Урок построения новых знаний "Факторы, определяющие особенности климата России"

Разделы: География


Цели:

  1. Начать расширение и углубление знаний учащихся о климате как одном из компонентов природы.
  2. Познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат России.
  3. Формировать основы эстетической культуры.
  4. Развивать логическое мышление, умение самостоятельно подбирать дополнительный материал.
  5. Продолжить обучение работать в группе.

Оборудование:

  • Таблица "Распределение солнечной радиации",
  • Климатическая карта.

Тип урока: Урок построения новых знаний.

Форма урока: Устный журнал.

Ход урока

Организационный момент.

Изучение нового материала.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы начинаем изучать большую и интересную тему "Климат России". Этим заниматься будем несколько уроков. На сегодняшнем занятии разберём факторы, влияющие на формирование климата. Урок пройдёт в необычной форме, в форме устного журнала.

Итак, первая страничка - Путешествие во времени.

Мы вернёмся на год назад и вспомним из материалов 7 класса

-- Что такое климат?

-- Что такое погода?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ. Климат - это многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.

Погода - состояние тропосферы в данном месте за определённый промежуток времени.

УЧИТЕЛЬ. Климат интересует человека издревне. История развития человеческой цивилизации во многом связана с природно- климатическими условиями.

И сейчас мы перейдём ко второй странице нашего журнала Историческую. Здесь мы познакомимся с материалами древних летописей, в которых отражены те или иные климатические события давних времён. Судите сами:

1002 г. - "В лето бысть течение звёздам. Того же лета быша дожди

Мнози".

1128 г. - "Бысть вода велика, потопи люди и жита:

Вода бяше велика в Волхове".

1161 г. - "Бысть ведро, и жары велици, и сухмень через всё лето, и пригоде всяко жито и всяко обилие, и озёра и реки засохша, болота же выгореша, и леса и земля горела".

1393 г. - "Зима тяжка и студёна зело, снежна преизлишне".

Следующая страничка Литературная.

Существует много пословиц и поговорок, отражающих сведения о климате, особенностях погоды. Вам было задание на дом подготовить по несколько примеров.

УЧАЩИЕСЯ.

  1. Ноябрьские ночи до снега темны.
  2. В январе и горшок на печи замерзает.
  3. В марте и спереди и сзади зима.
  4. На тучу будет и погода и т.д.

А сколько существует загадок! Справимся ли мы с ними?

  • Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою все видят, но никто не слышит. (Гром и молния)
  • Летом убежит, осенью прибежит. (Снег)
  • Сивые кабаны всё поле облегли. (Туман)
  • Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
  • Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)

И заканчивая работу на этой страничке, послушаем, как красиво описывали в стихотворениях поэты времена года.

УЧАЩИЕСЯ ЧИТАЮТ СТИХОТВОРЕНИЯ.

Вот с такой лирической ноты перейдём к географическому осмыслению этой темы.

Географическая страничка.

УЧИТЕЛЬ. Давайте вспомним, какие климатообразующие факторы вы знаете?

ОТВЕТЫ.

Географическая широта (сколько тепла поступают на земную поверхность).

Подстилающая поверхность.

Соотношение суши и моря (неравномерность нагревания земной поверхности и воды).

Рельеф, влияющий на движение воздушных масс.

Циркуляция воздушных масс.

(Учитель вывешивает таблички с факторами на магнитную доску.)

УЧИТЕЛЬ. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим первые два фактора и сможем ответить на такие интересные вопросы:

Можно ли загореть в тени?

Что такое парниковый эффект атмосферы?

Почему у полюсов так холодно, несмотря на то, что в дни летнего солнцестояния Арктика получает солнечной радиации больше, чем экватор?

1-й фактор.

Что такое солнечная радиация?

Это то количество тепла и света, которое посылает солнце. В атмосфере солнечная радиация частично отражается облаками, частично поглощается, переходя в теплоту, частично рассеивается.

Запись на доске:

(суммарная)

(Запись в тетрадь)

Прямая радиация - радиация, доходящая до поверхности Земли в виде пучка параллельных лучей, исходящих от Солнца.

Интенсивность прямой солнечной радиации меняется в зависимости от высоты Солнца и прозрачности атмосферы.

Рассеянная радиация - радиация, рассеявшаяся в атмосфере и идущая к Земле от всего небесного свода.

Встречаясь с молекулами газа и взвешенными частицами, она отклоняется от прямоугольного направления, рассеивается, переходит в лучи, идущие во все направления. Поэтому светло и в тех местах, куда не проникают прямые лучи, например под пологом леса.

Суммарная солнечная радиация - сумма прямой и рассеянной радиации. Она постепенно увеличивается от полюсов (60 ккал/см3 в год) к экватору (200 ккал/см3 в год). Её количество зависит главным образом от угла падения солнечных лучей, то есть от географической широты. А на одной и той же широте зависит от времени года.

Работа с учебником. Рис. 25 стр. 57.

Работа с таблицей.

Атмосфера обладает парниковым эффектом.

Сообщение учащегося. (Приложение)

Перейдём ко второму фактору - характеру подстилающей поверхности.

Поверхность суши неоднородна и по цвету и по структуре. Я привожу вам следующие цифры:

  1. Свежевыпавший снег отражает 90% солнечных лучей.
  2. Тёмная пашня - 4%
  3. Зелёный луг - 20%
  4. Песок - 35%

Перепишите эти данные в тетрадь и дома выполните следующее задание: Построить столбиковую диаграмму.

Закрепление.

1. Беседа.

  • От чего зависит распределение солнечной радиации на Земле?
  • Суммарная солнечная радиация состоит из:
  • Какая территория России , юг или север, получает больше солнечной радиации?
  • Так можно загореть в тени?
  • Что такое парниковый эффект?
  • Почему снег вблизи проезжей части и возле домов тает быстрее чем на опушке леса?

2. Практическая работа №4.

Работа в группах.

Задания:

1 группа: В каком из перечисленных городов России теплее.

  • Москва;
  • Тюмень;
  • Красноярск;
  • Хабаровск.

2 группа: Установите соотношение между территорией и количеством солнечной радиации, получаемой отдельными территориями России.

120 ккал/см2 а) Северный Кавказ
110 ккал/см2 б) северное побережье России
70 ккал/см2 в) средняя полоса России
90 ккал/см2

3 группа: Установите соответствие между показателями отражающей радиации и подстилающей поверхностью.

90% а) песок
4% б) зелёный луг
20% в) свежевыпавший снег
35% г) тёмные поля

Отчёт микрогрупп.

Выводы записать в тетради.

Рефлексия.

Задание в тестовой форме.

1. Общее количество радиации, достигшее поверхности Земли, называется

А) солнечной радиацией;

Б) суммарная радиация.

2. Самый большой показатель отражаемой радиации имеет:

А) песок;

Б) лес;

В) чернозём;

Г) снег.

3. Самый большой показатель суммарной радиации в России имеет:

А) Северный Кавказ;

Б) северное побережье России.

4. Парниковый эффект - это эффект

А) увеличения температуры нижних слоёв атмосферы;

Б) уменьшения температуры верхних слоёв атмосферы.

5. В пасмурный день какой вид радиации будет больше:

А) прямой;

Б) рассеянной.

Задание проверяется, отметки выставляются.

Домашнее задание. п. 9, стр. 55 - 57, построить диаграмму.