Решение задач на сложение и вычитание дробей "Спасская башня"

Разделы: Математика


1. Пояснительная записка

Цель: познакомить с отдельными страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории; закрепить умение выполнять арифметические действия с десятичными дробями, с обыкновенными дробями с различными знаменателями при решении задач, составленных на основе исторических документов.

Задачи: побудить детей глубже изучать прошлое Отчизны, внимательнее и бережнее относиться к тому, что нас окружает.

Объем программы: 1 час в неделю, всего 32 часа.

Методическая основа: программа рассчитана на детей 10-11 лет, имеющих знания по математике по базисной программе.

2. Требования к знаниям, умениям, навыкам

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  • Знать об имеющихся в России 17 века профессиях (кузнецы, гончары, скорняки, плотники, кожевники, портные, пекари);
  • Уметь схематически начертить план Кремля
  • Знать названия некоторых башен Кремля и их историю
  • Иметь представление о музейных экспонатах (Царь-пушка, Царь-колокол)
  • Уметь выполнять перевод старинных мер в современные
  • Уметь строить к задаче диаграммы
  • Понимать, как составлять уравнения
  • Знать, что такое статистика

3. На протяжении изучения курса показать тесную связь предмета математики с историей нашей страны и необходимость такой науки, как статистика.

Методические указания: при изучении курса учить работать с книгой, проводить заочные экскурсии по Кремлю.

Содержание программы "Страницы русской истории на уроках математики"

Названия тем и разделов

Кол-во часов

Сроки

Вид контроля

По истории

По математике

 

 

 

Тема: Мастера России

1.

Плотники

Сложение десятичных дробей

1 час

Сентябрь

 

2.

Гончары

Решение задач на действия с десятичными дробями

1 час

Сентябрь

 

3.

Кузнецы

Буквенные выражения

1 час

Сентябрь

 

4.

Скорняки

Решение задач на действия с десятичными дробями

1 час

Сентябрь

 

5.

Кожевники

Составление уравнений

2 часа

Октябрь

 

6.

Портные

Составление выражений

1 час

Октябрь

 

7.

Пекари

Составление диаграмм

1 час

Октябрь

 

8.

Итоговый урок

 

1 час

Ноябрь

Устный зачет

Тема: Московский Кремль

1.

Московский Кремль

Решение задач составлением уравнений

2 часа

Ноябрь

Конкурс знатоков

2.

Стены Кремля

2 часа

Ноябрь

3.

Оборонительный ров

Решение задач на сложение и вычитание дробей с различными знаменателями

2 часа

Декабрь

4.

Башни Кремля

2 часа

Декабрь

5.

Спасская башня

1 час

Декабрь, январь

6.

Итоговый урок

1 час

Январь

7.

Площади вокруг Кремля

Решение задач на все действия с обыкновенными и десятичными дробями

2 часа

Февраль

8.

Столп Ивана Великого

1 час

Февраль

9.

Успенская и Филаретова звонница

Задачи на пропорции

1 час

Февраль

10.

Царь-колокол

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

2 часа

Март

11.

Царь-пушка

1 час

Апрель

12.

Кремлевские куранты

Задачи на все действия с положительными и отрицательными числами

2 часа

Апрель

13.

Колокольный литец А. Григорьев

3 часа

Май

14.

Мастер А. Чохов

1 час

Май

15.

Итоговый урок

Практическая работа

Проект урока

Место урока: 5 класс «десятичные дроби» 16 урок.

Тип урока: комбинированный (обобщение знаний и получение новых знаний).

Образовательные цели:

  • Закрепить умение решать задачи на сложение и вычитание дробей.
  • Составить представление о создании часов на Спасской башне.

Развивающие цели: обеспечить условия для:

  • Самостоятельности мышления, выделения главного, умения видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы;
  • Формирования культуры учебной деятельности;
  • Применения новых средств в обучении;
  • Личностного саморазвития;
  • Развития речи.

Воспитательные цели: обеспечить условия для:

  • Воспитания аккуратности;
  • Воспитания ответственного отношения к учебе;
  • Воспитания культуры общения.

Методы:

  • Диалог
  • Педагогическая поддержка;
  • Создание ситуации успеха;
  • Создание ситуации заинтересованности

Формы:

  • Фронтальный опрос;
  • Самостоятельная работа;
  • Работа с презентацией.

Структура урока:

    1. Организационный момент
    2. Презентация 1
    3. Презентация 2
    4. Домашнее задание
    5. Итог урока

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель сообщает о том, что сегодня путешествие по Кремлю приводит нас к главной башне Кремля (на интерактивной доске появляется слайд №  1) и предлагает вопросы:

  • Как называется главная башня Кремля?
  • Откуда такое название?
  • Чем отличается эта башня от других?

Учитель, выслушав ответы, предлагает посмотреть материалы, подготовленные учеником.

Рисунок 1

2. Презентация 1

Рисунок 2 Вы можете посмотреть здесь.

На Спасской башне уже несколько веков отсчитывают время куранты – башенные часы с музыкой. Когда были установлены первые часы, точно не известно, предполагается, что вскоре после завершения строительства башни в 1491году.

Новые, еще большие часы, о которых пойдет речь, поручили изготовить «англицкой земли часового дела мастера» Христофору Галовею в 1621году. Под его руководством московские кузнецы Ждан, его сын Шумило Жданов и внук Алексей Шумилов выковали удивительные куранты. В трех этажах башни разместили механизмы часов, бой которых разносился над всей Москвой.

Галовеевские часы были большие и массивные. Их циферблат массой 400кг был собран из тяжелых дубовых досок и окрашен голубой краской. На нем были золотом нарисованы солнце и месяц и укреплены жестяные звезды.

Рисунок 3

Задача 1:  Галовеевские часы имели циферблат диаметром 5.16 м, что составляет 43/51 от диаметра циферблата нынешних часов на Спасской башне. Вычислите диаметр циферблата курантов на Спасской башне.

Решение: (Один ученик решает у доски, остальные – в тетради)

5.16 : 43 * 51 = 6.12 (м) – диаметр циферблата курантов на Спасской башне

Ответ: 6.12 м

3. Презентация 2

(На интерактивной доске появляется рис. 4 , распечатка данного рисунка на каждом столе)

Рисунок 4 Вы можете посмотреть здесь.

В 1704 году Галовеевские часы пришли в негодность, и Петр I повелел заменить их новыми. Чтобы часы могли исполнять сложную мелодию на Спасской башне 58 колоколов (на интерактивной доске появляется рис. 5 и задача 1)

Рисунок 5

Задача 2: Часовая стрелка кремлевских курантов на 0.31 м короче минутной. Вычислите длину стрелок, если известно, что они вместе имеют длину 6.25 м.

Решение: (Один ученик решает у доски, остальные – в тетради).

Пусть длина часовой стрелки Х м, тогда длина минутной стрелки (Х + 0.31) м.

Составляем уравнение:

x + x + 0.31 = 6.25,

2x + 0.31 = 6.25,

2x = 6.25 – 0.31,

2x = 5.94,

x = 5.94 : 2,

x = 2.97

2.97 м  - длина часовой стрелки;

2.97 + 0.31 = 3.28 (м) – длина минутной стрелки

Ответ: 2.97 м; 3.28 м .

4. Задание на дом: составить к задаче краткую запись и решить.

Задача: Точность хода курантов достигается с помощью движения маятника массой 32 кг. Масса маятника составляет 0.00128 от массы механизма часов на Спасской башне. Какова масса механизма часов?

Учитель: много поколение часов мастеров наблюдали за работой курантов. Благодаря их неустанной заботе уже более 500 лет отсчитывают они время. И звучит без малого 400 лет их чистый и мелодичный перезвон, который теперь благодаря радио и телевидению слышат все в нашей стране и далеко за ее пределами. Звучит бой курантов (на интерактивной доске появляется рис. 5)

Рисунок 5

5. Итог урока

Учитель: наше путешествие по Кремлю закончилось.