Цель урока:
Сформировать у учащихся целостное представление об углеводородах различных классов, продемонстрировать генетическую взаимосвязь, подчеркнуть решающее влияние строения органических соединений на химические свойства.
Оборудование:- таблицы;
- опорные карточки;
- шаростержневые модели;
- полимеры;
- нефть;
- сигнальные карточки.
Ход урока
- Вводная часть. Приветствие. Значение углеводородов (нефть, газ, полимеры).
- Повторение материала по теме «Углеводороды».
- Самостоятельная работа по дифференцированным карточкам (приложение №1). Определите, к каким классам относятся углеводороды? Для этого верно выберите букву, при сложении букв должно получиться слово. Ответы:
- К каким классам относятся данные углеводороды? Назовите общую формулу для каждого класса?
- Обобщение знаний по теме
«Углеводороды».
- Назовите по международной
номенклатуре вещества:
- Покажите с помощью сигнальных карточек, какие связи характерны для каждого вещества? (приложение №2).
- Определите вид гибридизации у каждого атома углерода в формуле (а, б), покажите с помощью сигнальных карточек (приложение №2).
- В чем причина многообразия органических веществ? (демонстрация творческих работ, шаростержневые модели различных классов углеводородов).
- Назовите возможные виды изомерии для каждого класса?
- Имеет ли изомеры толуол? Почему?
- Какие типы химических реакций характерны для каждого класса?
- Используя правило Морковникова, укажите формулу продукта реакции: CH2 = CH – CH3 + HBr →
- Вставьте пропущенные вещества
в цепочку превращений (дифференцированные задания):
Ответы: а) CH3 – CH = CH – CH3; б) CH3 – CH2Cl; в) CH3 – CHCl – CH2 – CH3; г) CH3 – CH2 – CH2 – CH3. - В цепочке превращений
C2H6→X1→X2→X3 вещество Х3 – это а) хлорэтан; б) 1,1 – дихлорэтан; в) 1,2 – дихлорэтан; г) 1,1; 2,2 – тетрахлорэтан.
-
Обобщение (делают учащиеся).
- Назовите по международной
номенклатуре вещества:
-
Представьте, если кончится газ, нефть, что жизнь остановится? (сообщение учащихся о биогазе?). Ученик демонстрирует цепочку превращений одних веществ в другие, начальным продуктом является метан, полученный из отмерших организмов.
- Генетическая связь между классами углеводородов (составление схемы).
Повторить, обобщить и систематизировать знания о каждом классе веществ на основе сравнительной характеристики состава, строения и свойств. Дать понятие о генетической связи между классами органических соединений и генетическом ряде углеводородов.
Подведение итогов!
Д/з: подготовка к К/р.По составленной схеме осуществите превращение, взяв за основу конкретное вещество, относящееся к классу алканов.
Литература.
- О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. Настольная книга учителя химии 10 класс. М., 2001 «Блик и Ко».
- О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин. Учебник химии 10 класс. М.,: Дрофа, 2004г.