Пояснительная записка
Программа элективного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. На курс отводится 16 часов.
Данная программа предусматривает изучение научных основ выбора профессии; формирование у учащихся адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии, перспективах профессионального роста и мастерства; развитие профессионально важных личностных качеств. Большое значение отводится профориентационным играм, тренинговым формам занятий, что повышает познавательную активность учащихся, способствует эффективному развитию будущих профессионально необходимых качеств, помогает решать личные проблемы учащихся.
Необходимость проведения данного курса обусловлена экономическими изменениями в России. Рынку труда требуются высококвалифицированные специалисты. Молодёжь, не подготовленная к таким требованиям, оказывается невостребованной, пополняя ряды безработных или домохозяек. Отличительная особенность данной программы от уже существующих – её практическая направленность. Учащиеся не только приобретают теоретические знания, но и овладевают практическими навыками в познании самого себя, в освоении стратегий выбора профессии, планировании карьеры и поиска работы.
Элективный курс “Я выбираю профессию” является комплексным по содержанию, так как его проведение связано с применением различных методов профориентационной работы, элементов профинформирования и профконсультирования, профдиагностики, разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально важных качеств.
При создании программы элективного курса была использована программа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации “Твоя профессиональная карьера” автор С.Н.Чистякова. Программа данного курса модифицирована на 60%. Для изучения взяты наиболее актуальные темы: “Представления о себе и проблемы выбора профессии”, “Значение темперамента в профессиональном становлении”, “Влияние интересов, склонностей, способностей на выбор профессии”, “Пути получения профессий”, “Профессиональные и жизненные планы”. Количество часов сокращено с 135 до 16 часов.
Цели курса:
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения.
- Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии.
- Помочь познать свой внутренний мир, личностные качества, необходимые для профессионального самоопределения (познать самого себя).
Задачи курса:
- Ознакомить учащихся со сферами профессиональной деятельности, сориентировать в мире профессий.
- Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт пробуждения потребности в самопознании, самосовершенствовании для саморегуляции в будущей профессии.
- Формировать положительное отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих способностях применительно к выбору профессии.
В результате изучения курса учащиеся должны знать: каково значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; что такое профессиональная деятельность и профпригодность; психофизиологические и психические особенности личности применительно к выбору профессии; ошибки при выборе профессии; информацию об профессиях округа и других регионов, учебных заведениях города.
Должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план;
- собирать и анализировать информацию о профессиях;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
В процессе обучения по данной программе используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, эвристический, проблемный. Процесс обучения осуществляется в форме: лекции, лекции с элементами беседы, практикума, круглого стола, семинара, психотренинга. На уроках используется индивидуальная и групповая форма работы. Контроль осуществляется путём проведения самостоятельных работ, тестирования, подготовки рефератов, написание творческих работ. Итоговый контроль предусматривается в форме зачёта.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование тем курса |
Количество часов |
Форма контроля |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие “Давайте познакомимся”. | 1 | 1 | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой | |
2 | Мир профессий и твоё место в нём. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой |
3 | Представление о себе и проблема выбора профессии. | 1 | 1 | Тестирование | |
4 | Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии. | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
5 | Значение темперамента в профессиональном самоопределении. | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
6 | Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. | 3 | 1 | 2 | Тестирование |
7 | Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа Упражнения “Ассоциации” |
8 | Здоровье и выбор профессии. | 1 | 1 | Фронтальный опрос | |
9 | Пути получения профессии. | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
10 | Профессиональные и жизненные планы. | 1 | 1 | Сочинение - эссе | |
11 | Итоговое занятие. Перспективы профессионального старта. | 1 | 1 | Рефераты |
Содержание программы
№ п/п |
Наименование тем курса |
Содержание |
Форма урока | ||
Знать | Уметь | ||||
1 | Вводное занятие “Давайте познакомимся”. | Задачи и содержание курса. Понятие “профессиональное самоопределение”. | Устанавливать деловые доверительные отношения друг с другом. | Лекция с элементами беседы | |
2,3 | Мир профессий и твоё место в нём. | Типы, классы, отделы, группы профессий. | Классифицировать профессии по предмету, целям, средствам и условиям труда. Составлять формулу профессии. | Лекция с элементами беседы | |
4 | Представление о себе и проблема выбора профессии. | Понятие самооценка, самосознание. Уровни самооценки, представления о самом себе. | Определять уровень своей самооценки. | Практикум | |
5,6 | Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии. | Понятия интерес, склонности, способности, их виды. | Определять круг своих интересов и увлечений, выявлять вои склонности. | Практикум | |
7,8 | Значение темперамента в профессиональном самоопределении. | Основные типы темперамента. | Определять свой тип темперамента. | Беседа | |
9,10 | Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. | Психические процессы, внимание, память, ощущение, воображение, их виды. | Выявлять особенности и уровни развития психических процессов. | Лекция с элементами беседы | |
11,12 | Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. | Ошибки и затруднения в выборе профессии, формула и правила выбора. | Анализировать ситуации выбора профессии, проигрывать варианты ошибок. | Практикум | |
13 | Здоровье и выбор профессии. | Понятия профпригодности, факторы влияния условий труда на организм человека, нормативные документы по охране труда. | Определять условия трудовой деятельности избираемой профессии. | Урок - дискуссия | |
14 | Пути получения профессии. | Типы учебных заведений, условия поступления, сроки обучения в них. | Работать со справочником для поступающих в учебные заведения. | Практикум | |
15 | Профессиональные и жизненные планы. | Понятия профессиональные и жизненные планы, карьера карьеризм, схему профессионального плана. | Строить план профессионального будущего, отличать понятия карьера и карьеризм. | Круглый стол | |
16 | Итоговое занятие. Перспективы профессионального старта. | Ранее усвоенные теоретические и практические основы по выбору профессии. | Анализировать и делать выводы по выбору профессии. Составлять, обобщать и анализировать сведения о себе, типе профессий, делать выводы о первоначальном выборе профессии. | Семинар |
Литература для учащихся
- Бендюков М. Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда. – С-Пб., 1998.
- Выбираем профессию 100 вопросов и 100 ответов. – М., 1990.
- Мир профессий: В 6т. – М., 1985- 1989.
- Прощицкая Е.Н.Выбирайте профессию. – М., 1990.
- Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф, 2008.
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред.Е. Ананьева – М. : Аванта плюс, 2003.
Литература для учителя
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1989.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на – Дону, 1996.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993.
- Коломинский Я.Л. Человек – психология. – М., 1986.
- Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986.
- Проверьте свои возможности: тесты / Дж. Баретт, пер. с англ. Г.Г. Кривошеиной. – М., 2002.