Урок русского языка во 2-м классе по теме "Правописание слов с приставками" (УМК "Начальная школа ХХI века")

Разделы: Начальная школа


Цели: работать с группой приставок, в которых пишется буква а; учить определять место орфограммы в слове.

Задачи:

Путём наблюдения, сравнения ввести правила правописания слов с приставками, в которых пишется буква а;

Развивать у детей орфографическую зоркость, словесно- логическое мышление, наблюдательность, память, умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать письменную речь;

Воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.

Оборудование: учебник "Русский язык" 2 класс, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1, знаки "+", "-", "?", компьютерная презентация.

Ход урока:

Организационный момент.

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!

Каллиграфическая минутка.

-Чем похожи и чем отличаются строчные буквы у, д.

Прописать строчку за зу уз зу аз.

Словарная работа.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом, а каким, вы узнаете из загадки:

Сто один брат,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
(Забор)

< Слайд 2> (Приложение 1)

- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву, которая обозначает непроверяемый гласный звук.

- Рядом запишите однокоренные слова. Выделите корень.

Придумайте и запишите предложение с этим словом. Отметьте орфограммы.

Сообщение темы урока.

- Сегодня мы опять отправимся на волшебную поляну, где живут корни, суффиксы и их подружки - приставки. Совершенно случайно зашли на поляну новые приставки. Давайте за ними понаблюдаем.

5. "Открытие" детьми нового знания.

< Слайд 3>

запись - записать

надпись - надписать

насыпь - насыпать

- Прочитаем слова. Расставим ударения.

- Что вы заметили

< Слайд 4>

-Приставки за -, на-, над - пишутся с буквой, а под ударением и в безударном положении.

-Проверим.

Работаем с рубрикой "Обрати внимание". (Читаем вывод)

< Слайд 5>

ЗА - НАД - НА-

Работа с рубрикой "Учимся применять правило" < Слайд 6>

Учебник с.133.

Определяем, в какой части слова безударный гласный звук - в корне или приставке. Для этого подбираем родственные слова, меняя, если возможно, приставки.

Если безударный гласный в приставке, вспоминаем правило: в приставках за- на - над - всегда пишется буква а.

[ за]шить, шить, пришить, подшить, дошить, прошить.

Вывод: безударный гласный в приставке.

В приставке за - всегда пишется буква а, пишем зашить.

[на]рисовать, рисовать, дорисовать, подрисовать, пририсовать.

Вывод: безударный гласный находится в приставке.

Приставка на- всегда пишется с гласной буквой а, пишем нарисовать.

-Проверим рассуждения Даши (приготовим знаки) < Слайд 7>

[на]крыть

-Даша не пыталась при подборе родственных слов менять приставки. К этому слову можно подобрать слова:

закрыть, покрыть, открыть, укрыть.

Вывод: безударный гласный в приставке. Приставка на - всегда пишется с буквой а, пишем

накрыть.

< Слайд 8>

[за]бор

Вывод: безударный гласный в корне. Проверить его нельзя, нужно запомнить.

забор

< Слайд 9>

[на]сильщик

Носильщик- тот, кто носит. Родственные слова: носить, переносить, проносить.

Безударный гласный находится в корне. Проверяется, словом носит.

носильщик

< Слайд 10>

[за]помнить

Помнить, припомнить, вспомнить.

Вывод: орфограмма в приставке. Приставка за - всегда пишется с буквой а, пишем запомнить.

< Слайд 11>

Отработка алгоритма применения правила и запоминание приставок за - на - над-.

Упражнение 1. (У доски работает ученик. Он подробно комментирует ход своей работы, полностью проговаривая алгоритм применения правила, подбирая родственные слова для определения места орфограммы.)

Запить золотая - золото

заходить наказывать (словарное слово)

заморозить надёжный (словарное слово)

написать

нагрузить

надрезать

надпилить

Работа в тетради "Пишем грамотно" №1.

Упражнение 1.(самостоятельная работа)

-При составлении слов используйте приставки за - на - над.

Проверка.

Вывод: к одному корню можно приспосабливать разные приставки. Из этого не следует, что можно любую приставку соединить с каждым корнем, и наоборот. И те, и другие горды, а порой капризны и упрямы, но все важны. Каждая часть слова имеет свою "смыслиночку".

Упражнение 2.- отработка правописания слов с изучаемыми приставками и выяснение значений слов. (Выполняется в парах.)

- Решите вместе, есть ли в русском языке слова с данными приставками.

Коллективная проверка.

Вывод: не со всеми приставками можно образовать слова.

Домашнее задание.

Упражнение 3. - орфографический тренинг. Выполняется самостоятельно дома.

После того, как в слова вставлены приставки, словосочетания записываются в тетради. Приставки выделить, гласную букву в них подчеркнуть.

Итог урока.

- Что узнали нового на уроке?

- Чему учились?

-Над чем нам ещё нужно поработать?

Оценка работы учащихся.

Сегодня на уроке хорошо работали:

Спасибо за урок!