Цель урока:
- Ввести формулу вычисления площади треугольника по двум сторонам и углу между ними.
- Развитие логического мышления учащихся.
- Воспитание культуры математической речи.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование:
- персональный компьютер;
- проектор;
- экран;
- карточки с заданием.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация имеющихся знаний обучающихся по теме (решение задач по готовым чертежам).
3. Доказательство теоремы о площади треугольника.
4. Первичное закрепление темы (Решение прямой и обратной задачи)
5. Обучающая самостоятельная работа с последующей проверкой.
6. Применение теоремы о площади треугольника: "Исследование: "Площадь параллелограмма"".
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания (два ученика выполняют самостоятельно у доски)
А)
Карточка №1 | Карточка №2 |
Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью ОХ, если т.А имеет координаты ( ; 1) | Угол между лучом ОД, пересекающим единичную окружность, и положительной полуосью ОХ равен a. Найдите координаты т. А, если ОА = 6, a = 45? |
Б) Работа с классом. (Комментирование по цепочке).
Задание 1. Вычислите синус, косинус, тангенс угла 150°
Задание 2. Найдите тангенс a, если cos a =- 2/5
В) Взаимопроверка самостоятельной работы.
2. Решение задач по готовым чертежам
3. Изучение новой темы (доказательство теоремы по готовому чертежу
Рис. 292 . стр 256. уч. геометрии Л.С. Атанасян.)
Дано: треугольник АВС, ВС = а, СА = b.
Докажите, что S = 1/2 ab sin C.
Доказательство
А) Введем систему координат с началом в т. С так, чтобы точка В лежала на положительной полуоси ОХ, а т. А имела положительную ординату.
Б) Учитель: назовите уже известную вам формулу площади треугольника.
Ученик: S = 1/2 ah
Учитель: Выразите h.через синус угла С
Ученик: h = b sin C.
Учитель: Сделайте вывод
Ученик: S = 1/2 ah sinC. (теорема доказывается еще раз учителем).
4. Закрепление.
Задача 1. (Устно). Длины сторон треугольника 2 см и 4 см. Градусная мера угла между ними равна 30°. Вычислите площадь треугольника. (Ответ: 2 см?)
Задача №1020 (б)- фронтально. (ученик работает у доски, комментирует решение. Ответ: 27 см?)
Задача №1022. (Ответ: 16 см2).
5. Самостоятельная работа.
Задача 1. В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 2 см, а угол при основании равен 45°. чему равна площадь треугольника?
Задача 2.В равнобедренном треугольнике основание равно а, а противоположный ему угол равен 60°. Найдите площадь треугольника.
6. Мини-исследование.
Вычислить площадь параллелограмма, не пользуясь формулой S = 1/2ah.
Решение.
1. Диагональ ВД.
2.SABД =1/2AB*AD*sin30° = 1/2 *8*12*1/2 =24 (см2 )
3. SABД = SBDC ( свойство площадей), -> SAВCD = 24*2=48 (см2)
Учитель: запишите в общем виде формулу площади параллелограмма
Ученик: S = 2S тр. Отсюда S парал.= 2*1/2*a*b*sin A=a*b*sinA
Учитель: докажите, что площадь параллелограмма равна произведению смежных сторон на синус угла между ними.
Уч-ся доказывают устно.
7. Подведение итогов.
Вопросы классу:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему вы научились?
- Какой этап урока вам понравился больше всего и почему?
- Анализ Таблицы " Формулы площадей".
8. Задание на дом: п.96.повт п.55, 54. т Пифагора. № 1020(в) № 1023.