Конспект урока русского языка в 1-м классе по теме "Систематизация знаний о способах обозначения звука [й′]"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить  знания учащихся о разных способах обозначения звука [й’].
  2. Развивать память, внимание, логику мышления, устную речь на каждом этапе урока.
  3. Воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.

Тип урока:  

Урок моделирования и преобразования модели.

Оборудование: 

  • учебник «Русский язык» (авт. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова );
  • конверты со схемами; 
  • памятка (Приложение 1);
  • робот Сам Самыч;
  • рабочие тетради.

Ход урока

1.    Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чья фамилия начинается с гласного звука. Затем – с согласного твёрдого. А теперь – с согласного мягкого.

Молодцы! Никто не остался без места.

У меня вопрос к  Карине :

 - Почему ты, села последней?  Ведь твоя фамилия начинается с буквы Ю? (Юсупова)

 - А вы ведь говорили про звук.

 Итак, наш урок начинается.

2.    Создания ситуации успеха.

- Ребята, а кто у нас постоянный гость?

- Сам Самыч.

- Это кто?

- Робот.

- Какой первый вопрос задал нам  Сам Самыч?

- Чего больше гласных звуков или букв?

- Кто может ответить на этот вопрос?

- Задавал ли ещё вопросы Сам Самыч?

- Какие?

- Чего больше согласных звуков или букв?

- Ответ есть?

- Были ли ещё вопросы у робота?

- Какими буквами обозначается звук [й’]?

- Снова этот звук!

- Кто знает ответ на этот вопрос?

- Как узнать какую букву выбрать? От чего это зависит?

- Что такое позиция?

3.    Ситуация разрыва.

Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Каждая гласная получила себе звук. Одно «Й краткое» ничего себе не выбрало. - «Для чего мне звуки, - размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. – Лучше жить тихо, безгласно.-  Это всегда спокойнее».

Спохватились гласные, что «Й краткому» никакого звука не досталось. Что делать?

- Знаешь что – говорят ему. – Сходи-ка ты к согласным.

Подумало «Й краткое», зевнуло.

- А мне, - говорит, - эти звуки вроде и ни к чему. У меня и своих нагрузок хватит.

Уговорили всё же гласные «Й краткое», смекнуло оно, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:

- Я согласный!

- Какой тебе звук? – спрашивают у него согласные.

Стоит  «Й краткое», раздумывает:  звонкий взять – голова будет болеть от звона, шипящий взять – будешь шипеть, наживёшь врагов;  нет,  лучше уж ничего не брать.

Ходит «Й краткое», ищет, где бы пристроится. А кто его возьмёт! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определённой профессии.

С трудом перебивается «Й краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит. Трудно ему, хоть криком кричи. А тут ещё  Сам Самыч запутался.  Схемы с позициями звука [й’] и таблички с буквами, которыми обозначается этот звук,   в разных позициях,  перепутались.

-  Что делать? Поможем ему, ребята?

4.    Постановка учебной задачи.

Итак, первая наша задача :

- Научить Сам Самыча  обозначать звук [й’] буквами.

При этом я прошу вас быть внимательными и аккуратными, иначе русский язык не будет нас любить.

5.    Учебные действия, способствующие решению учебной задачи (УЗ).

5.1.  Практическая работа в группах. Проблемная ситуация.

Я нарисовала на листочках для робота схемы с позициями звука [й’] и таблички с буквами, которыми обозначается этот звук в разных позициях. Но кто-топерепутал все листочки. Помогите Сам Самычу найти к каждой схеме нужную табличку.

Перед детьми на столах находятся перепутанные таблички, дети выполняют работу в парах.

5.2.  Физкультминутка.

Слушаем тишину.

5.3.  Проверка самостоятельной  работы.

На доске появляются правильные схемы.

5.4.  Придумайте примеры к каждой схеме.

5.5.  Упражнение 26, стр. 45

Кайма – отличающая по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Рой – 1) стая летающих насекомых; 2) семья пчёл.
Юнга – подросток, обучающийся морскому делу, готовящийся стать матросом.
Карьер – 1) место открытой разработки неглубоко  залегающих полезных ископаемых, камней, песка, глины; 2) самый быстрый конский бег.

6.    Рефлексивная деятельность.

 - Что должен запомнить Сам Самыч сегодня?

7.    Оценка и контроль в ходе рефлексии.

-  Кому было на уроке всё понятно похлопайте, кому не понятно потопайте.

Спасибо.