Цель урока:
- познакомить с эмоционально-эстетическим содержанием стихотворения А. Пришельца "Снежинка";
- развивать умение находить характеристические свойства содержания произведения, понимать язык поэта, развивать воображение, эстетическую восприимчивость;
- воспитывать интерес к чтению, любознательность, душевные качества: нежность, обаяние, красоту.
Оборудование:
- Аудиозаписи: "Зима" – М.Крутицкий. "Зимний вечер" – П.Чайковский.
- "Танец снежинок" – А.Филипенко Иллюстрации о зиме (различные пейзажные изображения) композиции снежинок, мультимедиа – пейзажи зимних явлений.
Организационный момент
- Релаксация.
- Я красивый, я хороший, я счастливый. Я буду всех
любить! И все будут любить меня!
У. – Все улыбнулись и посмотрели
вокруг? О чем сегодня будем беседовать, и с каким
временем года будет связана наша тема урока?
Д. – Много иллюстраций о зимней природе
и висят нежные снежинки, значит, будем говорить о
зиме.
У. - Вы, дети правы. Сейчас прослушаем
музыкальный отрывок из произведения
М.Крутицкого "Зима". И вы мне скажите, что вы
услышали в музыке, что представили?
Прослушивание отрывка.
Д. - Я представила волшебницу – Зиму,
сугробы, падающий снег.
Д. - Мне кажется, что все кругом белое,
как большое пушистое одеяло укрыло землю.
Д. - Падают снежинки, они летают, играют,
им весело.
Д. - Все тихо, все укрыто снегом, звери
спят им тепло, а на верху ветер и снег летает.
У. - Вы ребята правы, я тоже представила мягкое белое покрывало кругом, все блестит – сверкает, а снежинки танцуют свой вальс и тихо падают с неба и укладываются в большие сугробы и красуются, играя с солнечными лучиками.
У. - Посмотрите за окно, сколько,
сколько снега в этом году, сколько снежинок к нам
спустилось.
У. - А это хорошо?
Д. - Да.
У. - Вспомните урок естествознания, с
какой поговоркой мы познакомились о пользе снега
Много снега – много хлеба!
У. – Правильно дети. Зима нам приносит не только пользу, но и красоту! Посмотрите, какие иллюстрации о зимних пейзажах я вам приготовила. Они молча висят и показывают изображение зимней природы. Давайте их “оживим”. Я вам раздам отрывки из произведений поэтов, а вы их соотнесете в соответствии с художественным изображением.
Раздаю детям карточки с отрывками произведений. Они ищут подходящие изображения на иллюстрациях – к своим отрывкам и встают около них. (Использую пространство класса).
Карточки.
1. "Мелькает, вьется первый снег, звездами падая на брег" –
Пушкин "Опрятней медного паркета".
2. Метели снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду за моря, океаны-
Построю дворцы изо льда.
Н.Некрасов "Мороз-воевода"
3. Валит снег и стелет шаль!
С.Есенин "Пороша"
4. Чародейкого – Зимою,
Околдован, лес стоит
Ф.Тютчев.
5. Белым снегом припорошено
Не осталось следу
Поднялась пыль да вьюга
Не видать и свету
И. Никитин "Песня"
6. На дворах и домах снег
лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
И.Никитин "Встреча зимы"
Остальные дети работают с учителем.
У. - Дети, пока ребята выполняют задание, скажите вы мне "Что характерно для зимнего периода нашей природной зоны" (показываю на глобус)
Д. - Морозы и метели, снегопады и вьюги, снежные заносы, бураны, поземка, ясная, морозная погода. Включаю мультимедиа. Даны “зимние” слова и картины к ним. Описываем явления природы.
У. - Это зимние слова – снежные, все они
связаны с зимой со снегом.
У. - А сейчас давайте послушаем и оценим
– как наши дети "оживили картины".
Если вы согласны с ответом, то показываем голубой кружок – это цвет зимы, а если не согласны – красный, и объясните, почему?
Дети зачитывают тексты со своих карточек, а другая группа детей оценивает их.
Кто помнит стихотворение Пришельца об осени, как оно называется?
Д. – Это “Последние листья”.
У.- Давайте вспомним его, побудем
листочками. Согласны?
- Физминутка. Обыгрывание стихотворения
А.Пришельца "Последние листья". Учитель
читает текст, а дети показывают руками и мимикой,
что происходит вокруг.
стр.137.
Слова | Действия |
Летят над полям | Руки в стороны |
Последние листья | Машут |
Последние листья | Кружатся, приседают |
В лесу облетают | |
И солнце, едва | Руки вверх |
Пробиваясь сквозь тучи | И падают вниз - |
Роняет последний | Наклон негреющий лучик |
На речке не слышно | Повороты |
ни песни, ни слова | В стороны |
Ушли рыболовы | Руки на плечи |
С последним уловом | Ходят по классу |
Но верят упрямо | Встают, руки в верх |
и люди и птицы | Улыбаются, |
Все снова родится! | Хлопают в ладоши |
Все вновь повторится! | Садятся |
У. - Чем характерны стихотворения
А.Пришельца? Подумайте?
Д. - Он воспевает родную природу,
любуются и всегда говорит, что все будет хорошо!
Да, Алексей Пришелец открывает удивительное в природе.
Знакомство с новым материалом
- Сегодня мы познакомимся с его стихотворением "Снежинка" – Как вы думаете, о чем оно? Подумаем вместе, можно другое название дать или нет? Хорошо!
У. - Так о чем это стихотворение, как вы
предполагаете?
Д. - О зиме, о снежинках, о красоте.
У. - В тексте встретятся такие слова –
объясните, как вы их понимаете? Мультимедиа на
экране контекст.
- Робкой, потревоженной пушинкой (тихой,
незаметной, очень легкой).
- Сию минуту – (тут же, быстро)
Д. - Сейчас я прочитаю это стихотворение. Включаю музыку Чайковского "Зимний вечер " А ваша задача рассказать, какие картины возникли при чтении.
- Включаю. Читаю (Живое слово 3 кл.(1-4) стр.196). .
Нарисуйте, опишите что представили.
Даю время на обдумывание.
- Кто готов. Я снова включаю запись, а вы рассказывайте представленное.
Д. - Я представил город, вечер, я гляжу в
небо, и падают снежинки. Я их ловлю.
Д. - Ловлю снежинки, а они тают. Мне их
жалко.
У. - Дети, а кто покажет любование
снежинкой. (чтение текста)
У. - А чего боится автор? (что погибнет
снежинка).
Повторное чтение детьми.
У. - Как нужно читать это
стихотворение?
Д. - Неторопливо, спокойно, с любовью, с
жалостью, по - разному
Поработайте авторами прочтения.
У. - Сейчас будете читать самостоятельно, выразительно, продумайте, что хотел передать автор, какие качества душевные пробуждает в людях автор. Возьмите карандаш и подчеркните ту строчку контекста, которая наиболее затронула вас и почему?
Дети работают. Зачитывают строчки – выразительно, объясняют, какие качества в человеке воспитывают эти строчки.
(В ответах детей: любование, красота, движение падающих снежинок, растерянность, защита слабого, смелость, сожаление…).
Разбор куплетов стихотворения.
У. - Что автор хотел изобразить? Передать?
I. Чтение детьми 1 куплета.
Д. - Автор показывает нежность
снежинки, ее легкость.
У. - А какие слова подтверждают легкость?
Д. - Ниже-ниже – кругом, прямо, криво.
У. - А в каких словах восхищение?
"Ах, и до чего ж она красива! (чтение строчки несколькими детьми)
II. Чтение детьми 2 куплета.
Д. - Открытую нежность автор показал, и растерянность, он не знает, что делать?
Держать – растает, упадет – погибнет.
У. - Где возникла тревога? Почему?
Дети доказывают (Вот сейчас, сию минуту)
III. Чтение детьми 3 куплета.
Д. - Автор хочет защитить снежинку, природу – но кругом опасность. Страх неизвестность, тревожность.
У. - Где слова утверждения безопасности?
- У меня, тебя никто не тронет!
(чтение несколькими детьми)
У. – А где у автора сомнение, ирония, безысходность?
На ладони – долго ль до беды!
Крошечная капелька воды.
(Читают несколько детей)
Чтение – Ключевые слова. Итог.
Д. - Автор показывает сожаление.
У. - Жалко снежинку?
У. - Ребята, это природное явление, что
снег в тепле тает, а вот над чем по- настоящему
сожалеет поэт?
Д. - (О красоте, неповторимости снежинки).
У. - Автор очарован красотой и
разочарован – гибелью ее.
- Вот, что мы должны передать при чтении.
Работа над выразительностью.
Карандашом отмечаем паузы, повышение и понижение тона, выделение ключевых слов.
Работа с текстом.
Чтение стихотворения детьми
Д. - А какие звуки- аллитерации
помогают нам читать тихо спокойно, неторопливо.
Д. - (ж – ш, щ, глухие согласные).
У. - Например: робкой потревоженной
пушинкой, снежинка, ниже, спасти
крошечная, слезинка.
Д. - Автор применил художественный прием
сравнение, для того, чтобы мы лучше представили и
поняли легкость снежинки.
У. - С чем сравнивает автор снежинку?
Д. - (с пушинкой ) Прочитайте!
Д. - А еще автор говорит, что снежинка
живая?
У. - Где это видно?
Д. - Несу твою слезинку.
Д. - Это слезинка – снежинка-
то-растаяла.
Физминутка. Вы снежинки!
Аудиозапись (Танец снежинок А.Филиппенко)
- Что услышите, что представите, то и изобразите. Можно летать, и кружится по всему классу.
(Музыка – задорная, веселая, быстрая и медленная).
- Отдохнули? – Вернемся к нашему вопросу – Можно ли заменить название? Почему?
(Можно ли бы "жалость" назвать, но по всему тексту она не подходит, потому что автор показывает красоту, прелесть природного явления, а потом передает сожаление о том, что снежинка растаяла).
Д. - Мне нравится это название, оно
нежное, точное.
Д. - Оно легкое, прозрачное.
Д. - Хоть она растаяла, но есть же другие
снежинки.
У. - Посмотрите, сколько их в классе, а сколько на улице.
- Давайте в тетрадях нарисуем снежинку, ту которую вы представляете.
Д. - Вот тогда она не растает!
Домашнее задание выучить наизусть стихотворение и показать свою снежинку, можете вырезать, нарисовать.
Запись музыки "Зимний вечер" Чайковского. Зарисовка снежинки (синим карандашом)
И Т О Г:
Чем понравился урок?
Что удивило?
Что вызвало радость? Что жалость?
А теперь покажите все свои снежинки, (кто успел нарисовать), они у нас не растают. Я вами очень довольна. Спасибо! Работали прекрасно. (Детям ставятся оценки отлично и хорошо, работали вместе над выразительным чтением и задача учителя увлечь работой всех учащихся по системе Л.В.Занкова – это получается всегда).