Цель: запустить процесс проектирования молодыми людьми собственной жизни, создать предпосылки для развития способности видеть успешные перспективы своего будущего.
Задачи:
- способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути, жизненных целей и ценностей;
- подвести к нахождению связи прошлого, настоящего и будущего, иметь представления о возможности учиться на своем прошлом опыте и видеть перспективы будущего с учетом жизненных планов и целей;
- способствовать умению выбирать альтернативы в пользу активной жизненной позиции и здорового образа жизни.
Целевая группа: группа учащихся старших классов общеобразовательного учреждения, либо учреждения профессионального образования в количестве 20 человек. Возраст участников: 15-18 лет.
Условия для группы: отдельное помещение, наличие мест (стульев) по количеству участников.
Условия для тренера: работа осуществляется по соглашению с учреждением профессионального образования и осуществляется на основании заказа в рамках своей профессиональной деятельности.
Инструментарий: наличие флипчарта /доски, блокнота/ватманов (3-х), мела / 1 пачки маркеров и 2-х пачек фломастеров/ ручек по количеству участников; стульев по количеству участников; текстов притч и применяемой методики, бланков к заданиям; музыкального сопровождения: магнитофона, кассеты/диска, текста релаксационного упражнения, бумаги формата А-4 четырёх цветов, фото знаменитых и успешных людей, магнитов, бумажного скотча.
К техническому заданию, сценарному плану проведения тренинга предлагаются приложения + фото проведенного мероприятия.
Время / сроки: разовый тренинг. Время проведения – 2 ч. 50 мин.
Ожидаемый результат:
- способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни;
- осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью, способной ставить жизненные цели, не бояться их изменять, не боятся ошибок и испытаний, уметь жить в гармонии с самим собой и окружающими, и осознавать смысл своего бытия в этом мире и свое место в нем.
Перспективы: проведение тренингов: «Правила, которым тысячи лет…Этикет», «Выиграть может каждый или как разрешить конфликт», «Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь провести в нём всю свою оставшуюся жизнь… », «Урок Здоровья. Здоровый дух в здоровом теле»; подготовка молодёжных групп к участию в Фестивале молодёжных идей «Здоровый город» и др.
План занятия
Сессия | Задача |
Пункт плана /Метод |
Ведущий |
Инструментарий |
5 мин. | Знакомство участников группы с тренером, налаживание положительного эмоционального фона в группе, определение ключевых жизненных приоритетов. | I. Организационный момент. Погружение в тему. Упражнение «Что движет человеком в жизни…или в чем ее смысл? Визуализация, вывод по итогам упражнения. | Доска/флипчарт, блокнот, мел/маркер. | |
5 мин. | Найти слова – ассоциации, определяющие успешность человека. | II. Упражнение «Ассоциации к слову «УСПЕХ». Обсуждение, визуализация | Доска/флипчарт -1, блокнот, мел/маркеры 2-х цветов. | |
15 мин. | Посредством показа фото знаменитых людей определить составляющие успеха. | III. Работа с группой «Качества успешного человека». Визуализация наглядных материалов (фото знаменитых и успешных людей). Вывод по итогам упражнения, определение «Формулы успеха». Анализ и обсуждение. | Доска/флипчарт -1, блокнот, маркеры 2-х цветов/мел, фото знаменитых и успешных людей, магниты, бумажный скотч, ножницы. | |
7 мин. | Дать определение понятию «жизненный успех» | IV. Мозговой штурм «Можно ли прогнозировать жизненный успех? Информационная интервенция тренера с наглядной визуализацией, дискуссия «5 сфер, ведущих к достижению успеха: познание себя, умение общаться, приспособляемость, стрессоустойчивость, оптимизм». | Доска/флипчарт, мел/ маркер. | |
10 мин. | Конструирование образа человека, определение и оценка его качеств личности. | V. Упражнение «Веер». Моделирование образа. Групповая работа. Индивидуальный анализ по итогам выполнения задания. Обобщающий анализ упражнения. | Бумага формата А-4 цветная, фломастеры по количеству участников. | |
20 мин. | Повысить самооценку человека, показать уникальность человека, найти положительные черты его личности. | VI. Упражнение «Золотой стул». Мозговой штурм, публичные комплименты в адрес сидящего на «троне» человека. Информационная интервенция «Характеристика уверенного и неуверенного в себе человека». | Стул («трон»), стулья по количеству участников. | |
10 мин. | Показать, что варианты достижения одной цели могут быть разнообразны, цель – одна и достижима. | VII. Упражнение – энергизатор для группы «Достижение цели». | ||
15 мин. | Кофе – пауза |
|||
10 мин. | Создать предпосылки для проектирования собственной жизни посредством видения опыта прошлого и перспектив будущего. | VIII. Методика «Мой жизненный путь». | Методика, листы формата А-4 по количеству участников, ручки. Текст методики прилагается (приложение 1). |
|
10 мин. | Обобщить информационно – практический материал. Способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути с учетом жизненных планов и ценностей. |
IX. Проблемный вопрос «Что важнее – прошлое, настоящее или будущее?!». Индивидуальная работа с раздаточным материалом «Что необходимо человеку для осуществления планов». Обсуждение, анализ тренера. Притча о споре трех мудрецов «Что важнее…прошлое, настоящее или будущее?!». | Текст притчи прилагается (приложение 2). Раздаточный материал – бланки и ручки по количеству участников. Бланк прилагается (приложение 4). |
|
5 мин. | Акцентировать внимание на важности внутренних установок человека, его восприятия жизни. | X. Чтение метафор. Притча «Преобладающее настроение. Пессимист, скептик, оптимист», «Притча о строителях». | Текст притч прилагается (приложение 3) | |
20 мин | Способствовать формированию навыков самопрезентации. | XI. Ролевая игра «Собеседование». Работа в малой группе, визуализация, метод проблематизации. Обсуждение, обобщение материала. | Бланк «Анкета кандидата на должность» по количеству участников прилагается (приложение 5). | |
10 мин. | Познакомить с правилами делового этикета и правилами поведения в обществе, в частности на собеседовании. | XII. Информационная интервенция.Мозговой штурм «Навыки самопрезентации.Правила делового этикета. Правила поведения на собеседовании».Визуализация и обсуждение. Работа в парах. Упражнение – активатор «Личное пространство». |
|
Доска/ флипчарт, мел/ маркеры 2-х цветов. Правила делового этикета и правила поведения на собеседовании прилагаются (приложение 6) |
8 мин. | Помочь разработать свой личный образ будущего, в котором осуществляется ваша мечта. |
XIII. Релаксационное упражнение на завершение занятия «Машина времени». Обобщающая беседа по итогам тематики мероприятия. Рефлексия. Ритуал прощания
|
|
Музыкальное сопровождение: магнитофон, кассета. Текст упражнения прилагается (приложение 7). Раздаточный материал «Гимн себе» (приложение 8). |
2 ч. 50 мин. |
Ход занятия
I.
Уважаемая аудитория, тема нашей встречи сегодня – «Мой жизненный путь. Перспектива успеха».
У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной, никчемной и бессмысленной.
Вопрос. Как вы думаете, что движет человеком в жизни? Или в чем ее смысл?
- Желание создать семью.
- Желание получить образование.
- Желание быть полезным в обществе и своем окружении.
- Желание разбогатеть.
- Желание самоутвердиться в жизни.
Записываются определения на ватмане/доске. Всё, что вы сейчас перечислили – это не что иное, как наши с вами жизненные ценности и ориентиры. Или другими словами – те факторы защиты, благодаря которым человек должен жить счастливой и радостной жизнью, не ища выхода в решении своих проблем, например, с помощью алкоголя или наркотиков (не прибегая к помощи ПАВ).
II.
Вопрос. Поднимите руку, кто хочет быть успешным в жизни человеком?
Конечно, все. Только понятие слова «УСПЕХ» для всех нас может быть разным.
Ответьте, пожалуйста, так что же такое - «УСПЕХ»?
- Это состоявшаяся карьера.
- Материальное благополучие и благосостояние.
- Хорошая и крепкая семья.
- Верные друзья.
- Успех у противоположного пола, любовь.
Ответы записываются на ватмане напротив ответов о смысле жизни.
Получается, что мы, так или иначе, возвращаемся к жизненным ценностям, к тому, что для нас ценно и важно в жизни.
Другими словами, сейчас мы с вами будем выяснять – как стать или… быть успешным в жизни человеком!!!
III.
На доске вывешиваются фото знаменитых людей: В.Путина, Д.Медведева, В.Зайцева, Валерии, Ж.Фриске, И.Кобзона, Л.Бокерии, семейную пару фигуристов: Жулина и Навки.
Вопрос. Можно ли этих людей назвать успешными? Какие качества их объединяют? (ответы аудитории)
На ватмане/доске выписываются качества успешных людей:
- Трудолюбие
- Способности
- Талант
- Целеустремленность
- Знание себя, своих возможностей и способностей
- Уверенность в себе
- Умение общаться
- Креативность
- Индивидуальность
Именно эти качества и обеспечили этим людям успех. Можно сказать, что сейчас мы с вами вывели определенную формулу успеха.
Вопрос. Можно ли сказать, что те люди, которые не знамениты и не совсем богаты - не успешны? (ответы ребят).
Конечно, нет, если человек живет в гармонии с собой и окружающими. Все мы разные и у нас разные потребности. Для одного человека его успех – это хорошая семья, любимая работа и преданные друзья. Для другого – это карьера и богатство. У каждого в жизни свои приоритеты и ценности.
IV.Можно ли вообще прогнозировать жизненный успех???
Что делает одного человека великим и выдающимся, а другого – средним и незаметным, волновал людей давно. Одни считали, что для успешной реализации личности в жизни требуется высокий интеллект, другие - наличие креативности.
Третьи утверждали, что для выдающихся достижений в первую очередь нужны и важны глубокие и разносторонние знания.
Все эти утверждения можно признать верными частично.
Психологические исследования 20 и 21 века убедительно свидетельствуют о том, что успех в жизни в большей степени зависит совсем от других психологических характеристик:
- наличие эмоциональной сферы, способностей к эффективному межличностному общению и взаимодействию, умение регулировать свое эмоциональное состояние и управлять своим мышлением и поведением, обладание устойчивости к стрессам и разочарованиям…т.д.
Американский ученый (психолог) Дэниел Големан выделил понятие «эмоциональный интеллект» и предложил его рассматривать как важный компонент лидерских способностей и основу для жизненного успеха.
Ученый определил 5 сфер, которые ведут к достижению успеха:
- познание себя: познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
- умение общаться: навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
- приспособляемость: способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
- стрессоустойчивость: управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
- оптимизм: преобладающее настроение (счастье, оптимизм).
Вопрос. Что же нужно делать нам с вами, чтобы развивать в себе эти жизненно - важные навыки и качества личности, без которых успеха нам не добиться?!
V.
Для начала – важно их хотя бы осознавать и уметь анализировать свои собственные качества личности.
Сейчас вам предлагается выполнить групповое упражнение «Веер».
Ход: листы формата А-4 раздаются всем участникам упражнения, которые подписывают свой лист и делят его на 2 столбца: в 1-ом будут записываться положительные качества личности человека («+»), во-2-ом – качества, над которыми надо работать («-»). Листы передаются по кругу, упражнение заканчивается, когда листы возвращаются к своему адресату.
2-й вариант упражнения (для группы, не достаточно хорошо знающей друг друга): индивидуальная работа «Мои качества личности», позволяющая задуматься над своими качествами личности, подумать над тем, какие качества необходимо в себе развивать, а над какими работать.
Бланк ко 2-му варианту упражнения.
Перечислите свои качества личности |
Отметьте те качества личности, которые вам мешают |
Отметьте качества личности, которые вы хотели бы в себе развить и которые помогут вам в жизни |
|
|
|
Анализ упражнения: Это упражнение можно отнести к сфере – познание себя.
Для чего мы пытаемся познать самих себя, изучить свое «Я» - для того, чтобы можно было сделать какие – либо выводы и иметь возможность измениться самому и изменить свою жизнь к лучшему.
Вывод: в построении жизненного пути многое зависит от способности познавать себя, от способности анализировать свои ошибки, многое зависит от внутренних установок человека, его восприятия жизни и уровня самооценки.
VI.Упражнение «Золотой стул».
Ход: по желанию один из подростков садиться в центр круга. Участники говорят ему то, что каждому из них в нем нравится.
Обсуждение: вопрос к участнику: что знал о себе, что для него было новым, как себя чувствует после упражнения.
Вывод: свои недостатки и недостатки знакомых мы знаем хорошо, а обратить внимание на свои и чужие достоинства личности не всегда готовы.
Важна также уверенность в себе и своих силах.
«Характеристика уверенного и неуверенного человека»
Уверенный в себе человек |
Не уверенный в себе человек |
адекватная самооценка; уверенная походка, взгляд, речь; принятие себя таким, какой ты есть; целеустремленность, смелость решения; нет боязни ошибиться; контакт и общение с людьми; активность; анализ ошибок; стремление преодолеть препятствия. |
низкая самооценка; неуверенный взгляд, походка, речь; конфликт с собою; часто пасует перед трудностями; боится ошибиться; менее общителен; активность низкая; ошибки пугают, неспособность или нежелание анализировать и исправлять их; нет стремления преодолевать трудности. |
Вопрос. Вы видите разницу в уверенном человеке и неуверенном? Как вы думаете, у кого больше шансов самореализоваться в жизни, добиться успехов и признания? (Ответы аудитории)
Но что же делать неуверенному в себе человеку? Надо работать над собой, помнить, что каждый человек уникален, искать и развивать свои способности и не пасовать пред трудностями, не боятся ошибок. Очень важно понять, что ошибки и трудности неизбежны на любом пути. Они сопровождают человека всю его жизнь, и успех зависит от того, как научился человек с ними справляться.
Многие люди в страхе перед трудностями пасуют и предпочитают ничего не делать, лишь бы не потерпеть неудачу! Сколько идей и замыслов остаются нереализованными.
Не пасуйте перед трудностями. Действуйте! Ошибайтесь, но смело идите к цели! Помните, что активное действие – это главное, что отличает неудачника от победителя. Будьте победителями и хозяевами своей жизни!
VII.Упражнение – активатор «Достижение цели».
Ход: группа выстраивается в шеренгу.
Задание: есть цель – добраться до определенной линии, черты или стены каждому участнику способом, не похожим на другие (ползком, бегом, пропрыгать на одной ноге и т.д.).
15 мин. Перерыв.
VIII. Методика «Мой жизненный путь» (приложение 1).
IX. Притча о споре трёх мудрецов о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее (приложение 2, приложение 4).
Вопрос. Что важнее: прошлое, настоящее или будущее? (Ответы ребят).
Понятия: прошлое, настоящее и будущее – вся ваша жизнь.
Вопрос: Точка зрения какого мудреца вам ближе? (Ответы и рассуждения аудитории).
Вывод: Важно все: уметь анализировать опыт прошлого, видеть перспективы будущего, «здесь и сейчас» уметь ставить перед собой цели, видеть возможности что-либо изменить в своей жизни в лучшую сторону.
X. Притча оважности внутренних установок человека, его восприятия жизни (приложение 3).
Важно также, какое у человека преобладающее настроение.
Понятия: пессимист, скептик, оптимист.
А поскольку мы все живем в обществе, нам важно научиться конструктивно общаться с людьми. А для этого мы поиграем.
XI. Ролевая игра «Собеседование». Анкета кандидата на должность (приложение 5).
Среди участников выбирается руководитель и три соискателя на место топ-менеджера.
Соискателям дается задание:
«В компанию требуется топ-менеджер. У вас бедственное положение. Вам во что бы то ни стало необходимо устроиться на работу, и именно в эту компанию. Компания очень известная, с хорошей репутацией, с социальным пакетом, высокой зарплатой, возможностью карьерного роста, перспективой и пр. вам необходимо заинтересовать своей персоной руководителя»
Руководителю дается задание разработать список вопросов (может быть предложен бланк анкеты кандидата на должность) и название компании. Ведущий предлагает руководителю типаж, которому должно соответствовать его поведение (можно выбрать трех руководителей, а класс - комиссия):
Безучастный – инициатива полностью исходит от клиента.
Активный – переубедить соискателя и устроить его на другую должность.
Ситуативный – вести себя в соответствии с ситуацией (заинтересован принять на работу ценного специалиста).
На проигрывание ситуаций каждому соискателю дается 2 минуты. Каждый соискатель проходит собеседование у руководителя (либо 3-х). После того, как соискатель прошел собеседование у руководителя (лей), он переходит в группу наблюдателей. Руководитель (ли) вместе с комиссией (классом) определяют того соискателя, с которым они хотели бы сотрудничать.
XII. Выводы по итогам игры. Знакомство с навыками самопрезентации.
Чтобы понравится другим,
Нужно говорить
С ними о том, что их занимает,
Уклоняться от споров
О предметах маловажных,
Редко задавать вопросы
И ни в коем случае
Не дать им заподозрить,
Что можно быть умней, чем они.Ф.Ларошфуко
Многочисленные пособия учат, как произвести хорошее впечатление на собеседника, партнера, начальника. Все знают о «правиле 30 секунд», за которое формируется отношение к человеку. Но как сохранить хорошее впечатление о себе, если оно не подкреплено ни способностями, ни мотивацией. Навыки самопрезентации могут помочь получить хорошую работу. Но для того, чтобы на ней закрепиться, их недостаточно.
С помощью невербальных средств общения – мимики, жестов, телодвижений – предается от 60 до 80% информации. Если учесть, что остальные 20-40% передаются с искажениями (сколько понято), можно только удивляться, как еще нам удается понимать друг друга.
Некоторые важные моменты самопрезентации:
- Элегантная походка
- Правильная осанка
- Изящные жесты
- Мимика
- Улыбка
- Дистанция общения (диапазон у южных народов от 30 см. и у северных до 80 см.)
- Одежда
- Речь (визитная карточка человека)
Вывод: Все вышеперечисленные моменты являются составляющими «Этикета». Озвучить правила делового этикета и правила поведения на собеседовании (приложение 6).
Как сохранять самообладание.
Советы: при выступлении незаметно держать в руках скрепку, поглядывать на картинку с тигром, например, как на смелого и сильного животного, или на соловья – как хорошего оратора и певца, можно смотреть поверх голов аудитории в пространство, или выбрать из аудитории человека, дружелюбно к вам настроенного, который невербально будет вас поддерживать.
Упражнение «Личное пространство»
Работа в парах. Два человека выходят к доске и становятся лицом к лицу друг к другу на расстоянии 3-4х метров. Затем один начинает медленно приближаться к другому. Стоящий неподвижно должен сказать «стоп». Когда почувствует, что другой вторгается в его личное пространство. Ученые установили: чем агрессивнее человек, тем больше его личное пространство.
XIII.
В заключении предлагается выполнить релаксационное упражнение«Машина времени» (приложение 7).
Анализ упражнения:
- Довольны ли вы образами своего будущего?
- Что вам понравилось больше всего?
- Есть ли что-то, что вам не понравилось?
- Если вы не совсем довольны, то что бы вы хотели изменить в образе своего будущего?
В этом сне каждый состоялся как личность, чего-то достиг, создал семью, построил карьеру и т.д.
Постарайтесь сделать этот сон явью, удачи и успехов вам в вашем личностном и жизненном самоопределении.
Спасибо за внимание, и на память о нашем занятии предлагаю вам раздаточный материал «Гимн себе» (приложение 8).
Чаще исполняйте его себе, и тогда вам будет сопутствовать удача, успех и благосклонность людей.