Цели:
- Начать расширение и углубление знаний учащихся о климате как одном из компонентов природы.
- Познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат России.
- Формировать основы эстетической культуры.
- Развивать логическое мышление, умение самостоятельно подбирать дополнительный материал.
- Продолжить обучение работать в группе.
Оборудование:
- Таблица "Распределение солнечной радиации",
- Климатическая карта.
Тип урока: Урок построения новых знаний.
Форма урока: Устный журнал.
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала.
УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы начинаем изучать большую и интересную тему "Климат России". Этим заниматься будем несколько уроков. На сегодняшнем занятии разберём факторы, влияющие на формирование климата. Урок пройдёт в необычной форме, в форме устного журнала.
Итак, первая страничка - Путешествие во времени.
Мы вернёмся на год назад и вспомним из материалов 7 класса
-- Что такое климат?
-- Что такое погода?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ. Климат - это многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.
Погода - состояние тропосферы в данном месте за определённый промежуток времени.
УЧИТЕЛЬ. Климат интересует человека издревне. История развития человеческой цивилизации во многом связана с природно- климатическими условиями.
И сейчас мы перейдём ко второй странице нашего журнала Историческую. Здесь мы познакомимся с материалами древних летописей, в которых отражены те или иные климатические события давних времён. Судите сами:
1002 г. - "В лето бысть течение звёздам. Того же лета быша дожди
Мнози".
1128 г. - "Бысть вода велика, потопи люди и жита:
Вода бяше велика в Волхове".
1161 г. - "Бысть ведро, и жары велици, и сухмень через всё лето, и пригоде всяко жито и всяко обилие, и озёра и реки засохша, болота же выгореша, и леса и земля горела".
1393 г. - "Зима тяжка и студёна зело, снежна преизлишне".
Следующая страничка Литературная.
Существует много пословиц и поговорок, отражающих сведения о климате, особенностях погоды. Вам было задание на дом подготовить по несколько примеров.
УЧАЩИЕСЯ.
- Ноябрьские ночи до снега темны.
- В январе и горшок на печи замерзает.
- В марте и спереди и сзади зима.
- На тучу будет и погода и т.д.
А сколько существует загадок! Справимся ли мы с ними?
- Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою все видят, но никто не слышит. (Гром и молния)
- Летом убежит, осенью прибежит. (Снег)
- Сивые кабаны всё поле облегли. (Туман)
- Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
- Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
И заканчивая работу на этой страничке, послушаем, как красиво описывали в стихотворениях поэты времена года.
УЧАЩИЕСЯ ЧИТАЮТ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Вот с такой лирической ноты перейдём к географическому осмыслению этой темы.
Географическая страничка.
УЧИТЕЛЬ. Давайте вспомним, какие климатообразующие факторы вы знаете?
ОТВЕТЫ.
Географическая широта (сколько тепла поступают на земную поверхность).
Подстилающая поверхность.
Соотношение суши и моря (неравномерность нагревания земной поверхности и воды).
Рельеф, влияющий на движение воздушных масс.
Циркуляция воздушных масс.
(Учитель вывешивает таблички с факторами на магнитную доску.)
УЧИТЕЛЬ. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим первые два фактора и сможем ответить на такие интересные вопросы:
Можно ли загореть в тени?
Что такое парниковый эффект атмосферы?
Почему у полюсов так холодно, несмотря на то, что в дни летнего солнцестояния Арктика получает солнечной радиации больше, чем экватор?
1-й фактор.
Что такое солнечная радиация?
Это то количество тепла и света, которое посылает солнце. В атмосфере солнечная радиация частично отражается облаками, частично поглощается, переходя в теплоту, частично рассеивается.
Запись на доске:
(суммарная)
(Запись в тетрадь)
Прямая радиация - радиация, доходящая до поверхности Земли в виде пучка параллельных лучей, исходящих от Солнца.
Интенсивность прямой солнечной радиации меняется в зависимости от высоты Солнца и прозрачности атмосферы.
Рассеянная радиация - радиация, рассеявшаяся в атмосфере и идущая к Земле от всего небесного свода.
Встречаясь с молекулами газа и взвешенными частицами, она отклоняется от прямоугольного направления, рассеивается, переходит в лучи, идущие во все направления. Поэтому светло и в тех местах, куда не проникают прямые лучи, например под пологом леса.
Суммарная солнечная радиация - сумма прямой и рассеянной радиации. Она постепенно увеличивается от полюсов (60 ккал/см3 в год) к экватору (200 ккал/см3 в год). Её количество зависит главным образом от угла падения солнечных лучей, то есть от географической широты. А на одной и той же широте зависит от времени года.
Работа с учебником. Рис. 25 стр. 57.
Работа с таблицей.
Атмосфера обладает парниковым эффектом.
Сообщение учащегося. (Приложение)
Перейдём ко второму фактору - характеру подстилающей поверхности.
Поверхность суши неоднородна и по цвету и по структуре. Я привожу вам следующие цифры:
- Свежевыпавший снег отражает 90% солнечных лучей.
- Тёмная пашня - 4%
- Зелёный луг - 20%
- Песок - 35%
Перепишите эти данные в тетрадь и дома выполните следующее задание: Построить столбиковую диаграмму.
Закрепление.
1. Беседа.
- От чего зависит распределение солнечной радиации на Земле?
- Суммарная солнечная радиация состоит из:
- Какая территория России , юг или север, получает больше солнечной радиации?
- Так можно загореть в тени?
- Что такое парниковый эффект?
- Почему снег вблизи проезжей части и возле домов тает быстрее чем на опушке леса?
2. Практическая работа №4.
Работа в группах.
Задания:
1 группа: В каком из перечисленных городов России теплее.
- Москва;
- Тюмень;
- Красноярск;
- Хабаровск.
2 группа: Установите соотношение между территорией и количеством солнечной радиации, получаемой отдельными территориями России.
120 ккал/см2 | а) Северный Кавказ |
110 ккал/см2 | б) северное побережье России |
70 ккал/см2 | в) средняя полоса России |
90 ккал/см2 |
3 группа: Установите соответствие между показателями отражающей радиации и подстилающей поверхностью.
90% | а) песок |
4% | б) зелёный луг |
20% | в) свежевыпавший снег |
35% | г) тёмные поля |
Отчёт микрогрупп.
Выводы записать в тетради.
Рефлексия.
Задание в тестовой форме.
1. Общее количество радиации, достигшее поверхности Земли, называется
А) солнечной радиацией;
Б) суммарная радиация.
2. Самый большой показатель отражаемой радиации имеет:
А) песок;
Б) лес;
В) чернозём;
Г) снег.
3. Самый большой показатель суммарной радиации в России имеет:
А) Северный Кавказ;
Б) северное побережье России.
4. Парниковый эффект - это эффект
А) увеличения температуры нижних слоёв атмосферы;
Б) уменьшения температуры верхних слоёв атмосферы.
5. В пасмурный день какой вид радиации будет больше:
А) прямой;
Б) рассеянной.
Задание проверяется, отметки выставляются.
Домашнее задание. п. 9, стр. 55 - 57, построить диаграмму.