Урок окружающего мира во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Выявить опасности, которые могут подстерегать детей дома;
  2. Составить правила безопасности, которые нужно соблюдать дома;
  3. Воспитывать чувство ответственности за себя и окружающих людей.

Оборудование:

  • заготовки с кластерами,
  • чистые листочки,
  • карточки со списком верных и неверных утверждений,
  • листочки с тестами,
  • накопительные листы.

Ход урока.

1. Стадия вызова.

- Сегодня у нас новая тема. Разгадать тему урока поможет нам ребус на доске. Кто разгадает первый, получает 1 балл. Все заработанные баллы вы записываете в накопительном листе.

(На доске:

С А О С Т О П И Н
4 3 1 6 7 5 2 8 4

 - Верно, тема урока - “Опасности”. Отгадавший записывает свой первый заработанный балл и мы начинаем разговор об опасностях.

- В связи с темой нашего урока прошу заполнить вас таблицу верных и неверных утверждений. Если утверждение вам кажется верным, в 1 колонке пишите букву В, если утверждение неверное, то пишите букву Н.

№/№ Список утверждений До чтения После чтения
1. Верно ли, что бутылка с уксусом – это очень опасная вещь?    
2. Верно ли, что стиральная машина является опасным предметом?    
3. Верно ли, что окно – это безопасно?

- Работаем в паре. Теперь меняемся своими мнениями по каждому вопросу.

- Повторим первый вопрос. Чьи пары не совпали по первому пункту? (Дети поднимают руки).

- Как считает Вася? Почему, Вася, так считаешь? Кто считает так же, как Вася?

- Кто считает иначе? Почему так считаете?

(Аналогичная работа ведётся по остальным вопросам.)

- Ребята, а хотите ли вы узнать, кто из вас угадал верные утверждения?

- Тогда приступим к изучению темы. А к списку верных и неверных утверждений мы вернёмся в конце урока.

2. Стадия содержания.

Фишбоун.

(На доске заготовка для фишбоуна, которую по ходу беседы заполняет учитель.)

- Посмотрите на доску и скажите, что напоминает вам данный рисунок? (Скелет рыбы). Слово “фишбоун” произошло от немецкого слова Fisch (рыба). Заполним скелет рыбы сообща. Мы работаем по накопительной системе, поэтому за каждое значимое утверждение вы получаете 1 балл.

- Как вы думаете, какие предметы в доме могут представлять опасность? Работаем в группе.

- Распределяем роли. Выбираем:

  • секретаря, который будет записывать общие мысли группы;
  • выступающего, который озвучит записи.
  • ответственного за тишину при работе в группе.
  • контролёра времени при обсуждении.

- Каждый в группе в течение 3 минут записывает названия опасных предметов и готовится доказать группе, что данный предмет действительно представляет опасность.

(Дети работают самостоятельно).

- Три минуты прошло. Теперь каждый по кругу высказывается, а секретарь записывает правильные на взгляд группы ответы. Затем группа выбирает ответы для озвучивания.

- 5 минут прошло. Чья группа желает высказаться первой?

(Дети называют опасные предметы, доказывая то, что они действительно являются опасными, а учитель по ходу высказываний заполняет таблицу на доске, а авторы высказываний получают заслуженные баллы.)

- Итак, на верхних рёбрышках рыбы мы будем записывать названия опасных предметов, а на нижних – обоснования о том, какую опасность они представляют.

(Записи на верхних и нижних рёбрышках попарно:

  1. Электроприборы – опасны тем, что может ударить электрическим током.
  2. Мясорубка или соковыжималка – имеются крутящиеся детали – можно повредить руку.
  3. Телевизор – если смотреть его часами.
  4. Горячий чайник – можно обжечься.
  5. Не трогать без спроса бутылку с надписью “Уксус” или “Уксусная эссенция”.
  6. Лекарства – они могут оказаться и отравляющим веществом, если принимать без договорённости со взрослыми.
  7. Иголки, спицы, ножи, ножницы – можно уколоться или порезаться.
  8. Форточка – можно упасть на землю, если высовываться из него.)

- Молодцы, ребята. А выяснить, не пропустили ли мы какую-либо опасность ещё, нам поможет текст учебника.

(Дети читают текст на с. 26-27 учебника, и учитель дописывает на скелете рыбы то, что нового заметили дети в учебнике.)

- Молодцы, посчитайте, сколько опасностей нам удалась обнаружить всего. Полученные баллы снова записываем в копилку.

Составления кластера.

- Ребята, а какую опасность могут представлять спички? (Может возникнуть пожар.)

- У каждой группы имеются заготовки кластеров (см. ниже). Запишите причины возникновения пожара. Если нужно, то кружочки можно дополнить.

(Дети работают в группах: сначала каждый самостоятельно заполняет кластер, затем по кругу каждый ученик в группе делится своей информацией и выбирает вариант для озвучивания перед классом. За ответы, выбранные для озвучивания перед классом, дети получают 2 балла.)

- Какая группа желает озвучить результаты работы? (1 группа рассказывает, остальные группы дополняют.)

- Молодцы. Ребята, а важно ли в жизни знание данных правил? Почему? Поэтому закрепим наши знания, работая с учебником. Откройте стр. 28. Рассмотрите знаки и определите, к каким правилам они относятся?

(Работа в группах.)

- Хотите проверить себя, как усвоили тему. Тогда поработаем с тестом. Прочитайте и поставьте знак “плюс” напротив верных утверждений.

Текст теста:

  1.  Уходя из дома надо выключать все электроприборы.
  2. Оголённый провод представляет интерес, поэтому его обязательно следует потрогать.
  3. Нельзя включать газовую плиту без родителей.
  4. Нельзя играть со спичками.
  5. Можно сидеть на подоконнике, свесив ноги с него.
  6. Нельзя засовывать пальцы в стиральную машину, соковыжималку, кофемолку, электромясорубку.
  7. Можно пробовать те лекарства, которые имеют красивые упаковки.
  8. Не трогать бутылки с неизвестными для вас надписями.

- Назовите цифры с верными утверждениями. Кто не согласен? С чем не согласен?

- Какое утверждение вызвало у вас сомнения? (Нельзя включать газовую плиту без родителей.)

- Почему данное утверждение оказалось сомнительным на ваш взгляд? Ну а теперь посчитайте количество правильно отгаданных утверждений и дополните эти баллы в накопительный лист.

- А Полина нашла материал по данной теме в Интернете и сегодня готова поделиться с вами.

(Полина озвучивает подготовленный материал и получает за это 3 балла).

3. Стадия размышления.

- Вернётся к таблице верных и неверных утверждений для того, чтобы проверить, а не изменилось ли теперь ваше мнение. Прочитайте первый вопрос и во 2 колонке обозначьте буквой В верные, а буквой Н – неверные утверждения.

(Так работают с каждым утверждением).

- Чьи пары совпали по первому вопросу? Чьи не совпали? Чьи пары совпали по второму вопросу? Чьи не совпали? Чьи пары совпали по третьему вопросу? Чьи пары не совпали по третьему вопросу?

- В заключение урока напишите на чистом листочке резюме о том, что нового узнали на уроке и какие выводы для себя сделали. Можно начать так: “Я сегодня понял, что…”.

(Дети работают в группах: сначала каждый записывает продолжение фразы самостоятельно, затем каждый зачитывает свои размышления группе, затем выбирается одно резюме, интересное для всех, для озвучивания классу).

4. Домашнее задание на выбор.

  1. Составить правила правильного обращения с опасными предметами в доме.
  2. Выяснить из всевозможных источников, какие ещё опасности могут ждать нас в доме и нарастить кластер, который заполнили в классе.
  3. Нарисуйте условные знаки к опасностям в доме.

- Посчитайте, сколько баллов заработал каждый. Ученика с наибольшим количеством баллов ждёт приз – он имеет право выбрать домашнее задание по теме урока абсолютно другое.