Урок истории по теме "Олимпийские игры: история и современность" (5-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель занятия: сформировать у учащихся представление о значении Олимпийских игр в общественной и культурной жизни Древней Греции и вкладе в мировую историю. Способствовать развитию хронологических, картографических, образных и логических умений на основе выполнения познавательных заданий и участие в конкурсе, имитирующем Олимпийские игры.

Основные понятия и термины: Олимпия, Олимпийские игры, глашатай.

Опережающее задание: изучить дополнительную литературу и материал учебника.

Познавательное задание на весь урок: что с точки зрения грека имело большее значение для победы олимпийца – мастерство спортсмена или любовь к нему богов?

Цитата на доске: “Нет другой звезды благороднее солнца – звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, Олимпийские игры”. (Пиндар) К концу урока необходимо подвести ребят к осознанию причин, побуждавших древних греков так гордиться играми.

Вначале урока выбирается 1 ученик, который будет выступать в роли судьи и за каждый правильный ответ или выступление будет премировать учеников заранее изготовленными бумажными амфорами.

Ход занятия.

Учитель кратко рассказывает об истории возникновения Олимпийских игр и традициях их проведения. Состязания греческих атлетов, вошедших в историю под названием Олимпийские игры проводились на острове Пелопоннес близ селения Олимпия на земле Древней Греции на протяжении более тысячелетия. (Слайд 2). На юге Греции, в области Элида, ручей Кладей, соединяясь с рекой Алфеем, ограничивает с запада на юга небольшую долину. В этой долине, окруженной в древности лесистыми холмами, была расположена Олимпия. Она не была городом. Многочисленные храмы, алтари, дома жрецов, помещения для упржнения атлетов – вот и все постройки Олимпии. Ее постоянное население – только жители культа. Семь дорог соединяло Олимпию с остальными областями древнего мира. (карта)

Олимпийские игры в честь бога Зевса начались в 776 г. до н.э. и проводились каждые 4 года в Олимпии. Они продолжались 5 дней. В год игр по Греции проходили гонцы, объявляя о дне начала игр и приглашая людей присутствовать. (Слайд 3)

Легенда гласит, что царь Ифит спросил оракула, как прекратить войны между греческими городами. Оракул посоветовал Иофиту основать игры, угодные богам, как это сделал в свое время Геракл. Тогда Ифит предложил провести атлетические Игры в Олимпии. (Слайд 4)

Согласно договору на время подготовки и проведения Олимпийских игр, которое определялось в три месяца, объявлялось священное перемирие. (Слайд 5)

В Олимпии для игр было построено несколько грандиозных сооружений, спортивные площадки для различных соревнований, помещения для спортсменов и зрителей и храмы для культовых церемоний. (Слайд 6)

Поначалу олимпийцы состязались только в скорости бега. Но со временем в программу вошли также борьба, пентатлон, кулачный бой, гонки на колесницах. Пентатлон – пятиборье, состоявшее из бега, прыжков в длину, метания диска, метания копья и борьбы. (Слайд 7)

Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет. В 394 г. уже нашей эры император Феодосии I упразднил олимпийские соревнования как несовместимые с христианством. Многие сооружения в Олимпии были разрушены. (Слайд 8).

Далее три ученика, которым было дано опережающее задание, знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр.

Первая версия. Очистив Авгиевы конюшни, Геракл должен был получить часть его стад. Однако, царь не сдержал своего обещания, и Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу Зевсу и отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного круга, после чего повелел здесь раз в четыре года устраивать общегреческие атлетические игры.

Вторая версия. По легенде Олимпия была основана аргонавтами после возвращения из Колхиды. Они поклялись в том, что, если кто-нибудь из них попросит помощи, остальные помогут ему. Место для боевых состязаний посвятили самому могущественному из богов – Зевсу Олимпийскому.

Третья версия. Олимпию основал сын царя Тантала Пелоп, который победил царя Эномая. Оракул предсказал последнему смерть от руки будущего зятя. Эномай владел волшебными конями, дарованными ему Аресом. Пелоп выиграл состязание. Возничий царя Миртил вынул чеку из оси царской колесницы, и царь разбил себе голову. Пелоп женился на Гипподамии – дочери Эномая и подчинил себе весь полуостров. Отсюда происходит название Пелопоннес. В месте, где был похоронен Пелоп , и стали устраивать состязания на колесницах.

Далее учитель напоминает учащимся о дате первых олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, то есть началом летоисчисления древнегреческого календаря.

Ученикам предлагаются хронологические задания на эту тему.

  1. Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры?
  2. Сколько лет прошло между первыми и последними на сегодняшний день играми ?
  3. Сколько лет прошло со времени возобновления Олимпийских игр в 1896 г. ?
  4. Сколько игр прошло бы, если бы славная традиция никогда не нарушалась?
  5. Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1169 лет, то в каком году они прекратились?
  6. В 708 г. До н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (в 688 г. до н.э .- кулачный бой, в 680 г. до н.э. – состязания на колесницах).

Далее происходит маленькое театрализованное представление призывы глашатаев из числа учеников: “Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!”. Вносится олимпийский огнь.

Слово учителя. Почти год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своем родном городе. День за днем 10 месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно становились зажиточные люди. Бедняки не могли тренироваться долгими месяцами.

Задание 1.

Покажите на карте “Древняя Греция” и “Древнегреческие колонии” и опишите путь в Олимпию из Ольвии, Пантикапея, Массилии, Кирены, Милета.

Задание 2.

Высчитайте, в каких Олимпийских играх вы принимаете участие, если ваши соревнования проходят в 200 г., 148 г., 100 г.. 72 г., 105 г. по древнегреческому календарю.

Слово учителя. Олимпийские игры продолжались пять дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям. В пятый заключительный день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали : “Слава победителю!”

Задание № 3.

Ребятам предлагается рассказать об одном виде состязаний – беге и прыжках в длину, метании копья и диска, панкратионе и борьбе, заездах колесниц.

Предлагаю некоторый материал по видам состязаний.

Состязание в беге. Дорожку делали в 192 метра в длину, она была глиняной и посыпалась песком. Традиционно существовало три основных забега : стадий – забег в одну длину дорожки, диалос – две длины, и долихос – 20 или 24 длины. Бегали туда – обратно.

Борьба. В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды кидал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Борьба панкратион велась до полной победы, пока противник уже не мог двигаться. Нельзя было кусать противника и выбивать глаза.

Пятиборье. В это состязание входили бег, борьба, прыжки, метание копья и диска.

Соревнования колесниц. Чтобы одержать победу, колесница должна была сделать 12 кругов.

Учитель рассказывает о наградах, которых удостаивался олимпионик. Это пальмовая ветвь, венки из ветвей маслины, амфоры с маслом, быки. Списки олимпиоников высекали на мраморных плитах. От города победителю полагалось: пурпуровая одежда, деньги, пожизненная пенсия, почетное кресло в театре, пожизненное питание, прижизненная статуя (для победивших 3 раза), монеты с изображением победителя, мраморная стела с хвалебной надписью, освобождение от налогов и повинностей. Поэты прославляли победителей в стихах.

Затем с учащимися проводится беседа.

Считаете ли вы, что соревнования в Древней Греции носили демократический характер?

Могли ли Олимпийские игры возникнуть в Древнем Египте?

Ученикам дается опережающее задание: найти дополнительную литературу и подготовить рассказ о возрождении и проведении современных Олимпийских игр. Ребята заранее готовятся с помощью учителя.

1-й ученик. Попытки возродить Олимпийские игры предпринимались с середины XIX века. В 1859, 1870, 1875 и 1889 в Афинах устраивались состязания по бегу, прыжкам, метанию, гимнастике и др., в которых участвовали греческие атлеты. Пьеру де Кубертену удалось возродить олимпийский дух. Первые современные Олимпийские игры состоялись в 1896г. в символическом месте – Афинах. В состязаниях приняли участие спортсмены тринадцати стран. Четыре года спустя атлетов принял Париж. Так удалось сохранить периодичность, традиционную для древних игр.(Слайд 9).

2-й ученик.  Символика Олимпийских игр Олимпийские игры имеют свою символику: (Слайд 10)

  • клятву
  • девиз
  • эмблему
  • флаг

Олимпийская клятва. Текст Олимпийской клятвы предложил Пьер де Кубертен "От имени всех участников соревнований, я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд". Впервые олимпийская клятва прозвучала в 1920 году. В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее впервые в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга в соревнованиях.(Слайд 11).

3-й ученик. Олимпийский огонь. Ритуал зажжения священного огня происходит от древних греков, и был возобновлен Кубертеном в 1912 году. Факел зажигают в Олимпии направленным пучком солнечных лучей, образованных вогнутым зеркалом. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу. Олимпийский факел доставляется на главный стадион Игр во время церемонии открытия, где с помощью него зажигается огонь в специальной чаше на стадионе. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады. (Слайд 12).

4-й ученик. Олимпийский девиз. Олимпийский девиз состоит из трех латинских слов – Citius, Altius, Fortius. Дословно это значит “Быстрее, выше, храбрее”. Однако более распространенным является перевод “Быстрее, выше, сильнее” Фраза из трех слов впервые была сказана французским священником Анри Мартином Дидоном на открытии спортивных соревнований в своем колледже. Эти слова понравились Кубертену и он посчитал, что именно эти слова отражают цель атлетов всего мира. (Слайд 13).

5-й ученик. Эмблема Олимпийских Игр состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец. Этот символ был разработан основателем современных Олимпийских Игр бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году под впечатлением от подобных символов на древнегреческих предметах. Считается, что пять колец – символ пяти континентов На флаге любого государства есть по крайней мере один цвет из представленных на олимпийских кольцах. (Слайд 14).

6-й ученик. Официальный флаг Олимпийских Игр представляет собой изображение олимпийского логотипа на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время Игр. Флаг планировалось впервые использовать на Играх 1916 года, но они не состоялись из-за войны, поэтому впервые флаг появился на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене (Бельгия). Олимпийский флаг используется в церемониях открытия и закрытия каждой Олимпиады. На церемонии закрытия мэр города-хозяина прошедших Игр передает флаг мэру города-хозяина следующих Игр. В течение четырех лет флаг остается в здании мэрии города, который готовится к очередным Играм.
Флаг МОК представляет собой сочетание олимпийского логотипа и олимпийского девиза. Флаги национальных олимпийских комитетов обязательно содержат эмблему из пяти колец.

(Слайд 15).

Учитель. С 1924 г. проводятся еще и зимние Олимпийские игры, которые называют Белыми Олимпиадами.(Слайд 16, 17).

Вопрос ученикам. Ребята, когда и в каком городе Россия будет принимать у себя первые зимние Олимпийские игры?

Россия ждет зимние Олимпийские игры. 2006 год — это год 50-й годовщины участия России в зимних Олимпийских играх. 270 медалей завоевали на 12 зимних Олимпийских играх российские спортсмены, больше чем спортсмены любой другой страны. Россия занимала первое место в общем зачете на 8 из 13 зимних Олимпиадах В 2014 году Россия надеется впервые в своей истории принять у себя зимние Олимпийские и Параолимпийские игры. (Слайд 18, 19, 20)

Заключительная часть урока. В конце урока обсуждается задание, которое было дано в начале урока: “Что влияло на победу греков- мастерство или милость богов?”. Учитель предлагает сформулировать общие черты и различия в древних Олимпийских играх и в современных.

На пятый день состязаний раздавались награды. Судья подводит итоги и выкрикивает имена “олимпиоников” сегодняшнего урока.

Домашнее задание: сочинить стих в честь победителя Олимпийских игр.