В современных условиях особое значение приобретает внеклассная работа с учащимися, привлечения внимания ребят к школе, увлечения их различными видами деятельности в секциях, кружках, вечерах, предметных неделях.
Внеклассная работа по химии - важное звено учебно-воспитательной работы в школе. Ее содержание должно быть связано с изучаемым курсом химии, а формы проведения соответствовать возрасту учащихся. Их желаниям и интересам.
Тематические викторины и игры - это одна из форм внеклассной деятельности учащихся, способствующая закреплению, углублению знаний, развитию навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Трудно переоценить значение дидактических игр в формировании интереса к химии и в развитии логического мышления учащихся. Обязательным элементом таких игр является обучение. Но благодаря сочетанию его с элементами занимательности, динамичности, личностного участия каждого ученика усвоение конкретных знаний отодвигается на второй план, уступая место самому процессу игры, которая привлекает ребят.
Во внеклассной работе дидактические игры могут быть частью вечера или самостоятельным мероприятием. Помощь в организации и проведению игры могут оказывать члены химического кружка или учащиеся, проявляющие повышенный интерес к химии.
Включение в проводящееся мероприятие занимательных опытов целесообразно только по той причине, что учащимся всегда нравятся эффектные превращения - это их увлекает, заставляет задуматься о природе происходящих явлений. Учащиеся, проводящие эксперимент должны знать его содержание, особенности прохождения реакции, а также владеть необходимыми знаниями и умениями по технике химического эксперимента. Занимательные опыты по химии при демонстрации их перед зрителями должны быть весьма наглядными и достаточно технично выполнены.
Игра "В лабиринтах химии" разработана для учащихся 8-ых классов, начиная изучение предмета, они обладают небольшим запасом знаний и умений, поэтому задания предлагаются несложные, больше занимательного характера, так как главная задача этой игры заинтересовать ребят и увидеть сколько необычного и таинственного хранит в себе данный предмет.
Игра: "В лабиринтах химии "
Цель игры: развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности; формирование практических и предметно-организационных умений; формирование чувства коллективизма и ответственности.
Ведущий: Химия - это наука великая и до сих пор до конца непознанная.
Ещё в I в. до н.э. в поэме Тита Лукреция Кара "о природе вещей" идут рассуждения и объяснения химических явлений.
Ученик:
Ветер, во-первых, неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит.
:Стало быть, ветры - частицы, незримые нами, так и по
свойствам своим и по действиям могут сравниться.
С водами мощных рек, обладающих видимым телом.
:Далее, запахи мы обоняем различного рода, хоть и не видим
совсем, как в ноздри они проникают.
:И наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, высыхает.
Видеть, однако, нельзя, как влага на нём оседает.
Как и не видно того, как от зноя она исчезает.
Значит дробиться вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего взора.
Ведущий: Сегодня наша викторина (игра) связана тесной нитью с химией, её процессами и веществами.
Для этого нам нужны две команды:
- команда девочек (по 4 человека)
- команда мальчиков (по 4 человека)
(команды занимают свои места за столами)
Нам нужно выбрать жюри (3 человека) для подсчёта очков и выбора победителя (жюри занимает свои места).
Кроме конкурсов вас ждут занимательные опыты.
Итак, начинаем игру.
I конкурс: /оценивается в 4 балла/
Из имеющихся на столе приборов по рисунку соберите необходимый аппарат для проведения опыта.
(Команды начинают работать, а болельщики отгадывают загадки.
Болельщики делятся на 2 команды, каждая отгаданная загадка - это балл для своей команды ).
Жюри: подводит итог 2б - за быстроту, 2б - за правильность выполнения.
Объявляется итог конкурса и записывается на табло.
Ведущий: сейчас вы увидите занимательный опыт "несгораемый платок".
Ученик: демонстрирует подготовленный опыт.
Ведущий: Объявляет 2 конкурс.
II конкурс:
Вам дан набор металлов - определите какие металлы у вас находятся. Напишите на листке и отдайте жюри.
(идёт конкурс)
Жюри: Зачитывают ответы команд, правильные ответы и кол-во баллов.
(За каждый правильно названный металл - 1 б)
Ведущий: Музыкальная пауза, в исполнении ансамбля "Химик--шлягер", вы услышите (шуточное) попурри на химическую тему.
Выступление группы:
Ведущий: объявляет начало III конкурса /оценивается в 4 балла/
III конкурс - литературный: сочините стихотворение из пар слов
- Урок - бросок
- Спиртовка - коровка
- Ученик - дневник
- Пробирка - вампирка
Жюри: (отгадывают загадки болельщики)
Подводит итог конкурса, за использование всех слов, за интересный сюжет.
Ведущий: объявляет итоги III конкурсов и начинает IV конкурс.
IV конкурс: Отгадайте шарады /оценивается в 4 балла/
Первый слог - предлог известный
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву "й"
Чтобы целое узнать
Нужно вам металл назвать (натрий)
Слог мой первый метлой выметают.
Слогом вторым информатор считает.
В целом скажу, дорогие друзья,
Для многих больных вместо сахара я. (Сор-бит)
(ответы на листках подаются жюри)
Жюри: подводит итог - кто быстрее.
За отгаданную шараду - 2 балла.
Ведущий: А сейчас мы увидим занимательный опыт "Вулкан на столе".
(Свет выключить, шторы закрыть)
Ученик: показывает опыт, лучинкой поджигает вещество, находящееся в тигле.
Ведущий: объявляет V конкурс.
В этом конкурсе нужно разгадать шесть ребусов, в каждом зашифрованы названия химических элементов.
Жюри: Подводит итоги V конкурса.
1б - за каждый ребус.
Подводятся итоги игры, объявляется победитель.
Ведущий: А сейчас мы увидим опыт "Бежит - растворяется, а остановится - взрывается".
Приложение. "Мерцающие огоньки на сахарной горке"
Оборудование:
- керамическая плитка,
- фарфоровая чаша,
- стеклянная палочка,
- лучинка,
- сахарный песок,
- оксид хрома (III).
Взвесьте на технических весах 6-9 г. ( ) и 2-3г. сухого мелкого сахарного песка (лучше пудры), перенесите эти вещества в сухую фарфоровую чашечку и тщательно перемешайте стеклянной палочкой. Полученную смесь насыпьте горкой на асбестированную сетку (или керамическую плитку), помещённую на демонстративный столик. Внесите в смесь на некоторое время горящую лучинку (до появления первых искр), после чего лучинку уберите. Происходит постепенное раскаливание смеси.
Опыт эффективнее проводить в затемнённой комнате и желательно под тягой, т.к. ощущается запах горящего сахара. В данном опыте активно окисляется сахар на поверхности каt.
"Несгораемый платок "
Оборудование:
- носовой платок из х/б ткани,
- спиртовка,
- тигельные щипцы, длинная лучинка,
- этиловый спирт.
Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его (так, чтобы он был достаточно влажным) и хорошо пропитайте спиртом. Захватите платок за один из его концов тигельными щипцами и держа их в вытянутой руке, поднимите к ткани длинную лучинку. Спирт сразу вспыхнет - создаётся впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остаётся невредимым, т.к. t воспламенения влажной ткани значительно выше, чем t воспламенения спирта.
"Вулкан на столе "
Оборудование:
- коническая колба,
- фарфоровый тигель,
- дихромат аммония,
- спирт,
- лучинка,
- спиртовка,
- спички.
В горло конической колбы вставьте тигелёк. Колбу покрыть (придать форму горы). Под колбу положить большой лист бумаги для сбора оксида хрома (III).
В тигелёк насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается "вулкан" горящей лучинкой. Реакция экзотермическая протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частички оксида хрома (III). Если погасить свет, то создаётся впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскалённые массы:
Оксид хрома (III) - сохранить.
"Бежит - растворяется, а остановится - взрывается"
Оборудование:
- две чашки Петри,
- фильтрованная бумага,
- металлический натрий,
- стекло,
- пинцет,
- скальпель,
- фенолфталеин.
Параллельно 2 опыта.
В первом случае поместите в чашку Петри с водой, очищенный от оксидных плёнок металлический натрий. Кусочек натрия "бегает", уменьшаясь в объёме, и постоянно исчезает.
Во втором опыте повторите всё в такой же последовательности, но предварительно на поверхность воды положите фильтрованную бумагу. Движение натрия затрудняется. Происходит экзотермический процесс, сопровождающийся выделением тепла. Na взаимодействует с воздуха, образуется оксид и пероксид натрия последний вступает в реакцию с парами воды.
Выделяющиеся газы - водород и кислород - взаимодействуют между собой. Происходит взрыв (потрескивание) и воспламенение натрия.
Шуточные загадки
Надеюсь, вы любите загадки. Попробуйте отгадать некоторые из них.
1) Какой элемент не имеет постоянной "прописки" в периодической системе химических элементов? (Водород)
2) Какой элемент всегда рад? (Радон)
3) Какой газ утверждает, что он - это не он? (Неон)
4) Какой неметалл является лесом? (Бор)
5) Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
6) Какой химический элемент вращается вокруг солнца? (Уран)
7) Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
8) Какие химические элементы утверждают, что могут "другие вещества рождать"? (Всего 3 - кислород, водород, углерод)
9) Какие химические элементы легко превратить в весёлое зрелище? (Цирконий - цирк, цинк - цирк)
10) Какой металл по древней мифологии обречён на "вечные муки"? (Тантал)
11) В состав названия какого металла входит дерево? (Никель)
12) Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)
13) Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото)
14) Какие химические элементы состоят из различных рек? (индий, Полоний, Радон, Нильсборий)
15) В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (Бром, хром)
16) Какой химический элемент имеет прямое отношение к табуну лошадей? (Цирконий)
17) Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды? (Титан)
18) От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить кость скелета животного или человека? (Серебро)
19) Название какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
20) Какие химические элементы состоят из троек? (Натрий, иттрий)
21) Какие элементы являются музыкальными? (Водород, серебро, кадмий, рений, гольмий, фермий, кобальт)
22) Какой химический элемент входит в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (Забор)
Песня на мотив "Вместе весело шагать по просторам"
Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам
Элементы изучать лучше хором, лучше хором, лучше хором,Нам хорошую оценку выбрать надобно
Натрий, калий, алюминий уже радостно
Сера, фосфор, кислород и галогены все
Их должны мы знать для счастья на землеВместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам
Элементы изучать лучше хором, лучше хором, лучше хором,Изучали элементов произношение
Купрум, феррум и аргентум- вот мучение
Азот-"эн", а сера-"эс" и фосфор просто "пэ"
Нелегко дается нам это учениеВместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам
Элементы изучать лучше хором, лучше хором, лучше хором.
Источники информации.
1. Алексинский В.Н. "Занимательные опыты по химии", Москва, Просвещение,1995г.
2. Злотников Э.Г. "Урок окончен - занятия продолжаются", Москва, Просвещение, 1992.