Урок математики с использованием ИКТ на тему "Показательная функция, ее свойства и график"

Разделы: Математика, Информатика


Предмет: Математика, урок усвоения нового материала.

Тема урока: Показательная функция, ее свойства и график.

Продолжительность: 45 минут.

Группа: второй курс, профессия «Мастер общестроительных работ».

Технологии:

1) использование интерактивной доски для построения графиков показательных функций с использованием табличного редактора Microsoft Excel;
2) программированное тестирование на ПК.

Цели урока:

  • Образовательная: ввести понятие показательной функции, рассмотреть ее свойства и построить график. Применить изученные  свойства показательной функции в решении конкретных заданий и упражнений.
  • Развивающая: совершенствовать умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать навыки компьютерной обработки информации с помощью электронных таблиц.
  • Воспитательная: воспитывать информационную культуру и культуру общения, готовить обучающихся к жизни в современном информационном обществе.

Содержание урока

Средства:

  • Набор слайдов для повторения и изучения нового материала.
  • 14 персональных компьютеров.
  • Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
  • Индивидуальные листы-задания

Структура урока:

Название этапа  Продолжительность
1. Организационный момент

2 мин.

2. Актуализация опорных знаний

8 мин

3. Изучение нового материала

10 мин

4. Первичное закрепление нового материала

13 мин

5. Самостоятельная работа

8 мин

6. Домашнее задание

2 мин

7. Подведение итогов урока

2 мин

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

– Проверка выполнения домашнего задания

– Повторение понятия и свойств степеней, а также определения функции и схемы анализа свойств функции.

На интерактивной доске выведены заранее подготовленные слайды:

а) Свойства степеней записывает на доске один из обучающихся. Группа эти же свойства записывают в рабочих тетрадях.

Повторение свойств степени необходимо для обоснования свойств показательной функции.

б) Для эффективного усвоения обучающимися нового материала необходимо повторить определение свойств функции по ее графику. С этой целью по графику функции, изображенному на интерактивной доске, в ходе коллективной работы, повторяются основные свойства функции.

Ответы обучающихся преподаватель фиксирует на доске. (Приложение 1)

3. Изучение нового материала

Тема урока «Показательная функция, ее свойства и график».

Доводится до обучающихся цель урока – дать определение показательной функции, установить ее свойства, построить график, а также научиться применять эти свойства в выполнении заданий для разных видов показательной функции.

Объяснение преподавателя: Очень часто при выполнении упражнений встречаются функции у = 2х, у = 10х, у = х, т.е. функции вида у = aх, где a – число, х – переменная. Такие функции называются показательными, аргументом является показатель степени х.

Определение: Показательной функцией называются функцию вида у = ax, где х – переменная , a – число, a > 0, a =/= 1.
Построим графики функций у =2х, у =

у = 2х

x

–2

–1

0

1

2

y

1

2

4

у =

x

– 2

– 1

0

1

2

y

1

2

4

Графики показательной функции строятся на интерактивной доске:

у=2х  график функции желтого цвета – функция возрастающая

у= график функции голубого цвета – функция убывающая (Приложение 1)

Используя эти графики, давайте запишем свойства показательной функции у = ax

Свойства:

  1. D(f) = R, т.к. х – любое
  2. Е(f) = R+, т.к. если a > 0, то и ax > 0
  3. Функция возрастает при a > 1, т.к. ax1 > ax2, если х1 > х2, функция убывает при 0 < a < 1, т.к. ax1 > ax2, если х1< х2.
  4. График показательной функции обязательно проходит через точку (0;1), т.к. если х = 0, то у = 1.

Определения, графики и свойства функции записываются обучающимися в тетрадях.

4. Закрепление материала

Работа по учебнику

№ 192. Построить графики функций у = 3х , у = х
Ученик выполняет это задание на интерактивной  доске, используется  Excel.

В ходе построения данных графиков обучающиеся обобщают изученные свойства показательной функции.

№ 193(1,4)

Используя график функции у = 3х, найти приближенное  значение:

При объяснении данного задания, преподаватель показывает, как находить значение функции по известному значению аргумента, используя возможности  интерактивной доски

№ 194 (1, 2)

Изобразить схематически графики функций у = 0,4х, у = х

С помощью электронных таблиц обучающиеся показывают на компьютере степень усвоенности изучаемого материала, используя возможности локальной сети преподаватель выводит  результат  на интерактивную доску, обучающиеся комментируют ход работы и делают выводы. (Приложение 2)

При построении графиков в электронных таблицах обучающиеся наблюдают, как изменяется положение точек при построении графиков, делают предположение о существовании непрерывной функции на множестве R, графиком которой можно считать плавную кривую, проходящую через  эти точки. Использование компьютера позволяет за короткий промежуток времени заполнить несколько таблиц и построить столько же графиков для показательных функций. Работая с графиками, обучающиеся формулируют свойства показательной функции на всей области ее определения.

5. Самостоятельная работа

Для выявления степени усвоенности нового материала проводится самостоятельная работа.  Группа  обучающихся делится на две подгруппы, т.к. в кабинете 14 компьютеров:

1) Первая подгруппа проходит тестирование на компьютере по теме «Показательная функция, ее свойства». Используется электронный учебник «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия».

2) Вторая подгруппа в это же время выполняет самостоятельную работу на бумажных носителях. Используются индивидуальные карточки-задания, которые также сдаются преподавателю.

6. Домашнее задание

§11 из учебника Ш.А.Алимов и др. «Алгебра и начала анализа, 10–11»:

1) № 193(2, 3), 194(3, 4), 195
2) найти информацию, какие явления окружающего мира описываются с помощью показательной функции.

7. Подведение итогов урока.

Индивидуальные листы-задания

  1. Допишите предложение «Показательной функцией называют …
  1. Какой, возрастающей или убывающей является следующая функция (ненужное зачеркните)

 у = 0,78х   – возрастает      убывает
 у = 1,69 х  – возрастает      убывает
  у = 4 – х  – возрастает       убывает

     3. По графику функции у=5х  найти приближенное значение

51,5 ~
5–0,5 ~
52,5 ~

4. Решите простейшее показательное уравнение: 7х = 49