Одним из важных вопросов подготовки к школьному обучению считаю развитие диалогической речи воспитанников. Над этой проблемой я работаю на протяжении последних лет.
Полагаю, что проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребенка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу моего внимания, когда я обращаюсь к проблеме речевого развития дошкольника.
Диалогическая речь - наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении со сверстником ребенку и наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстовую речь. Диалог со сверстником - новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития.
Анализ проведенных диагностических исследований свидетельствует: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом нашего детского сада, мы пришли к выводу, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, нет аргументации. У них наблюдаются интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается: каждый ребенок говорит о своем, не слышит партнера, не отвечает на его высказывания.
Обучение диалогической речи обычно провожу в форме беседы. Дети усваивают вопросно-ответную форму, овладевают простыми синтаксическими моделями фраз, умением соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания. Такую ярко выраженную учебную мотивацию применяю только к детям с хорошо развитой произвольной регуляцией собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедический пункт, в большинстве случаев к таковым не относятся. Поэтому для решения задач развития диалогической речи я использую игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация - учебная. Чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться.
Таким образом, игровая мотивация становится обусловленной учебной, и наоборот.
С целью активного влияния на коммуникативную деятельность в группе организую режиссерские игры (например, "Мы журналисты"), которые очень нравятся детям. В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи, использую моделирование. Замена абстрактных вербальных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мною были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами. Вместе с ребятами мы оговариваем возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.
В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка с взрослым, так и взаимодействия со сверстниками. Кроме того, овладение диалогом не возможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Поэтому в рамках подготовки проведения игры я опираюсь на работу психолога по развитию эмоционально-волевой сферы детей (рис. 1).
Начало года
Конец года
Рис 1. Динамика развития эмоциональной сферы детей подготовительной группы за 2007-2008 уч.год
Решая задачи приоритетного художественно-эстетического направления детского сада, большое внимание уделяю дополнительному образованию своих воспитанников - руковожу "Театральным" кружком.
Музыка и театр в ДОУ - источник особой детской радости. Мои воспитанники через театральную деятельность открывает для себя красоту сказки, театра, их волшебной силы, а в сочетании этих видов деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. В итоге пришла к твёрдому убеждению, что неталантливых детей нет, поэтому в постановках сказок участвуют все дети подготовительной группы. Пробую на роли разных детей, каждый ребёнок может себя попробовать практически в любой роли. Я и мои воспитанники в процессе чтения сказки наблюдаем, кому какая роль лучше удаётся, больше нравится. Когда подготовительная работа проведена и роли распределены, при дальнейшем чтении сказки уже стараюсь детей не перебивать и не поправлять, т.к. у каждого из них уже сложилось своё видение героя, и они играют так, как его представляют, используя заданный сюжет, в этой деятельности очень ценю импровизацию. Подготовка к спектаклю требует взаимодействия со всеми специалистами ДОУ: воспитателями, психологом, логопедом, хореографом, педагогом по изодеятельности.
В моей группе созданы условия для театрализованной деятельности: оформлен театральный уголок, изготовлены декорации, костюмы. Подобрала репертуар для детского творчества, игры-упражнения, музыкальные игры, этюды, составлена картотека разнообразных гимнастик (пальчиковой, дыхательной, артикуляционной). Воспитанники моей группы с удовольствием посещают кружок, радуют своими результатами (табл. 1)
Таблица 1
№ | Показатели | 2004-2005 (15 детей) |
2005-2006 (13 детей) |
2006-2007 (14 детей) |
||||||
1 | "Театральный" 1.Знание о разных видах театра, терминологии |
в | с | н | в | с | н | в | с | н |
51% | 25% | 25% | 55% | 23% | 22% | 73% | 20% | 7% | ||
2.Развитие психофизических способностей (мимика, пан-томимика). | 40% | 38% | 22% | 53% | 36% | 20% | 55% | 34% | 11% | |
3. Развитие психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти). | 50% | 31% | 19% | 53% | 30% | 17% | 56% | 29% | 15% | |
4.Развитие интонационной выразительности речи. | 40% | 45% | 15% | 46% | 40% | 14% | 51% | 38% | 11% | |
5.Развитие творческих спо-собностей (умение перевоп-лощаться, импровизировать, брать на себя роли). | 40% | 47% | 13% | 55% | 45% | 10% | 58% | 40% | 2% | |
ИТОГО: | 44% | 37% | 19% | 52% | 35% | 17% | 59% | 32% | 9% |
Рис 2. Динамика усвоения программы кружка "Театральный"