Урок русского языка в 3-м классе ."Непроизносимые согласные".

Разделы: Начальная школа


Цели урока: дать понятие об орфограмме “непроизносимые согласные”, вывести способ её проверки; первичное закрепление; развитие коммуникативных навыков.

1 этап. Орг. момент.

2 этап. Постановка цели и задач урока.

-Догадайтесь, какие слова здесь записаны?

Доска: гру [ ]ый звё[ ]ый ужа [ ]ый

- Произнесём хором…..

- Запишите пропущенные звуки (У доски 3 учащихся, остальные в тетради)

- Оцените запись (Дети показывают “+” или “-”).

- Посмотрите, как слова пишутся:

Доска: грустный  звёздный  ужасный

- Что вы замечаете? Какую проблему можно зафиксировать?

Дети: звука [т] нет, а буква Т есть; звука [д] нет, а буква Д есть…

- Спишите слова (+ орфографическое проговаривание);

- Подчеркните буквы, которые мы не произносим. Как их можно назвать?

- Какая тема нашего урока?

Дети: Слова с непроизносимыми согласными.

- Это орфограмма? Почему? (писать по слуху нельзя, то есть непроизносимая согласная, то её нет, есть выбор написания).

- Какова цель нашего урока?

Дети: научиться проверять эту орфограмму.

- Правильно, но это будет задача под № 3. (Учитель вывешивает на доску, записанные на листах, задачи урока, начиная с №3). Сначала, нам надо узнать, где “искать” эту орфограмму, где остановиться, чтобы применить способ её проверки (задача №1фиксируется). Потом надо ответить на вопрос “Какие есть непроизносимые согласные?” Далее выясним способ проверки и в нём потренируемся, узнаем новые словарные слова.

  1. Признаки орфограммы
  2. Какие есть непроизносимые согласные?
  3. Способ проверки
  4. Словарь
  5. ……………….

- Хорошо бы успеть решить и пятую задачу урока, о которой вы узнаете позже.

3 этап. Освоение нового.

1) - Какую задачу будем решать первую?

Признаки орфограммы     [СН] [ЗН]  [СЛ']

- Посмотрите на наши 3 слова. Вы можете сказать, какие сочетания звуков являются опасными? (Вписать их на доску, рядом с названием пункта 1)

2) - На какой 2-ой вопрос нам надо ответить?

Какие есть непроизносимые согласные?    Т Д                  Л

- Назовите буквы, которые являются непроизносимыми согласными. (“Т” “Д”).

- Сравним с определением в учебнике, с.115. (Читает ученик вслух).

- Что добавляет определение? (букву “Л”)

3) - Что теперь предстоит сделать? (См. план)

Способ проверки

Доска: грустный звёздный  ужасный

- Напишем однокоренные существительные (3 учащихся у доски)

Доска: ГРУСТЬ ЗВЕЗДА УЖАС

- Выделим корень у сущ. и прил. (Взаимооценка)

- Что такое “Н” в этих словах? Выделим этот суффикс.

- В какой части слова находятся непроизносимые согласные?

- Что вы замечаете?

- Помогают ли объяснить написание непроизносимых согласных эти существительные? Можно их назвать проверочными? Почему?

Дети: мы здесь произносим эти буквы, а в слове УЖАС не произносим. Становится понятным, почему так пишутся прилагательные.

- Можете ли вы сами сделать вывод, как проверить непроизносимые согласные? Обсудите в парах.

- Сравните вывод с правилом учебника с.116.

- Что добавляет правило? [СЛ']

Уточнение, добавление учителя: надо подобрать такое слово, чтобы отсечь [Н] или разделить звуки [СН], вставить между ними другой звук “ясен, грустен”).

4) Проверка понимания способа действия.

- Как вы будете рассуждать про слова

ярос . ный вкус . ный ?

Дети: подбираю однокоренное - ярость – буква “Т” есть, значит пишу и в слове яростный;

подбираю однокоренное - вкус – нет букв “Т,Д”, значит пишу без непроизносимой согласной.

4 этап. Первичное закрепление.

- Чем займёмся теперь?

Дети: потренируемся проверять данную орфограмму.

- Работаем в группах. У каждой группы лист с 4 словами. Надо вписать НС или /, или, если не удаётся проверить, ? Писать ничего нельзя пока не объяснишь.

Выбираются организаторы, которые отслеживают очерёдность работы, выясняют, согласна ли группа с предложенным решением, назначают отвечающего у доски.

- По звонку обсуждение прекращается. (2 мин.)

(Всего 6 групп, слова напечатаны на листах трёх цветов- по 2 экземпляра каждый лист).

Проверка:

- Организаторы назначают отвечающих (из групп 1, 2, 3), которые представляют решение группы. Главными контролёрами являются группы с такими же словами (на листах такого же цвета). Остальные группы тоже участвуют в проверке.

- Для выполнения задачи № 5 (последней) вам может понадобиться любое слово, слушайте внимательно.

Ребёнок читает и произносит проверочное слово, остальные “+” “-”.

(Можно внести на доску новую непроизносимую согласную “В”).

По ходу проверки учитель подчёркивает слова, где проверить не удалось. (Учитель даёт историческую справку о слове “праздь” - день нерабочий).

Рефлексия:

-Поднимите руки те, кто считает, что в его группе действительно было обсуждение, звучали доказательства написания.

- Кому интересно было работать в группе?

- Нам встретились слова, которые по общему правилу проверить не удалось. Значит, их написание надо запомнить. Тем самым мы решаем какую задачу урока?

Словарь

- Назовите ещё раз эти слова (Прикрепить на доску).

лестница

праздник

чувство

 Хоровое орфографическое чтение слов, записанных на листах.

5 этап. “Проверь себя”.

- Чему учились, выполняя задание в группе?

Дети: работать вместе, проверять непроизносимую согласную.

- Интересно вам теперь проверить себя? как вы поняли это? сможете ли писать такие слова самостоятельно?

- У нас осталась последняя, 5-ая задача урока -    Проверь себя

- Я продиктую 5 слов из вашей групповой работы и 1 новое слово на эту орфограмму. Поставьте предоценку на полях: “справлюсь ” или “сомневаюсь ”. (Дети обозначают это знаками “!” или “?”).

Учитель диктует: честный, чудесный, ясный, свистнуть, хвастливый, капустный.

- Подчеркните эту орфограмму, где она есть. Сверьте с доской (слова заранее написаны за закрытой доской).

- Какое слово было контрольным? капустный

- Кто написал его правильно? Как его проверить?

- Нарисуйте шкалу, за что поставим оценку?

Дети: правильность написания непроизносимых согласных НС.

- Кто поставил предоценку такую “?”, а потом написал без ошибок?...Это должно придать вам уверенности в себе.

6 этап. Рефлексия

- С какой проблемой столкнулись?

Дети: написание непроизносимых согласных.

- Какие вопросы мы сегодня перед собой поставили и как на них ответили. (См. план п.1,2,3,4).

- Задание “проверь себя” показало, что ещё есть ошибки. Какая или какие из этих задач у вас останутся на следующий урок?

- Кому урок показался трудным? Что было самым интересным?....