Цели: работать с группой приставок, в которых пишется буква а; учить определять место орфограммы в слове.
Задачи:
Путём наблюдения, сравнения ввести правила правописания слов с приставками, в которых пишется буква а;
Развивать у детей орфографическую зоркость, словесно- логическое мышление, наблюдательность, память, умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать письменную речь;
Воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.
Оборудование: учебник "Русский язык" 2 класс, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1, знаки "+", "-", "?", компьютерная презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!
Каллиграфическая минутка.
-Чем похожи и чем отличаются строчные буквы у, д.
Прописать строчку за зу уз зу аз.
Словарная работа.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом, а каким, вы узнаете из загадки:
Сто один брат,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
(Забор)
< Слайд 2> (Приложение 1)
- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву, которая обозначает непроверяемый гласный звук.
- Рядом запишите однокоренные слова. Выделите корень.
Придумайте и запишите предложение с этим словом. Отметьте орфограммы.
Сообщение темы урока.
- Сегодня мы опять отправимся на волшебную поляну, где живут корни, суффиксы и их подружки - приставки. Совершенно случайно зашли на поляну новые приставки. Давайте за ними понаблюдаем.
5. "Открытие" детьми нового знания.
< Слайд 3>
запись - записать
надпись - надписать
насыпь - насыпать
- Прочитаем слова. Расставим ударения.
- Что вы заметили
< Слайд 4>
-Приставки за -, на-, над - пишутся с буквой, а под ударением и в безударном положении.
-Проверим.
Работаем с рубрикой "Обрати внимание". (Читаем вывод)
< Слайд 5>
ЗА - НАД - НА-
Работа с рубрикой "Учимся применять правило" < Слайд 6>
Учебник с.133.
Определяем, в какой части слова безударный гласный звук - в корне или приставке. Для этого подбираем родственные слова, меняя, если возможно, приставки.
Если безударный гласный в приставке, вспоминаем правило: в приставках за- на - над - всегда пишется буква а.
[ за]шить, шить, пришить, подшить, дошить, прошить.
Вывод: безударный гласный в приставке.
В приставке за - всегда пишется буква а, пишем зашить.
[на]рисовать, рисовать, дорисовать, подрисовать, пририсовать.
Вывод: безударный гласный находится в приставке.
Приставка на- всегда пишется с гласной буквой а, пишем нарисовать.
-Проверим рассуждения Даши (приготовим знаки) < Слайд 7>
[на]крыть
-Даша не пыталась при подборе родственных слов менять приставки. К этому слову можно подобрать слова:
закрыть, покрыть, открыть, укрыть.
Вывод: безударный гласный в приставке. Приставка на - всегда пишется с буквой а, пишем
накрыть.
< Слайд 8>
[за]бор
Вывод: безударный гласный в корне. Проверить его нельзя, нужно запомнить.
забор
< Слайд 9>
[на]сильщик
Носильщик- тот, кто носит. Родственные слова: носить, переносить, проносить.
Безударный гласный находится в корне. Проверяется, словом носит.
носильщик
< Слайд 10>
[за]помнить
Помнить, припомнить, вспомнить.
Вывод: орфограмма в приставке. Приставка за - всегда пишется с буквой а, пишем запомнить.
< Слайд 11>
Отработка алгоритма применения правила и запоминание приставок за - на - над-.
Упражнение 1. (У доски работает ученик. Он подробно комментирует ход своей работы, полностью проговаривая алгоритм применения правила, подбирая родственные слова для определения места орфограммы.)
Запить золотая - золото
заходить наказывать (словарное слово)
заморозить надёжный (словарное слово)
написать
нагрузить
надрезать
надпилить
Работа в тетради "Пишем грамотно" №1.
Упражнение 1.(самостоятельная работа)
-При составлении слов используйте приставки за - на - над.
Проверка.
Вывод: к одному корню можно приспосабливать разные приставки. Из этого не следует, что можно любую приставку соединить с каждым корнем, и наоборот. И те, и другие горды, а порой капризны и упрямы, но все важны. Каждая часть слова имеет свою "смыслиночку".
Упражнение 2.- отработка правописания слов с изучаемыми приставками и выяснение значений слов. (Выполняется в парах.)
- Решите вместе, есть ли в русском языке слова с данными приставками.
Коллективная проверка.
Вывод: не со всеми приставками можно образовать слова.
Домашнее задание.
Упражнение 3. - орфографический тренинг. Выполняется самостоятельно дома.
После того, как в слова вставлены приставки, словосочетания записываются в тетради. Приставки выделить, гласную букву в них подчеркнуть.
Итог урока.
- Что узнали нового на уроке?
- Чему учились?
-Над чем нам ещё нужно поработать?
Оценка работы учащихся.
Сегодня на уроке хорошо работали:
Спасибо за урок!