Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о разных способах обозначения звука [й’].
- Развивать память, внимание, логику мышления, устную речь на каждом этапе урока.
- Воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.
Тип урока:
Урок моделирования и преобразования модели.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» (авт. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова );
- конверты со схемами;
- памятка (Приложение 1);
- робот Сам Самыч;
- рабочие тетради.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чья фамилия начинается с гласного звука. Затем – с согласного твёрдого. А теперь – с согласного мягкого.
Молодцы! Никто не остался без места.
У меня вопрос к Карине :
- Почему ты, села последней? Ведь твоя фамилия начинается с буквы Ю? (Юсупова)
- А вы ведь говорили про звук.
Итак, наш урок начинается.
2. Создания ситуации успеха.
- Ребята, а кто у нас постоянный гость?
- Сам Самыч.
- Это кто?
- Робот.
- Какой первый вопрос задал нам Сам Самыч?
- Чего больше гласных звуков или букв?
- Кто может ответить на этот вопрос?
- Задавал ли ещё вопросы Сам Самыч?
- Какие?
- Чего больше согласных звуков или букв?
- Ответ есть?
- Были ли ещё вопросы у робота?
- Какими буквами обозначается звук [й’]?
- Снова этот звук!
- Кто знает ответ на этот вопрос?
- Как узнать какую букву выбрать? От чего это зависит?
- Что такое позиция?
3. Ситуация разрыва.
Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Каждая гласная получила себе звук. Одно «Й краткое» ничего себе не выбрало. - «Для чего мне звуки, - размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. – Лучше жить тихо, безгласно.- Это всегда спокойнее».
Спохватились гласные, что «Й краткому» никакого звука не досталось. Что делать?
- Знаешь что – говорят ему. – Сходи-ка ты к согласным.
Подумало «Й краткое», зевнуло.
- А мне, - говорит, - эти звуки вроде и ни к чему. У меня и своих нагрузок хватит.
Уговорили всё же гласные «Й краткое», смекнуло оно, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:
- Я согласный!
- Какой тебе звук? – спрашивают у него согласные.
Стоит «Й краткое», раздумывает: звонкий взять – голова будет болеть от звона, шипящий взять – будешь шипеть, наживёшь врагов; нет, лучше уж ничего не брать.
Ходит «Й краткое», ищет, где бы пристроится. А кто его возьмёт! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определённой профессии.
С трудом перебивается «Й краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит. Трудно ему, хоть криком кричи. А тут ещё Сам Самыч запутался. Схемы с позициями звука [й’] и таблички с буквами, которыми обозначается этот звук, в разных позициях, перепутались.
- Что делать? Поможем ему, ребята?
4. Постановка учебной задачи.
Итак, первая наша задача :
- Научить Сам Самыча обозначать звук [й’] буквами.
При этом я прошу вас быть внимательными и аккуратными, иначе русский язык не будет нас любить.
5. Учебные действия, способствующие решению учебной задачи (УЗ).
5.1. Практическая работа в группах. Проблемная ситуация.
Я нарисовала на листочках для робота схемы с позициями звука [й’] и таблички с буквами, которыми обозначается этот звук в разных позициях. Но кто-топерепутал все листочки. Помогите Сам Самычу найти к каждой схеме нужную табличку.
Перед детьми на столах находятся перепутанные таблички, дети выполняют работу в парах.
5.2. Физкультминутка.
Слушаем тишину.
5.3. Проверка самостоятельной работы.
На доске появляются правильные схемы.
5.4. Придумайте примеры к каждой схеме.
5.5. Упражнение 26, стр. 45
Кайма – отличающая по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Рой – 1) стая летающих насекомых; 2) семья пчёл.
Юнга – подросток, обучающийся морскому делу, готовящийся стать матросом.
Карьер – 1) место открытой разработки неглубоко залегающих полезных ископаемых, камней, песка, глины; 2) самый быстрый конский бег.
6. Рефлексивная деятельность.
- Что должен запомнить Сам Самыч сегодня?
7. Оценка и контроль в ходе рефлексии.
- Кому было на уроке всё понятно похлопайте, кому не понятно потопайте.
Спасибо.