Образовательная цель:
- Обобщить знания учащихся о параллельных прямых, их свойствах и признаках;
- рассмотреть применение параллельных прямых в различных областях знаний;
- проверить усвоение учащимися данной темы.
Развивающая цель:
- развивать мыслительную деятельность,
- творческие способности и логическое мышление,
- развивать устную и письменную речь.
Воспитательная цель:
- воспитывать познавательную активность, культуру общения,
- прививать интерес к предмету.
Тип урока: обобщение знаний.
Оборудование урока: компьютерный класс, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня нам предстоит на уроке обобщить и систематизировать знания по теме "Параллельные прямые" в ходе деловой игры "Редакция"
II. Планерка.
1) Распределение обязанностей
- выбор курьера, ответственного секретаря;
- назначение корреспондентов следующих отделов:
- отдел писем (дифференцированное формирование отделов);
- информационный отдел;
- проблемный отдел.
2) Утверждение плана работы
- Работа в отделах.
- Производственное совещание.
- Командировка.
- Корреспондентское расследование.
- Выпуск электронной газеты (в программе Note book на интерактивной доске).
III. Работа в отделах.
Учитель (главный редактор):
- Работа в редакции требует быстрой реакции на события дня, поэтому постарайтесь быть активнее, корреспонденция уже ждет вас. Вы обсуждаете в своём отделе задания и готовитесь к выступлению на производственном совещании.
Ученики (корреспонденты) в отделах обсуждают задания, готовятся к ответам, делают записи и чертежи на доске.
Задания (1отдел)
- Дайте определение параллельных прямых. Какие два отрезка называются параллельными?
- Объясните, какие утверждения называются аксиомами.
- Сформулируйте аксиому параллельных прямых.
- Какие утверждения называются следствиями?
- Докажите, что прямая, пересекающая одну из параллельных прямых, пересекает и другую.
- Докажите, что если две прямые параллельны третьей, то они параллельны.
Задания (2 отдел)
- Что такое секущая? Назовите пары углов, которые образуются при пересечении двух прямых и секущей.
- Докажите, что если при пересечении двух прямых и секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.
- Докажите, что если при пересечении двух прямых и секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны.
- Докажите, что если при пересечении двух прямых и секущей сумма односторонних углов равна 180, то прямые параллельны.
- Расскажите о практических способах построения параллельных прямых.
Задания (3 отдел)
1. Какая теорема называется обратной данной теореме?
2. Докажите, что при пересечении двух параллельных прямых и секущей накрест лежащие углы равны.
3. Докажите, что при пересечении двух параллельных прямых и секущей
- соответственные углы рваны;
- сумма односторонних углов равна 180.
4. Докажите, что если прямая перпендикулярна к одной из параллельных прямых, то она перпендикулярна и к другой.
5. Суть метода доказательства от противного.
IV. Производственное совещание.
Выступления, комментарии к чертежам (по отделам).
Выполнение теста (проверка ответственным секретарем и курьером).
Тест
5. Один из углов при пересечении двух параллельных прямых третьей равен . Остальные углы равны:
6. Прямая АВ пересекает параллельные прямые РК и МN (АРК, ВМN ).
. Какие из следующих высказываний верны?
А) Точки К и М лежат в одной полуплоскости относительно прямой АВ;
Б) Точки Р и N лежат в разных полуплоскостях относительно прямой АВ;
В) .
7. Прямая МN является секущей прямых АВ и СD (М АВ, N CD).
AMN = 78. При каком значении CNM прямые АВ и CD могут быть параллельными?
V. Корреспондентское расследование.
Учитель предлагает на интерактивной доске задачу с тремя заданиями для каждого отдела (работа у доски).
VI. Командировка.
- Отдел писем - сообщение "Н.И. Лобачевский - творец неевклидовой геометрии" (Приложение 1)
- Информационный отдел - Защита мини - проекта "Что такое рейсмус?" (Приложение 2).
- Проблемный отдел - решение задачи.
Два тела и подвешены на концах нити, перекинутой через блоки А и В. Третье тело подвешено на той же нити в точке С и уравновешивает тела и .( При этом параллельны.) Докажите, что
VII. Выпуск электронной газеты. ( Приложение 3)
VIII. Домашнее задание: п.24-29, №212, 222.
Подведение итога урока. Оценка газеты.
Заработная плата, выставление оценок.
Но прежде чем вы покинете редакцию, оцените сегодняшнее занятие, поставьте на доске "+", если понравилась работа или "-", если она не понравилась.