1. Пояснительная записка
Цель: познакомить с отдельными страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории; закрепить умение выполнять арифметические действия с десятичными дробями, с обыкновенными дробями с различными знаменателями при решении задач, составленных на основе исторических документов.
Задачи: побудить детей глубже изучать прошлое Отчизны, внимательнее и бережнее относиться к тому, что нас окружает.
Объем программы: 1 час в неделю, всего 32 часа.
Методическая основа: программа рассчитана на детей 10-11 лет, имеющих знания по математике по базисной программе.
2. Требования к знаниям, умениям, навыкам
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- Знать об имеющихся в России 17 века профессиях (кузнецы, гончары, скорняки, плотники, кожевники, портные, пекари);
- Уметь схематически начертить план Кремля
- Знать названия некоторых башен Кремля и их историю
- Иметь представление о музейных экспонатах (Царь-пушка, Царь-колокол)
- Уметь выполнять перевод старинных мер в современные
- Уметь строить к задаче диаграммы
- Понимать, как составлять уравнения
- Знать, что такое статистика
3. На протяжении изучения курса показать тесную связь предмета математики с историей нашей страны и необходимость такой науки, как статистика.
Методические указания: при изучении курса учить работать с книгой, проводить заочные экскурсии по Кремлю.
Содержание программы "Страницы русской истории на уроках математики"
Названия тем и разделов |
Кол-во часов |
Сроки |
Вид контроля |
|||
По истории |
По математике |
|
|
|
||
Тема: Мастера России |
||||||
1. |
Плотники |
Сложение десятичных дробей |
1 час |
Сентябрь |
|
|
2. |
Гончары |
Решение задач на действия с десятичными дробями |
1 час |
Сентябрь |
|
|
3. |
Кузнецы |
Буквенные выражения |
1 час |
Сентябрь |
|
|
4. |
Скорняки |
Решение задач на действия с десятичными дробями |
1 час |
Сентябрь |
|
|
5. |
Кожевники |
Составление уравнений |
2 часа |
Октябрь |
|
|
6. |
Портные |
Составление выражений |
1 час |
Октябрь |
|
|
7. |
Пекари |
Составление диаграмм |
1 час |
Октябрь |
|
|
8. |
Итоговый урок |
|
1 час |
Ноябрь |
Устный зачет |
|
Тема: Московский Кремль |
||||||
1. |
Московский Кремль |
Решение задач составлением уравнений |
2 часа |
Ноябрь |
Конкурс знатоков |
|
2. |
Стены Кремля |
2 часа |
Ноябрь |
|||
3. |
Оборонительный ров |
Решение задач на сложение и вычитание дробей с различными знаменателями |
2 часа |
Декабрь |
||
4. |
Башни Кремля |
2 часа |
Декабрь |
|||
5. |
Спасская башня |
1 час |
Декабрь, январь |
|||
6. |
Итоговый урок |
1 час |
Январь |
|||
7. |
Площади вокруг Кремля |
Решение задач на все действия с обыкновенными и десятичными дробями |
2 часа |
Февраль |
||
8. |
Столп Ивана Великого |
1 час |
Февраль |
|||
9. |
Успенская и Филаретова звонница |
Задачи на пропорции |
1 час |
Февраль |
||
10. |
Царь-колокол |
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел |
2 часа |
Март |
||
11. |
Царь-пушка |
1 час |
Апрель |
|||
12. |
Кремлевские куранты |
Задачи на все действия с положительными и отрицательными числами |
2 часа |
Апрель |
||
13. |
Колокольный литец А. Григорьев |
3 часа |
Май |
|||
14. |
Мастер А. Чохов |
1 час |
Май |
|||
15. |
Итоговый урок |
Практическая работа |
Проект урока
Место урока: 5 класс «десятичные дроби» 16 урок.
Тип урока: комбинированный (обобщение знаний и получение новых знаний).
Образовательные цели:
- Закрепить умение решать задачи на сложение и вычитание дробей.
- Составить представление о создании часов на Спасской башне.
Развивающие цели: обеспечить условия для:
- Самостоятельности мышления, выделения главного, умения видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы;
- Формирования культуры учебной деятельности;
- Применения новых средств в обучении;
- Личностного саморазвития;
- Развития речи.
Воспитательные цели: обеспечить условия для:
- Воспитания аккуратности;
- Воспитания ответственного отношения к учебе;
- Воспитания культуры общения.
Методы:
- Диалог
- Педагогическая поддержка;
- Создание ситуации успеха;
- Создание ситуации заинтересованности
Формы:
- Фронтальный опрос;
- Самостоятельная работа;
- Работа с презентацией.
Структура урока:
- Организационный момент
- Презентация 1
- Презентация 2
- Домашнее задание
- Итог урока
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель сообщает о том, что сегодня путешествие по Кремлю приводит нас к главной башне Кремля (на интерактивной доске появляется слайд № 1) и предлагает вопросы:
- Как называется главная башня Кремля?
- Откуда такое название?
- Чем отличается эта башня от других?
Учитель, выслушав ответы, предлагает посмотреть материалы, подготовленные учеником.
Рисунок 1
2. Презентация 1
Рисунок 2 Вы можете посмотреть здесь.
На Спасской башне уже несколько веков отсчитывают время куранты – башенные часы с музыкой. Когда были установлены первые часы, точно не известно, предполагается, что вскоре после завершения строительства башни в 1491году.
Новые, еще большие часы, о которых пойдет речь, поручили изготовить «англицкой земли часового дела мастера» Христофору Галовею в 1621году. Под его руководством московские кузнецы Ждан, его сын Шумило Жданов и внук Алексей Шумилов выковали удивительные куранты. В трех этажах башни разместили механизмы часов, бой которых разносился над всей Москвой.
Галовеевские часы были большие и массивные. Их циферблат массой 400кг был собран из тяжелых дубовых досок и окрашен голубой краской. На нем были золотом нарисованы солнце и месяц и укреплены жестяные звезды.
Рисунок 3
Задача 1: Галовеевские часы имели циферблат диаметром 5.16 м, что составляет 43/51 от диаметра циферблата нынешних часов на Спасской башне. Вычислите диаметр циферблата курантов на Спасской башне.
Решение: (Один ученик решает у доски, остальные – в тетради)
5.16 : 43 * 51 = 6.12 (м) – диаметр циферблата курантов на Спасской башне
Ответ: 6.12 м
3. Презентация 2
(На интерактивной доске появляется рис. 4 , распечатка данного рисунка на каждом столе)
Рисунок 4 Вы можете посмотреть здесь.
В 1704 году Галовеевские часы пришли в негодность, и Петр I повелел заменить их новыми. Чтобы часы могли исполнять сложную мелодию на Спасской башне 58 колоколов (на интерактивной доске появляется рис. 5 и задача 1)
Рисунок 5
Задача 2: Часовая стрелка кремлевских курантов на 0.31 м короче минутной. Вычислите длину стрелок, если известно, что они вместе имеют длину 6.25 м.
Решение: (Один ученик решает у доски, остальные – в тетради).
Пусть длина часовой стрелки Х м, тогда длина минутной стрелки (Х + 0.31) м.
Составляем уравнение:
x + x + 0.31 = 6.25,
2x + 0.31 = 6.25,
2x = 6.25 – 0.31,
2x = 5.94,
x = 5.94 : 2,
x = 2.97
2.97 м - длина часовой стрелки;
2.97 + 0.31 = 3.28 (м) – длина минутной стрелки
Ответ: 2.97 м; 3.28 м .
4. Задание на дом: составить к задаче краткую запись и решить.
Задача: Точность хода курантов достигается с помощью движения маятника массой 32 кг. Масса маятника составляет 0.00128 от массы механизма часов на Спасской башне. Какова масса механизма часов?
Учитель: много поколение часов мастеров наблюдали за работой курантов. Благодаря их неустанной заботе уже более 500 лет отсчитывают они время. И звучит без малого 400 лет их чистый и мелодичный перезвон, который теперь благодаря радио и телевидению слышат все в нашей стране и далеко за ее пределами. Звучит бой курантов (на интерактивной доске появляется рис. 5)
Рисунок 5
5. Итог урока
Учитель: наше путешествие по Кремлю закончилось.