Тип урока: комбинированный.
Дидактическое предназначение: урок изучения нового материала.
Цели:
- развитие языковой эрудиции учащихся;
- развитие творческого воображения и мышления.
Задачи:
- продолжить формировать представление детей о разнообразии животного мира на примере птиц;
- расширить и закрепить знания детей о перелетных и зимующих (оседлых) птицах;
- продолжить формирование общеучебных умений коммуникации (слушать учителя, друг друга), умения выдвигать аргументы при доказательстве;
- содействовать воспитанию чувства любви к Родине, родному краю, братьям нашим меньшим.
Оборудование:
- слайды птиц, о которых говорится в загадках;
- толковый словарь;
- рисунок ласточки, табличка «Синоптики»;
- карточки для работы в группах;
- индивидуально-ориентированный план на доске;
- грамзапись «Голоса птиц»;
- газета «Власть труда» от 01.02.08г. о голубях, от 04.02.08г. о диких утках, которые остались у нас зимовать;
- сигнальные фонарики;
- выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Психологический настрой.
- Покажите ваше настроение. А какое настроение у меня? Как узнали? Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы нам стало теплее в этот зимний денек!
II. Повторение пройденного материала.
- На прошлом уроке мы побывали в саваннах и тропических лесах. Где они находятся?
- Что такое саванна? Тропические леса?
- Где живут эти животные? (слайды, картинки)
III. Сообщение темы и задач урока.
- А у нас еще зима. Холодная, морозная…. Но жизнь в лесу продолжается.
- Сегодня на уроке мы узнаем, где зимуют птицы? Как они выживают в это трудное время года?
Можно ли помочь птицам?
IV. Работа над новым материалом.
1. Рассказ Ю. Дмитриева, «Какие птицы бывают?» Краткий пересказ рассказа учителем.
2. Разгадывание загадок. Показ слайдов.
Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор.
Раскрывает с шумом крылья
И садится на забор.
(Петух)
Ей на месте не сидится
Это бойкая ……
(Синица)
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
- Кто лишний? Почему?
- Сегодня на уроке мы поговорим о птицах, которые встречаются в природе.
В лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы филины и …..
(Совы)
- Кого называют лесным доктором? (Дятла)
Угадайте, что за птичка –
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца?
(Ласточка)
Встали птицы на ходули,
Ищут корма по пути,
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
- Подумайте, на какие две группы можно разделить этих птиц?
- зимующие (оседлые)
- перелетные
3. Прослушивание грамзаписи.
- Ребята, хотите побывать сейчас в лесу? Закройте глаза и слушайте…..
- Как вы думаете, в какое время года сделана эта запись? Почему?
4. Показ слайдов. (Ласточка, журавль)
- Догадайся, почему перелетные птицы улетают на зиму в теплые края?
- Почему зимующие птицы остаются зимовать в наших краях?
5. Работа по учебнику. С .76.
- зимующие
- Рассмотрите рисунок с зимующими птицами. Каких птиц вы встречали в природе? Что интересного можете рассказать о них?
Этим птицам мороз не страшен. Еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки им очень тяжело зимой. Из десяти, иногда, только 1-2 доживают до весны.
- А можно помочь птицам зимой? (Рассказы детей о том, как они подкармливают птиц зимой).
6. Статьи из местных газет.
7. Работа по учебнику. С. 76.
- перелетные
- Внимательно прочитайте текст о перелетных птицах.
- Куда улетают некоторые птицы на зиму?
- Когда вновь возвращаются к нам?
- Как называют таких птиц?
- А кто знает, какая из этих птиц может предсказывать погоду? (Ласточка)
Низко ласточка летает,
О дожде предупреждает.
- Почему низко летает?
- Кто знает, как называют людей и животных, которые предсказывают погоду? (На доску вывешиваю картинку с изображением ласточки и табличку «синоптики»).
8. Работа с толковым словарем.
- Эта очень умная книга поможет найти ответы на многие вопросы.
9. Слайды. (Кольца, карта.)
Птицы непоседы. Как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но ведь так и белка умеет! А вот улететь на тысячи километров и снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.
Люди замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.
- Как же это удалось сделать ученым?
- Подумайте, как эти кольца помогли ученым?
На каждом кольце был номер и адрес того места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученые узнали, где зимуют птицы.
V. Физминутка.
Очень трудно так стоять
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться!
VI. Сжатое повторение изложенного материала.
- Птицы бывают зимующие (оседлые) и перелетные. Перелетные птицы улетают на зиму в теплые края потому, что нет корма. Зимующим (оседлым) птицам очень трудно зимовать. Они нуждаются в заботе и помощи людей. Глубокий снег, трескучие морозы, сложно найти корм. Не так страшен холод, как голод.
VII. Работа по индивидуально-ориентированному плану. (На доске)
Группа – это «мы». Работаем дружно, помогаем друг другу.
- Почему Мудрая Черепаха с большим горячим сердцем?
1. Работа в группах:
№1. Закрась кружок возле тех птиц, которые улетают в теплые края.
№2. Закрась кружок возле тех птиц, которые остаются зимовать.
№3.Какая птица лишняя? Почему? Подчеркни.
Распределение ролей в группе:
1- читает текст;
2- проверяет, чтобы все закрасили кружки, подчеркнули;
3- отвечает.
Коллективная проверка. (Слайды)
Обращаю внимание на взаимопомощь, умение слушать и слышать друг друга. Выясняем, с кем было приятнее работать, почему?
2. Индивидуальная работа в тетрадях.
Разбираем задание.
Взаимопроверка.
3. Молодец! Мастер! (Задания повышенной трудности.) Работают по выбору: самостоятельно или в паре.
Обвести по точкам контуры птички, записать название. Перелетная или зимующая?
Самопроверка по контрольным карточкам.
VIII. Закрепление изученного материала.
Читаю текст с ошибками. Дети «сигнализируют»: красный – ошибка, зеленый – правильно.
Я иду по зимнему лесу. Раздается барабанная дробь дятла. Весело поет соловей. Слышится громкое «Ку-ку!». Трещат сороки.
IX. Рефлексия.
- Покажите свое настроение.
- Кому было интересно и легко? Кому требовалась помощь учителя или товарищей? Почему?
- Кто запомнил, что означает слово «синоптики»?
X. Выставка и рекомендация книг по теме урока.