандаш)

-Следующее слово бывает " в линейку и в клетку, за кляксы в них ставят плохую отметку" (Тетрадь)

-И последнее слово пришло в загадке

Он старательно считает,
Все заданья выполняет,
И с пятёрками дневник.
Кто же это?...................
(Ученик)

- Проверим, записанные слова, ещё раз. ( Работа в парах)

- А теперь посмотрите на слова и скажите, какое слово лишнее. Почему?

- Вам нравится учиться?

- Я тоже знаю ученика, который хотел учиться. Хотите узнать кто это?

- Будем повторять и записывать последний слог.

IV. Минутка чистописания

Чёрный ворон на дубу,
С белой крапинкой во лбу.
БУ
От дождя блестит кора,
Вдалеке видна гора.
РА
Нелегко туда пройти,
Мост разрушен на пути.
ТИ
В замке светиться окно
А в горах уже темно.
НО
Превосходная картина.
Кто художник?
БУРАТИНО

- Какое слово получилось? Из какой сказки? Кто автор?

- Мы тоже написали имя героя на доске, но какую допустили ошибку?

- Правильно, напишем заглавную букву Б, и соединим её со строчной.

V. Подготовка к изучению нового

Буратино приготовил карточки с заданием. Объединимся в группы и вспомним о частях речи.

- А сейчас на карточках, которые вы получили, найдите лишнее слово и определите, к какой части речи оно относится. Приготовьтесь о ней рассказать.

1 карточка

ДЕТИ, МЕЛ, КЛАСС, ТЕТРАДЬ, ДРУЖНЫЙ.

2 карточка

ВЕСЁЛЫЙ, УМНЫЙ, ЧИТАЕТ, ЧИСТЫЙ, НОВЫЙ.

3 карточка

ЧИТАЕТ, ДУМАЕТ, ЗВОНОК, ПИШЕТ, ЗВОНИТ.

Дети по очереди рассказывают о существительном, прилагательном, глаголе.

VI. Изучение нового

Я решила сделать вам небольшой сюрприз и принесла фотографию нашего класса.

- Кто на ней изображён? (Дети отвечают - МЫ)

- Запишем это слово на доске и в тетрадях.

Далее учитель спрашивает у нескольких ребят по очереди: " Кто это?"

(Дети отвечают - Я)

- Запишем.

- А это кто? (Учитель показывает на себя)

(Дети отвечают - ВЫ )

- Запишем.

- Какие слова записали?

На доске таблички со словами: Я ТЫ МЫ

- Вот эти слова называются личными местоимениями. Местоимение - часть речи. Но мы записали не все местоимения. Откройте учебник на с. 163 и прочитайте правило и найдите те местоимения, которых у нас нет в тетрадях. Запишите их.

(На доску прикрепляются остальные таблички с местоимениями)

- Какие местоимения знаете?

- Что такое местоимение?

- А сейчас я вам расскажу о девочке, а вы послушайте, и если услышите местоимения, запомните их.

Я расскажу о девочке, которая учится в нашем классе. ОНА добрая и отзывчивая. ОНИ со Светой Рубцовой - подруги. Мы скучали, когда ОНА была в санатории.

- О ком? ( О Кате?)

- Какие услышали местоимения?

- Составим два предложения про Катю.

Катя ходит в школу. Катя много читает.

- Запишем на доске и в тетрадях первое предложение. Второе. (Один ученик работает у доски)

- Найдём грамматическую основу второго предложения. Надпишем части речи. На какой вопрос отвечает существительное? ( КТО) Заменим его, подходящим по смыслу, местоимением. Каким? ( Она) На какой вопрос отвечает местоимение?

- Чем похожи существительное и местоимение? ( Вопросом)

- Чем отличаются? ( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на него.)

На доске таблица: ОБЩЕЕ РАЗНОЕ

Дети заполняют её.

- Прочитаем правило на с.164

- Чем похожи существительное и местоимение?

- Чем отличаются?

VII. Закрепление материала.

- Чем вы любите заниматься в свободное время?

С. 163 упр. 372. Спишем первые три предложения. Найдём местоимения и подчеркнём их.

Дифференц. работа ( Более сильным детям предлагается дополнительно выполнить разбор выделенных слов по составу)

Взаимопроверка.

- Мы говорили о школе, о нашем классе, узнали, чем вы любите заниматься в свободное время. Но я предлагаю вам вспомнить нашего недавнего именинника. Кого мы вчера поздравляли?

- Я прочитаю стихотворение о том, кого наш Артём пригласил на день рождения, и что из этого получилось.

Наш Артём на день рожденья
Пригласил местоименья.
Они пели, веселились.
В хороводе закружились.
Со словами подружились.
И в животных превратились.
Ты не спи, их найди.
И животных назови!

На доске: мышОНОк кОНИ коТЫ ВЫдра заЯц слОН ворОНА

- Какое местоимение, спряталось в каком животном?

- В каком слове, спряталось сразу три местоимения? (Мышонок)

VIII. Подведение итогов урока

- Что нового узнали на уроке?

- Что такое местоимение?

- Какие местоимения знаете?

- Что у них общего с именем существительным?- Чем они отличаются?

- Сегодня мы справились со всеми заданиями. А как вы думаете почему?

- Да правильно. Потому что работали быстро, дружно, помогая друг другу.

А когда люди работают дружно им по плечу любая работа.

(Учитель выставляет оценки, отмечает лучших ребят, задаёт домашнее задание)