Цели урока: дать понятие об орфограмме “непроизносимые согласные”, вывести способ её проверки; первичное закрепление; развитие коммуникативных навыков.
1 этап. Орг. момент.
2 этап. Постановка цели и задач урока.
-Догадайтесь, какие слова здесь записаны?
Доска: гру [ ]ый звё[ ]ый ужа [ ]ый
- Произнесём хором…..
- Запишите пропущенные звуки (У доски 3 учащихся, остальные в тетради)
- Оцените запись (Дети показывают “+” или “-”).
- Посмотрите, как слова пишутся:
Доска: грустный звёздный ужасный
- Что вы замечаете? Какую проблему можно зафиксировать?
Дети: звука [т] нет, а буква Т есть; звука [д] нет, а буква Д есть…
- Спишите слова (+ орфографическое проговаривание);
- Подчеркните буквы, которые мы не произносим. Как их можно назвать?
- Какая тема нашего урока?
Дети: Слова с непроизносимыми согласными.
- Это орфограмма? Почему? (писать по слуху нельзя, то есть непроизносимая согласная, то её нет, есть выбор написания).
- Какова цель нашего урока?
Дети: научиться проверять эту орфограмму.
- Правильно, но это будет задача под № 3. (Учитель вывешивает на доску, записанные на листах, задачи урока, начиная с №3). Сначала, нам надо узнать, где “искать” эту орфограмму, где остановиться, чтобы применить способ её проверки (задача №1фиксируется). Потом надо ответить на вопрос “Какие есть непроизносимые согласные?” Далее выясним способ проверки и в нём потренируемся, узнаем новые словарные слова.
- Признаки орфограммы
- Какие есть непроизносимые согласные?
- Способ проверки
- Словарь
- ……………….
- Хорошо бы успеть решить и пятую задачу урока, о которой вы узнаете позже.
3 этап. Освоение нового.
1) - Какую задачу будем решать первую?
Признаки орфограммы
[СН] [ЗН] [СЛ']
- Посмотрите на наши 3 слова. Вы можете сказать, какие сочетания звуков являются опасными? (Вписать их на доску, рядом с названием пункта 1)
2) - На какой 2-ой вопрос нам надо ответить?
Какие есть непроизносимые согласные?
Т Д Л
- Назовите буквы, которые являются непроизносимыми согласными. (“Т” “Д”).
- Сравним с определением в учебнике, с.115. (Читает ученик вслух).
- Что добавляет определение? (букву “Л”)
3) - Что теперь предстоит сделать? (См. план)
Способ проверки
Доска: грустный звёздный ужасный
- Напишем однокоренные существительные (3 учащихся у доски)
Доска: ГРУСТЬ ЗВЕЗДА УЖАС
- Выделим корень у сущ. и прил. (Взаимооценка)
- Что такое “Н” в этих словах? Выделим этот суффикс.
- В какой части слова находятся непроизносимые согласные?
- Что вы замечаете?
- Помогают ли объяснить написание непроизносимых согласных эти существительные? Можно их назвать проверочными? Почему?
Дети: мы здесь произносим эти буквы, а в слове УЖАС не произносим. Становится понятным, почему так пишутся прилагательные.
- Можете ли вы сами сделать вывод, как проверить непроизносимые согласные? Обсудите в парах.
- Сравните вывод с правилом учебника с.116.
- Что добавляет правило? [СЛ']
Уточнение, добавление учителя: надо подобрать такое слово, чтобы отсечь [Н] или разделить звуки [СН], вставить между ними другой звук “ясен, грустен”).
4) Проверка понимания способа действия.
- Как вы будете рассуждать про слова
ярос . ный вкус . ный ?
Дети: подбираю однокоренное - ярость – буква “Т” есть, значит пишу и в слове яростный;
подбираю однокоренное - вкус – нет букв “Т,Д”, значит пишу без непроизносимой согласной.
4 этап. Первичное закрепление.
- Чем займёмся теперь?
Дети: потренируемся проверять данную орфограмму.
- Работаем в группах. У каждой группы лист с 4 словами. Надо вписать НС или /, или, если не удаётся проверить, ? Писать ничего нельзя пока не объяснишь.
Выбираются организаторы, которые отслеживают очерёдность работы, выясняют, согласна ли группа с предложенным решением, назначают отвечающего у доски.
- По звонку обсуждение прекращается. (2 мин.)
(Всего 6 групп, слова напечатаны на листах трёх цветов- по 2 экземпляра каждый лист).
Проверка:
- Организаторы назначают отвечающих (из групп 1, 2, 3), которые представляют решение группы. Главными контролёрами являются группы с такими же словами (на листах такого же цвета). Остальные группы тоже участвуют в проверке.
- Для выполнения задачи № 5 (последней) вам может понадобиться любое слово, слушайте внимательно.
Ребёнок читает и произносит проверочное слово, остальные “+” “-”.
(Можно внести на доску новую непроизносимую согласную “В”).
По ходу проверки учитель подчёркивает слова, где проверить не удалось. (Учитель даёт историческую справку о слове “праздь” - день нерабочий).
Рефлексия:
-Поднимите руки те, кто считает, что в его группе действительно было обсуждение, звучали доказательства написания.
- Кому интересно было работать в группе?
- Нам встретились слова, которые по общему правилу проверить не удалось. Значит, их написание надо запомнить. Тем самым мы решаем какую задачу урока?
Словарь
- Назовите ещё раз эти слова (Прикрепить на доску).
лестница
праздник
чувство
Хоровое орфографическое чтение слов, записанных на листах.
5 этап. “Проверь себя”.
- Чему учились, выполняя задание в группе?
Дети: работать вместе, проверять непроизносимую согласную.
- Интересно вам теперь проверить себя? как вы поняли это? сможете ли писать такие слова самостоятельно?
- У нас осталась последняя, 5-ая задача урока - Проверь себя
- Я продиктую 5 слов из вашей групповой работы и 1 новое слово на эту орфограмму. Поставьте предоценку на полях: “справлюсь ” или “сомневаюсь ”. (Дети обозначают это знаками “!” или “?”).
Учитель диктует: честный, чудесный, ясный, свистнуть, хвастливый, капустный.
- Подчеркните эту орфограмму, где она есть. Сверьте с доской (слова заранее написаны за закрытой доской).
- Какое слово было контрольным? капустный
- Кто написал его правильно? Как его проверить?
- Нарисуйте шкалу, за что поставим оценку?
Дети: правильность написания непроизносимых согласных НС.
- Кто поставил предоценку такую “?”, а потом написал без ошибок?...Это должно придать вам уверенности в себе.
6 этап. Рефлексия
- С какой проблемой столкнулись?
Дети: написание непроизносимых согласных.
- Какие вопросы мы сегодня перед собой поставили и как на них ответили. (См. план п.1,2,3,4).
- Задание “проверь себя” показало, что ещё есть ошибки. Какая или какие из этих задач у вас останутся на следующий урок?
- Кому урок показался трудным? Что было самым интересным?....